Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-экономическое положение Казахского государства в XVI - XVII веках
- Общественный строй в К.Х. состоял – из семи ступеней
- Аул – родственники и близкие по крови
- Аулбасы – глава аула
- Ата аймак – отцовский край – состоял из нескольких аулов
- Аксакал – глава ата аймака
- Род – состоял из 10-15 аймаков
- Рубасы – глава рода
- Арыс – состоял из нескольких родов, управлял им бий
- Улус – несколько арысов, правил султан из чингизидов
- Жуз – несколько улусов. Правитель – хан, избирался из чингизидов султанами
- Курултай – собрание знатных и уважаемых людей
- Ханталапай – обычай ханской делёжки (кошма и скот делились между всеми участниками выборов)
- Толенгиты или караша- дружинники хана
- В Казахском ханстве не было регулярного войска – в случае необходимости собирали народное ополчение
- Места и маршруты кочевания устанавливали – ханы
- Роды могли самовольно поменять места зимовок и жайляу – в случае военной угрозы
- Социальный состав населения Казахского ханства в XVI-XVII вв. представлял собой структуру – феодального общества
- Населения Казахского ханства в XVI-XVII вв. делилось на – два класса: класс феодалов- белая кость и класс крестьян – черная кость
- Белая кость – ханы, султаны, родовая и племенная знать
- Земледельцы и скотовыды были обязаны – отдавать 20 часть своего скота и продукта
- Высшие мусульманские священнослужители принадлежавшие к господствующему классу – ишаны, имамы, хаджи
- Самые удобные зимовки были - в Кызылкумах
- Кебенек, толпан, карасан, жамандат – это болезнь скота типа сибирской язвы
- Аулы находились на жайляу – полтора-два месяца
- Тогыту – промывание шерсти овец и ягнят
- Шекпен – домотканый кафтан мужчины
- Празднества, свадьбы обычно проходили на – жайляу
- Алтыбакан – качели
- К перекочёвки на зимовки готовились – в конце октября
- Атпа – приспособление для полива полей
- Жатак – буквально лежащий, не имеющий скота, обрабатывающий землю
- Для хранения зерна рыли ямы – ура
- Город, находящийся на границе с кочевой степью – Сыгнак
- За овладение этим городом казахи и узбеки воевали 100 лет – Сауран
- Этот город был известен с VIII века под названием Тарбанд – Отрар
КУЛЬТУРА КАЗХСТАНА В XVI – XVII ВЕКАХ
- Наиболее развитыми в культурно-экономическом отношении были – южные районы
- Города Сыгнак, Сауран, Туркестан являлись – центрами ремесла и торговли
- В XVI-XVII веках развитие культуры тормозили – междоусобные войны
- Сали сери – поэт-песенник
- Кусбеги – любители охоты с ловчей птицей
- Казахский язык как самостоятельный национальный язык сформировался в – XVв.
- Дастаны (эпосы) «Ер кокше» и «Базар-батыр» созданы на – керейском языке
- В XV- XVII вв. кыпчакский язык в Золотой орде употреблялся как- официальный литературный язык
- В XVI-XVII вв. стали появляться произведения на казахском языке – исторические
- «Джами-ат-таурих» - образец письменной исторической литературы, автор Кадыргали Джалаири, написан арабским алфавитом
- Астрономическими часами для казахов были – Полярная звезда и Большая медведица
- Меркурий казахи называли – Утренней звездой или Малой Венерой
- В XVI-XVII вв. казахи – официально приняли ислам
- Особенно широко ислам распространился – юг и Жетесу
- Этот английский купец побывал в Казахстане в 1558-1560 гг. писал, что казахи магометяна – Дженкинсон
- Аластау – обряд очищения огнём
- Над могилами умерших памятник ставили – через год
- Шокайма – сапоги –ботфоры
- Ичиги – мягкая обувь из козей шкуры
- Кебис – кожаные галоши
- Кимешек – головной убор 30-40 летней женщины
- Желек – шёлковое покрывало для головы женщин через год после свадьбы
- Кундик- круглый головной убор пожилой женщины
- Жырау XVI-XVII веков – Доспамбет, Жиембет, Шалкииз, Бухар- жырау
- Жиембет – жырау из младшего жуза, бий, наместник хана Есима
- Жырау вдохновитель победы 1620 г., участник подавления мятежа Турсуна - Жиембет
- Доспамбет, - жырау, батыр(1490 в Азове -1523 в Астрахани)
- «Ер Тостик», «Куламерген», «Алтан сака» - сказки
- Аяз би, Жиренше, Алдар Косек – герои бытовых и сатирических сказок
- «Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар» - героический эпос
- «Козы Корпеш и Баян - Сулу», «Кыз Жибек», «Айман-Шолпан» - лирические поэмы
- Кюйши композиторы-- Коркыт Ата(VII-VIII), Асан Кайгы(XV), Казтуган(XV), Сыпыра(XVI)
- Терме – литературно – песенный жанр
- Кюй – музыкальное произведение
- Автор «Тарих –и-Рашиди» - Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551)
- «Тарих –и-Рашиди» - Мухаммед Хайдара Дулати – написано на персидском языке в Кашмире в 1541-1546гг.
- «Тарих –и-Рашиди» - Мухаммед Хайдара Дулати – летопись истории казахских племён и Могулистана
- Мухаммед Хайдар Дулати – был правителем Кашмира(Индия) – 11 лет
- Автор «Сборника летописей» - Кадыргали Жалаири (1530-1605)
- «Сборника летописей» - Кадыргали Жалаири написан – в 1600-1602 гг
- «Сборника летописей» - Кадыргали Жалаири подарил – русскому царю Борису Годунову
- «Сборника летописей» - Кадыргали Жалаири вышел в свет отдельной книгой – 1854 году
- «Сборника летописей» - Кадыргали Жалаири - источник истории Казахстана XV-XVIIвв.
- «Шынгыснаме»(Жизнеописание Чингисхана) написано в – XVI в, автор Утемис Ходжи
- «Шынгыснаме» - повествуется об истории династии Джучи
- «Шынгыснаме» - научный труд в котором описана история Южного и Западного Казахстана в XIII- XIV веке
- «Шынгыснаме» - храниться в Ташкенте
- Исторический труд «Хроника» автор – Шах Махмуд Чорасан
- Исторический труд «Хроника» автор – Шах Махмуд Чорасан повествует – о казахско-могульских отношениях XVI- XVII века
- Произведение о правлении хана Абулхаира – «Тарих – и Абулхаир-хани» автор – Усман Кухистани
- Историческая летопись Абулгази Бахадура(1603-1664) - история арабских стран, Средней Азии и Южного Казахстана
- Абулгази Бахадура с 1643 года был – ханом приаральских казахов
- Абулгази Бахадура в 1663 году начал писать труд, на не закончил в связи со смертью – «Шежире-и- тюрк» (Тюркская родословная)
- «Шежире-и- тюрк» (Тюркская родословная) Абулгази Бахадура это – история династии потомков Чингисхана и сведения об истории тюркоязычных племён, вошедших в состав казахского народа
Данная страница нарушает авторские права?
|