![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор и обоснование темы исследования
Выполнение курсовых работ и последующей за ними выпускной квалификационной работы должно обеспечить развитие у студентов способностей к научному творчеству и умения кратко публично докладывать результаты своей работы. Поэтому необходимо стремиться, чтобы уже в первой курсовой работе содержались элементы научного поиска. Дипломная работа (выпускная работа бакалавров, магистерская диссертация) – законченное самостоятельное научное исследование. В этой связи важное требование к такого рода работе – представление оригинальных результатов научного поиска, связь с тематиками НИР кафедры, высокий теоретический, методологический, методический и технический уровень. Принятые в НИУ «БелГУ» требования к выпускным квалификационным работам бакалавра и магистра представлены в прил. 1 и 2. В выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по специальностям направления «Науки о Земле» должна непременно присутствовать одна особенность – анализ пространственных (территориальных) закономерностей природных или социально-экономических компонентов или явлений. Нецелесообразны сводки покомпонентных характеристик природы, экономики или производительных сил без их комплексной характеристики, регионализации, привязки к территории. При этом естественно, что наличие карт становится важнейшим критерием «географичности» работы. Работы студентов, обучающихся по направлению «Экология и природопользование», должны быть посвящены актуальной экологической проблематике региона, содержать анализ экологических факторов, элементы оценки экологической ситуации, выявление причин и прогноз последствий реальных экологических проблем. Выполнение студенческих научных исследований соответствует общей схеме выполнения НИР: I. Формулирование темы научного исследования. II. Формулирование цели и задач исследования. III. Теоретические исследования. IV. Экспериментальные исследования. V. Анализ и оформление научных исследований. VI. Внедрение научных исследований.
Научное направление – сфера научных исследований коллектива, посвященных решению крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Научная проблема – сложная научная задача, которая охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Тема научного исследования – научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она включает многочисленные исследовательские вопросы – мелкие задачи.
Для выбора темы необходимо пройти следующие этапы:
1. Формулирование проблемы – на основе анализа противоречий. 2. Разработка структуры проблемы. 3. Установление актуальности проблемы. Требования к теме исследования: 1. Актуальность. 2. Новизна. 3. Практическая значимость. 4. Экономическая эффективность.
При формулировке темы исследования необходимо исходить из принципа лаконичности (не более 10-11 слов), точности (точное отражение содержания исследования). В теме должны быть отражены: научная проблема и предмет исследования. Могут быть отражены также: объект исследования (особенно для географических исследований), иногда – метод исследования (для методических, технологических разработок). Следует избегать сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, оборотов. Тема должна быть запоминающейся. Цель исследования – главная научная задача, на решение которой направлено научное исследование. Она в своей формулировке перекликается с темой исследования. Задачи исследования – последовательные этапы достижения цели (более мелкие вопросы в рамках цели исследования). Предмет исследований – законы строения, развития и функционирования объекта исследования. Объект исследования – предмет материального мира, явление, свойства, а также связи между явлениями и свойствами объективной действительности.
|