![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет асинхронного двигателя с фазным ротором
Техническое задание
Спроектировать трехфазный асинхронный двигатель с фазным ротором: Р2 = 28 кВт; U = 220/380 В; 2р = 4; конструктивное исполнение IM1001; исполнение по способу защиты IP23; способ охлаждения IC01; климатическое исполнение и категория размещения УЗ; класс нагревостойкости изоляции F.
Выбор главных размеров
1. Высота оси вращения (предварительно) по рис. 9.18, б h = 0, 18 м. Принимаем ближайшее стандартное значение h = 180 мм; Da = 0, 313 м (см. табл. 9.8). 2. Внутренний диаметр статора D = kD D a = 0, 66 • 0, 313 = 0, 207 м, kD = 0, 66 по табл. 9.9. 3. Полюсное деление τ = π D/(2p) = π 0, 207/4 = 0, 16225 м. 4. Расчетная мощность по (9.4) P' = mIE = P2 (kE — по рис. 9.20; η и cos φ — по рис. 9.21, в). 5. Электромагнитные нагрузки (предварительно по рис. 9.23, а) А = 43 • 103 А/м; Вδ = 0, 81 Тл 6. Обмоточный коэффициент (предварительно для двухслойной обмотки) kоб1 = 0, 92. 7. Расчетная длина магнитопровода по (9.6)
(по (9.5) Ω = 2 π f / p = 2π • 50/2 = 157, 1 рад/с]. 8. Отношение λ = lδ /τ = 0, 151/0, 16225 = 0, 93. Значение λ = 0, 93 находится в допустимых пределах (см. рис. 9.25, б).
Определение Z1, w1 и площади поперечного сечения провода обмотки статора
9. Предельные значения tz1 (по рис. 9.26): tz1max = 16 мм; tz1min = 12 мм. 10. Число пазов статора по (9.16) Z1min = Z2max = Принимаем Z1 = 48, тогда q1 = Z1/(2pm) - 48/(4 • 3) = 4. Обмотка двухслойная. 11. Зубцовое деление статора (окончательно)
12. Число эффективных проводников в пазу [предварительно, при условии а = 1 по (9.17)]
(по 9.18)
13. Принимаем а = 2, тогда по (9.19) uп = а u'п = 21 проводник. 14. Окончательные значения: число витков в фазе по (9.20) линейная нагрузка по (9.21)
магнитный поток по (9.22) Ф = (koб = kp1 ky1 = 0, 958 • 0, 966 = 0, 925 по табл. 3.16 для q = 4 kp1 = 0, 958; по (3.11) ky1 = sin индукция в воздушном зазоре по (9.23) Вδ = Значения А и Вδ находятся в допустимых пределах (см. рис. 9.23, а). 15. Плотность тока в обмотке статора (предварительно) по (9.25). А по п. 14 42, 9
(AJ1 = 290 16. Площадь поперечного сечения эффективного проводника (предварительно) по (9.24), а = 2.
17.Сечение эффективного проводника (окончательно): принимаем nэл = 2, тогда qэл = qэф/nэф = 4, 1/2 = 2, 05 мм2. По таблице находим диаметр изолированного 18. Плотность тока в обмотке статора (окончательно) по (9.27)
Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
Паз статора определяем по рис. 9.29, а с соотношением размеров, обеспечивающих параллельность боковых граней зубцов. 19. Принимаем предварительно по табл. 9.12 Вz1 = 1, 9 Тл; Ва = 1, 6 Тл, тогда по (9.37) bZ1 = (по табл. 9.13 kc = 0, 97); по (9.28)
20. Размеры паза в штампе: bш = 3, 3 мм; hш = 1 мм; 45° (см. рис. 9.29, а); по (9.38)
по (9.40)
Рис. 1 Пазы спроектированного двигателя с фазным ротором (Р2 =28 кВт, 2р = 4, Uном =220/380 В)
по (9.39)
по (9.42)—(9.45)
Паз статора показан на рис. 1, а. 21. Размеры паза в свету с учетом припуска на сборку: b'1 = b1 – Δ bп = 8, 1 – 0, 2 = 7, 9 мм b'2 = b2 – Δ bп = 11, 1 – 0, 2 = 10, 9 мм h'п.к = hп.к – Δ h = 22, 9 – 0, 2 = 22, 7 мм. Площадь поперечного сечения паза для размещения проводников обмотки по (9.48)
[площадь поперечного сечения прокладок Sпр =0, 9 b1 + 0, 4b2=(0.9 Sиз = bиз(2hп + b1 + b2) = 0, 4(2•26.3 + 8.1 + 11.1) = 28.72 мм2, гдe односторонняя толщина изоляции в пазу bиз = 0, 4 мм — по табл. 3.1]. 22. Коэффициент заполнения паза по (3.2):
Полученное значение kз допустимо для механизированной укладки обмотки.
