Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Транспортная травма
Травматические последствия воздействия на человека различных видов движущихся транспортных средств в большинстве случаев рассматриваются как тупая травма. В зависимости от типа транспорта выделяют такие виды транспортной травмы, как: 1) автомобильная; 2) мотоциклетная; 3) рельсовая; 4) авиационная и др. Автомобильная травма. Этот вид транспортной травмы наиболее распространен. Под автомобильной травмой понимают совокупность повреждений, возникающих у водителя, пассажира и пешеходов при их взаимодействии с частями движущегося автотранспорта. Классификация автомобильной травмы. 1. Травма от наезда (удара) автомобиля на человека. 2. Переезд человека колесами автомобиля. 3. Выпадение человека из движущегося автомобиля. 4. Травма внутри автомобиля. 5. Сдавление тела человека между движущимся автомобилем и другими предметами. 6. Комбинация перечисленных видов травм. Все повреждения, возникающие при действии автомобиля, можно разделить на три группы: 1) специфические; 2) характерные; 3) нехарактерные. Специфические повреждения возникают только при конкретном виде автомобильной травмы. К ним относятся переломы костей нижних конечностей вследствие удара о бампер, дугообразный кровоподтек от удара фарой, внутрикожные кровоизлияния и ссадины в виде рисунка протектора и полосовидное отслоение кожи при перекатывании колеса, кровоизлияния и ссадины в виде отпечатка рулевого колеса. Характерные повреждения возникают при различных видах автомобильной травмы, и по ним судят о последовательности этапов происшествия. К ним относятся хлыстообразные переломы шейного отдела позвоночного столба от резкого его сгибания или разгибания, множественные переломы ребер по анатомическим линиям и повреждения костей таза в результате сдавления, ушибы грудной клетки и живота о панель приборов, переломы костей таза при ударе о рулевое колесо, вывихи и переломы костей нижней конечности у водителя, ушибы и раны при ударе о лобовое стекло, вколоченные переломы основания и деформация свода черепа и др. Нехарактерные повреждения встречаются не только при автомобильном происшествии. К ним относятся следы волочения в виде множественных протяженных ссадин, кровоизлияния во внутренние органы, а также их разрывы и др. В каждом виде автомобильного происшествия выделяют последовательные фазы, отличающиеся разными механизмами травматического воздействия. Знание этих фаз служит для установления последовательности повреждений и картины происшествия. Последовательность повреждений зависит от исходного положения человека по отношению к автомобилю – первичный удар действует по задней поверхности, передней поверхности или боковой поверхности туловища. Например, при столкновении человека с движущимся автомобилем вначале происходит удар автомобилем, чаще его бампером; затем происходит забрасывание тела на автомобиль – второй удар; далее тело падает на грунт – третий удар. Последняя фаза – скольжение тела по грунту. При переезде выделяют пять фаз – первичный удар колесом, поступательное смещение тела по грунту в направлении движения автомобиля, въезд колеса на тело, перекатывание колеса через тело, волочение тела. Мотоциклетная травма. К этому виду относятся повреждения, возникающие в результате дорожного происшествия у водителя и пассажиров мотоциклов и мотороллеров, а также у пешеходов. При столкновении мотоцикла с другими транспортными средствами образуются повреждения, условно относящиеся к автомобильной, рельсовой и железнодорожной травмам. Можно выделить следующие виды мотоциклетных травм: 1) от столкновения пешехода с движущимся мотоциклом; 2) от переезда колесом движущегося мотоцикла; 3) от падения с движущегося мотоцикла; 4) от столкновения мотоцикла о неподвижные предметы. При всех видах мотоциклетной травмы преобладают повреждения от первичных ударов и трения: кровоподтеки, ушибленные и рваные раны, переломы ребер, костей конечностей, позвоночника, тяжелые повреждения черепа и головного мозга, особенно у водителя и пассажира, если не использовались защитные шлемы, различные повреждения внутренних органов. Повреждения у водителя и пассажиров от ударов о части встречного