![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системно-деятельностный подход на уроках музыки
Автор: Маринец Юлия Николаевна, учитель музыки первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №11» г. Северодвинска. Каждая личность обладает набором качеств: - Самостоятельность в принятии, каких - либо решений. -Умение отвечать за свои действия, решения. - Способность нести ответственность за себя и своих близких. - Готовность действовать в нестандартных ситуациях. - Овладение приёмами учения и готовность к постоянной переподготовке. - Овладение набором компетенций как ключевых, так и по различным отраслям знаний. Как уже говорилось ранее, системно – деятельностный подход предполагает: - Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. - Переход к стратегии социального проектирования и конструирования. - Ориентацию на результаты образования. - Признание решающей роли содержания образования. - Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. - Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. - Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося. - Гарантированность достижения планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования. Для достижения данных результатов на уроках необходимо использовать систему дидактических принципов: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества. Реализуя принцип деятельностина уроке музыки, учитель, не озвучивает тему урока, а повторяет материал прошлого урока и на основе повторения, учащиеся самостоятельно формулируют и озвучивают тему нового урока. Например, изучив тему «Кантата Александр Невский», учитель с помощью наводящих вопросов (на прошлом уроке мы с вами проходили произведение С.С Прокофьева «Кантата Александр Невский» и часть из нее «Вставайте люди русские», что такое кантата? Что вы услышали в этом произведении?) подводит учеников к выводу, что в кантате «Александр Невский» часть «Вставайте люди русские исполняет смешанный хор, в разных настроениях, а в начале кантаты, звучат колокольные звоны. Далее учитель обращается к субъективному опыту учащихся: что в старину колокол был средством оповещения и его звон говорил людям о каком-то событии, что колокольный звон-набат звучит в качестве призыва на борьбу, что колокольный звон можно услышать как в праздники, так и в лихие годины. Эврестическая беседа подводит учащихся к определению темы урока: «Колокольные звоны» Учитель: на прошлом уроке мы с вами проходили произведение С.С Прокофьева «Кантата Александр Невский» и часть из нее «Вставайте люди русские», что такое кантата? Что вы услышали в этом произведении? Ученики отвечают: слышали, что исполняет смешанный хор, в разных настроениях, а в начале кантаты, звучали колокольные звоны. Учитель: как называется этот колокольный звон? Ученики: набат. Учитель: А для чего в музыке звучит колокольный звон? Ученики: чтобы призывать народ на борьбу. Учитель: когда звонил колокол в старину? Ученики: Колокол на Руси был средством оповещения, и его звон говорил людям, о каком - то событии. Учитель: А колокольные звоны они одинаковые или имеют разный звон? Ученики: Разный, потому что есть и праздничный и тревожный. Учитель: Как вы думаете: тема нашего урока какая? Ученики: «Колокольные звоны» Учитель: Правильно. С целью реализации принципа психологической комфортности на уроке музыки, для снятия стрессообразующих факторов, создания доброжелательной атмосферы, для того, чтобы настроить детей на сотрудничество, развитие диалога, целесообразно перед входом в класс, включить ученикам красивую, спокойную, нежную добрую музыку. Это настраивает учащихся на определенный ритм работы и сосредоточенность на уроке, такое начало урока вызывает у детей интерес, к тому, что они узнают на данном этапе. Реализуя принцип творчества, учащимся на уроке музыки можно предложить следующие задания: - озвучить песню с помощью жестов ( ученики во время песни показывают движения руками); - нарисовать иллюстрацию к музыкальному отрывку (например, на музыку Н.А. Римского Корсакова «Три Чуда» нарисовать иллюстрации из сказок А.С. Пушкина); - придумать танец к музыкальному отрывку. На уроках музыки целесообразно использовать следующие т ипы уроков: - уроки «открытия» нового знания; - уроки обработки, умений и рефлексии; - уроки построения системы новых знаний; - уроки развивающего контроля; - уроки – исследования (урок – творчества); Этапы построения урока при системно – деятельностном подходе.
|