Расчет ротора
23. Зададимся числом пазов на полюс и фазу ротора q2 = q1 -1=4-1=3, Тогда Z2 = Z1 q2/q1 = 48 24. Число витков в фазе по (9.52) w 2 = 25. Число эффективных проводников в пазу по (9.53) Uп2 = 26. Принимаем uп =8, тогда (окончательно) w2 = uп p2 q2 =8 27. Проверяем напряжение на контактных кольцах ротора по (9.56) U к.к. = 28. Предварительное значение тока в обмотке фазного ротора по (9.57) I2 = ki I1 vi= 0, 896 • 55, 4 • 1, 75=86, 9 А где по (9.58) ki = 0, 2 + 0, 8 cos φ = 0, 2 + 0, 8 • 0, 87=0, 896; по (9.59)
29. Сечение эффективных проводников обмотки ротора по (9.60)
qэф2 = I2 / J2 = 86, 9/5 • 106 =17, 38• 10-6 м2 =17, 38 мм2 (плотность тока при классе нагревостойкости изоляции F принимаем J2 = 5 • 106 А/м2). 30. По рис. 9.31 δ = 0, 6 мм. D2 = D - 2δ = 0, 207 - 2 • 0, 6 • 10-3 = 0, 2058 м. Принимаем l2 = l1 = 0, 151 м tz2 = 31. Предварительно bп2 = 0, 3 tz2 = 0, 3 • 17, 96 = 5, 39 мм, bэл2 = bп2 – 2bиз - Δ bп = 5, 39-2- 0, 2 = 3, 19 мм [2bиз =2 мм по табл. 3.10, Δ bп = 0, 2 мм по табл. 9.14]. По табл. П 3.2 выбираем неизолированный провод с а = 3, 15 мм, b = 5, 6 мм, qэф2 = 17, 09 мм2. 32. Уточняем J2 J2 = I2 / qэф2 = 86, 9/(17, 09 • 10-6) = 5, 08 • 106 А/м2. 33. Ориентируясь на табл. 3.10, составляем таблицу заполнения паза ротора (табл.1). Размеры паза в штампе (рис. 1, б) принимаем с учетом припусков Δ bп и Δ hп (см. табл. 9.14).
Таблица 1. Заполнение паза ротора
34. Внутренний диаметр сердечника ротора Dj при непосредственной посадке на вал равен диаметру вала DВ и может быть определен по формуле (9.102) DB ≈ kB Da =0, 23 (по табл. 9.19 для h = 180 мм и 2р = 4 kв = 0, 23). Принимаем Dв = Dj = 0, 072м.