транспорта или придорожные предметы отличаются большим разнообразием. Рельсовая травма. Взаимодействие человека и рельсового транспорта может быть различным: 1) переезд колесами движущегося рельсового транспорта; 2) столкновение человека с рельсовым транспортом; 3) падение с движущегося рельсового транспорта; 4) сдавление человека между вагонами; 5) сдавление между рельсовым транспортом и путевыми сооружениями; 6) травмы внутри вагонов. Все механизмы взаимодействия и повреждения можно разделить на неспецифические и специфические. Неспецифические повреждения в большинстве случаев соответствуют сходным видам автомобильной и мотоциклетной травм. Основным механизмом их образования является удар частями движущегося транспорта. Последствия такого воздействия более значительны, так как большое значение имеет масса рельсового транспорта. Часто удар сопровождается волочением пострадавшего человека. Иногда волочение трупа или его частей происходит на большое расстояние, до сотен метров при железнодорожном происшествии. Специфической рельсовой травмой является комплекс повреждений, возникающих при переезде колесами движущегося рельсового транспорта тела человека, лежащего на рельсах. Конструктивные особенности колеса, большая масса рельсового транспорта определяют характер повреждений. К специфическому комплексу повреждений относятся полоса сдавления, полоса обтирания и осаднения, отчленение конечностей и головы, расчленение тела. Ширина полосы сдавления (раздавления) соответствует ширине поверхности рельса и высоте выступа (реборда) колеса. Реборд колеса оказывает ножницеобразное действие, отделяя части тела. Общая ширина сдавливающей поверхности железнодорожного колеса составляет 15–16 см. По краям полосы сдавления располагаются полосы осаднения шириной до 12–15 см. Край полосы, образованный ребордой, более ровный и четкий, часто загрязнен (полоса обтирания). Край противоположной полосы, образованной наружной частью колеса, менее четкий и почти не загрязнен. Головка рельса образует полосу осаднения с четкими краями. По взаимоотношению полос сдавления от колеса и головки рельса эксперт может судить о стороне наезда. Со стороны действия головки рельса кожа может сохраниться в виде перемычек. Авиационная травма. Под авиационной травмой понимают комплекс повреждений, возникающих при действии внутренних и наружных частей самолета при его движении, а также при взрывах и пожарах. Авиационная травма разнообразна и классифицируется следующим образом: 1) травма во время полета – при столкновении самолета с летящими и неподвижными объектами, взрывах, пожарах, разгерметизации, катапультировании; 2) травма при падении самолета на землю – удар о землю с последующим взрывом и пожаром; 3) травма при нахождении самолета на земле – взрыв, пожар, отравление, переезд колесами шасси, удар крылом, удар лопастями винта, действие струи реактивных газов двигателя. Основными повреждающими факторами при авиационной травме являются: 1) волна взрывных газов; 2) термические факторы; 3) химические факторы; 4) барометрические факторы; 5) встречный поток воздуха; 6) подвижные и неподвижные части самолета; 7) твердый грунт. При каждом варианте авиационной катастрофы действуют повреждающие факторы, характерные именно данной ситуации. Так, при взрыве самолета действуют три фактора: взрывная волна, термические и химические воздействия. В зависимости от центра взрыва на человека могут воздействовать полностью все факторы или частично. Соответственно можно зафиксировать почти полное разрушение тела пострадавшего или только ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, переломы. Особую опасность представляют химические факторы, когда возгораются краски, синтетические материалы конструкции самолета, изоляция электропроводки. При этом выделяются токсичные вещества – формальдегид, винилхлорид, метилхлоракрил и др. К другой группе химических факторов можно отнести выхлопные газы, пары топлива, взвесь масел и антифриза, вызывающих тяжелые отравления. Сложность работы судебных медиков на месте авиационной катастрофы объясняется большим числом комбинаций повреждений и задачей установления причины смерти каждой жертвы, если это возможно.
|