Расчет магнитной цепи
Магнитопровод двигателя выполняем из стали марки 2013. 35. Магнитное напряжение воздушного зазора по (9.103) Fδ = по (4.19) kδ = kδ 1 kδ 2 = 1, 146 • 1, 22 = 1, 4, где по (4.17) и (4.18) где kδ 1 = где
kδ 2 =
36. Магнитное напряжение зубцовой зоны статора по (9.104) FZ1 = 2hz1Hz1 = 2 • 26, 3 • 10-3 • 1950 = 82.68 А, где hZ1 = Hп1 = 26.3 мм (см п. 20 расчета); расчетная индукция в зубцах по (9.105)
(bz1 = 5.9 мм по п. 19 расчета; kc1, = 0, 97 по табл. 9.13). Так как B'z1 > 1, 8 Тл, необходимо учесть ответвление потока в паз и найти действительную индукцию в зубце ВZ1. Коэффициент kПХ по высоте hzх = 0, 5 hz по (4.33)
где
по (4.32) BZ1 = B'z1 – μ 0 HZ1 kПХ Принимаем Bz1 = 1, 88 Тл, проверяем соотношение BZ1 и B'z1: 1, 88 = 1, 89 - 1, 256 • 10-6 • 1950 • 1, 68 = 1, 88, где для Bz1 = 1, 88 Тл по табл. П1.7 HZ1 = 1950 А/м 37. Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора [по (9.108)] Fz2= 2hz2 Hz2 = 2 • 27, 1 • 10-3 • 1333, 17 = 72, 26 А, по табл. 9.20 (см. рис. 1, б) hz2 = hп2 = 27, 1 мм; по (9.109)
по (9.109) BZ2max = BZ2min = ВZ2ср =
Так как Вz2mаx = 1, 93 > 1, 8 Тл, необходимо учесть вытеснение потока в паз в сечении зубца. По (4.33)
Примем действительную индукцию Вz2max = 1, 92 Тл, соответствующая ей напряженность (по табл. П 1.7) Hz2max = 2250 А. Подставим полученные значения в уравнение (4.32): Bz2max = B'z2max – μ 0 Hz2max kп; Bz2max = 1, 93 - 4π • 10-7 • 2250 • 1, 74 = 1, 92. Действительная индукция в зубце Bz2max = 1, 92 Тл. По табл. П 1.7 Hz2max = 2250 А/м для Bz2max = 1, 92 Тл; Нz2ср = 1250 А/м для Bz2cp = 1, 73 Тл; Hz2min = 749 А/м для Вz2min = 1, 53 Тл. Расчетная напряженность поля Hz2 = 38. Коэффициент насыщения зубцовой зоны kZ = 1 + 39. Магнитное напряжение ярма статора по (9.116) Fa = La Ha = 0, 225 • 750 = 168, 75 А, где по (9.119)
[по (9.120)
по табл. П 1.6 для Ва = где h'a = ha =26, 7 40. Магнитное напряжение ярма ротора по (9.121) Fj = Lj Hj = 0, 088 • 209 = 18, 39 А, где по (9. 127)
по (9.122)
по табл. П 1.6 для Bj = 1, 07 Тл находим Hj = 209 А/м. 41. Магнитное напряжение цепи на два полюса по (9.128) Fц = Fδ +Fz1 +Fz2 + Fa + Fj = 1068, 2 + 82, 68 + 72, 26 + 168, 75 + 18, 39 = 1410, 28 А. 42. Коэффициент насыщения магнитной цепи двигателя по (9.129) kμ = Fц / Fδ = 1410, 28/1068, 2 = 1, 32. Намагничивающий ток по (9.130)
по (9.131) Iμ * = Iμ / Iном = 13, 44/55, 4 = 0, 24.
Расчет параметров
43. Активное сопротивление обмотки статора по (9.132)
где КR =1; ρ 115 = 10-6/41 Ом•м; qэф1 = 4, 022 • 10-6 м2 (см. п. 18 расчета); а = 2; L1 = w1 lcp1 = 84 • 0, 836 = 70, 22м; lcp1 = 2(lп1 + lл1) = 2(0, 151 + 0, 267) = 0, 836 м; lп1 = 0, 151 м; lл1 = Kл bкт + 2В = 1, 55 • 0, 153 + 2 • 0, 015 = 0, 267 м, где по (9.138)
по табл. 9.23
44. Вылет лобовых частей обмотки статора по (9.140) lвыл = Квыл bкт + В + 0, 5 hп = 0, 5 • 0, 153 + 0, 015 = 0, 0915 м, где по табл. 9.23
45. Активное сопротивление обмотки ротора по (9.132) r2 = КR ρ υ где КR =1; ρ 115 = 10-6/41 Ом•м; qэф2 = 17, 09 • 10-6 м2 (см. п. 29 расчета); а = 1; L2 = w 2 lcp2 = 48 • 0, 8234 = 39, 5м; lcp2 = 2(lп2 + lл2) = 2(0, 151 + 0, 2607) = 0, 8234 м; lп1 = 0, 151 м; lл2 = Kл bкт + 2В + hп = 1, 2 • 0, 153 + 2 • 0, 025 + 0, 0271 = 0, 2607 м, где по (9.138)
по (9.142)
по (9.144)
(b + s) — расстояние между осями соседних катушек статора в лобовых частях (см. рис. 9.49): b = 2bэл = 2• 3, 15 = 6, 3 мм; s = 3, 5 мм по табл. 9.24 По (9.150) r'2 =v12 r2 = 3, 05 • 0, 0564 = 0, 17202 Ом, где по (9.151) v12 = r'2* = r'2 46. Вылет лобовых частей обмотки ротора по (9.140) lвыл = Квыл bкт + В + 0, 5 hп = 0, 33 • 0, 153 + 0, 025 + 0, 5 • 0, 0271 = 0, 089 м, где по (9.143)
(bкт1, Кл и m — по п. 43 расчета; В — из табл. 9.24; hп1 — по рис. 9.76, а).
Индуктивное сопротивление обмотки статора
47. Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора по (9.152)
где по табл. 9.26 (см. рис. 9.50, е) и по рис. 1
где (см. рис. 9.50, е и 1) h2 = hП.К – 2bИЗ = 22, 9 - 2 • 0, 4 = 22, 1 мм; b1 = 8, 1 мм; hк = 0, 5(b1 - bш) = 0, 5(8, 1 - 3, 3) = 2, 4 мм; h1 = 0 (проводники закреплены пазовой крышкой); kβ = 0, 25 (1 + 3 k'β ) =0, 906; k'β = 0, 25 (1 + 3β) =0, 25(1+3 по (9.159) λ л1 =0, 34 по (9.162) λ д1 = по (9.176) ξ = k''q2 + k'β – k2об(1 + Δ z) =0, 6 По рис 9.51 k" =0, 04; Δ z=0, 075 Относительное значение x1* = x1
Индуктивное сопротивление обмотки ротора
48. Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора по (9.152)
х'2 = х2 v 12 = 0, 012 • 3, 05 = 0, 0366, где v 12 = 3, 05 из п. 45 расчета; x'2* = x'2 I1ном / U1ном = 0, 0366 • 55, 4/220 = 0, 01. где по табл. 9.26 (см. рис. 9.50, а) и по рис. 1
По (9.159) λ л2 = 0, 34 (lл2 = 0, 2607 — по п. 45 расчета). По (9.160)
ξ = k''q2 + k'β – k2об2(1 + Δ z) =0, 18 По рис 9.51 k" =0, 04; Δ z=0, 225
Расчет потерь
49. Потери в стали основные по (9.187) Рст.осн=р1, 0/50 [из табл. 9.28 для стали марки 2013 р1, 0/50 = 2, 5 Вт/кг; kда = 1, 6; kдz = 1, 8; по (9.188) ma=π (Da - ha)halст1 kc1 γ c=π (0, 313-0, 0267)• 0, 0267• 0, 151• 0, 97 •7, 8•103= 27, 4 кг, ha = 0, 0267 м из п. 19 расчета; по (9.189) mz1=hz1bz1срZ1lст1kc1γ c= 0, 0263 • 0, 0059 • 48 • 0, 151 • 0, 97 • 7, 8• 103 = 8, 5 кг, из п. 36 и 39 расчета Вa = 1, 6 Тл, Вz1 = 1, 88 Тл]. 50. Поверхностные потери в роторе и статоре по (9.194) Pпов2 = рпов2(tz2 – bШ2)Z2lст2 =409, 2•(17, 96 – 8, 3) • 10-3 • 36 • 0, 151 = 21, 5 Вт, где по (9.192) рпов2 =0, 5 k02 [по (9.190 В02 = β 02 kδ Bδ = 0, 32 • 1, 4 • 0, 7998 = 0, 358 Тл; по рис. 9.53, б для bш1/δ = 3, 3/0, 6 = 5, 5 находим β 02 = 0, 32]. Pпов1 = рпов1(tz1 – bШ1)Z1lст1 = 825, 4•(13, 55 – 3, 3) • 10-3 • 48 • 0, 151 = 61, 3 Вт, где по (9.192) рпов1 =0, 5 k01 [по (9.190 В02 = β 02 kδ Bδ = 0, 425 • 1, 4 • 0, 7998 = 0, 476 Тл; по рис. 9.53, б для bш1/δ = 8, 3/0, 6 = 13, 8 находим β 02 = 0, 425]. 51. Пульсационные потери в зубцах ротора и статора по (9.200) Pпул2 ≈ 0, 11 [по (9.201) mz2=Z2hz2bz2срlст2kc2γ c= 36• 27, 1 • 10-3• 0, 007295• 0, 151• 0, 97• 7, 8• 103 = 8, 13 кг, где
по (9.196) Впул2 =
где γ 1 = 2, 88 из п. 35 расчета; Bz2ср = 1, 73 из п. 37 расчета]. Pпул1 ≈ 0, 11 [mz1 = 8, 5 кг из п. 49 расчета по (9.196) Впул1 =
где γ 2 = 5, 42 из п. 35 расчета; Bz1ср = 1, 88 из п. 36 расчета].
52. Сумма добавочных потерь в стали по (9.202) Рст.доб = Pпов1 + Рпул1 + Рпов2 + Рпул2 =61, 3+144, 2+21, 5+31, 9 =258, 9 Вт; полные потери в стали по (9.203) Рст = Рст.осн + Рст.доб = 415, 8 + 258, 9 = 674, 7 Вт. 53. Механические потери по (9.210) Рмех = Кт (n /10)2 D4a = [для двигателей с 2р = 4 коэффициент Кт = 1, 3(1 - Da) = 1, 3(1 - 0, 313) = 0, 89]. 54. По (9.214) Ртр.щ = Ктр ρ щ Sщ υ к = 0, 16 • 20 • 103 • 0, 5 • 10-3 • 7, 85 = 12, 56 Вт (по табл. П 4.2 выбираем щетки МГ, для которых рщ = 20 • 55. Площадь щеток на одно кольцо S'щ = I2/Jщ = 86, 9/20 = 4, 345 см2; по табл. П 4.1 принимаем lщ = 20 мм, bщ = 12, 5 мм; число щеток на одно кольцо
Уточняем плотность тока под щеткой:
Принимаем диаметр кольца Dк = 0, 1 м, тогда линейная скорость кольца
56. Сумма потерь Рст + Рмех + Ртр.щ = 674, 7 + 192, 2 + 12, 56 = 879, 46 Вт.
Холостой ход
57. Холостой ход двигателя по (9.217)
[ Iх.х.р = Iμ = 13, 44 А — из п. 42 расчета; по (9.218) Iх.х.а = где Рэ1х.х = 3 (r1 = 0, 2129 из п.43 расчета)] 58. По (9.221) cos φ х.х = Iх.х.а/Iх.х = 1, 49/13, 52 = 0, 11. 59. По (9.184) r12 = Pcт.осн / (m I2μ ) = r12* = r12 I1ном /U1ном = 0, 77 • 55, 4/220 = 0, 1939. 60. По (9.185)
x12* = x12I1ном/U1ном = 16, 33 • 55, 4/220 = 4, 11.
Расчет рабочих характеристик 61. По (9.223)
По (9.227) а' = а = с1r1 = 1, 003 • 0, 2129 = 0, 2135; b = с1(х1 + с1x'2) = 1, 003(0, 043 +1, 003 • 0, 0366) = 0, 08. По (9.226)
Данные расчета рабочих характеристик для скольжении s = 0, 005; 0, 01; 0, 015; 0, 02; 0, 03 и Sном=0, 04 сведены в таблицу 2. Номинальные данные спроектированного двигателя: Р2 = 28 кВт; U1 = 220/380 В; 2р = 4; η = 0, 88; cos φ = 0, 87. Для расчета максимального момента определяем критическое скольжение:
Mmax* находим по 1—5-й и 11-й строкам табл. 9.41 для s = sкр; R = a + a' r'2/sкр = 0, 2135 + 1, 005•0, 17202/0, 216 = 0, 8 Ом; Х = b + b' r'2/sкр = 0, 08 Ом;
Т а б л и ц а 2. Расчет рабочих характеристик асинхронного двигателя с фазным ротором Р2 = 28 кВт; U1 = 220/380 В; 2р =4; r1 = 0, 2129 Ом; r'2 = 0, 17202 Ом; Рст + Рмех + Ртр.щ = 879, 46 Вт; I0а = 0, 8 А; I0р = Iμ = 13, 44 А; c1 = 1, 003; a' = 1, 005; а = 0, 2135 Ом; b' = 0; b = 0, 08 Ом
Mmax* =
Для более точного определения sкр и Мmax следует построить зависимость М = f (s) для диапазона изменения s = 0, 1..1 и при этом учесть влияние насыщения полями рассеяния головок зубцов на индуктивные сопротивления обмоток статора и ротора по формулам § 9.13. Вывод: по техническим данным спроектированный двигатель удовлетворяет требованиям ГОСТ и технического задания.
|