Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5 Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельностиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 1 1. Лицензирование деятельности кредитных организаций. 2. Лицензирование страховой деятельности.
1. Лицензирование деятельности кредитных организаций. Нормативно-правовые акты: - Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I " О банках и банковской деятельности" - Инструкция ЦБР от 2 апреля 2010 г. N 135-И " О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" - " Положение о рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций, и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям" (утв. Банком России 09.06.2005 N 271-П)
В соответствии со ст. 1 закона " О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 13 закона " О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Указанные нормы обусловили особый порядок лицензирования деятельности кредитных организаций: фактически кредитная организация не может осуществлять свою деятельность без лицензии ЦБ РФ, возникновение ее правоспособности связано с выдачей такой лицензии, лицензия отзывается в случае ликвидации кредитной организации или в связи с признанием ее несостоятельной (банкротом).
Поэтому рассмотрение лицензирования банковских операций невозможно в отрыве от анализа порядка создания кредитной организации. Можно выделит следующие этапы создания кредитной организации:
1. Стадия согласования фирменного наименования кредитной организации с Банком России. До заключения договора об учреждении (договора о создании) кредитной организации учредители кредитной организации направляют в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) запрос о возможности использования кредитной организацией предполагаемых полного фирменного и сокращенного фирменного наименований (на русском языке). Банк России в течение пяти рабочих дней после дня получения запроса, указанного в пункте 6.2 настоящей Инструкции, направляет учредителям кредитной организации и в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации письменное сообщение, содержащее заключение о возможности использования предполагаемых полного фирменного и сокращенного фирменного наименований кредитной организации. Указанное сообщение действительно в течение двенадцати месяцев с даты его направления. (п. 6.1.-6.3. Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И)
2. Стадия представления документов о создании кредитной организации в Банк России Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через один месяц после заключения учредительного договора и утверждения устава кредитной организации в форме ООО или ОДО либо после заключения договора о создании и утверждения устава кредитной организации в форме АО представляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой организации следующие документы: 1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с ней; 2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом; 3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия). Примерный Устав банка утвержден письмом ЦБ РФ от 15 апреля 1996 г. N 15-4-1/1342; 4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) КО, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава, а также кандидатуры для назначения на должности руководителя и главного бухгалтера. Порядок составления бизнес-плана КО и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России (см. Указание ЦБ РФ от 5 июля 2002 г. N 1176-У " О бизнес-планах кредитных организаций"); 5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании кредитной организации (госпошлина за государственную регистрацию взимается в размере 4000 руб.; госпошлина за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка взимается в размере 0, 1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 80 000 руб. –п. 1(93) ст. 333.33 НК РФ); 6) копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами за последние три года; 7) документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации; 8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения: - о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; - о наличии (отсутствии) судимости (ст. 14 Закона о банках и банковской деятельности). - надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды, субаренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация; - документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований Положения ЦБ РФ от 24 апреля 2008 г. N 318-П " О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (техническая укрепленность, охранно-пожарная и тревожная сигнализация и т.д.); - надлежащим образом заверенную копию документа, выданного федеральным антимонопольным органом и подтверждающего удовлетворение ходатайства о даче согласия на создание кредитной организации (если в соответствии с федеральными законами ее создание требует предварительного согласия федерального антимонопольного органа); - надлежащим образом заверенную копию документа, выдаваемого Министерством финансов РФ и подтверждающего согласование осуществления кредитной организацией операций с драгоценными металлами, а также справку кредитной организации о наличии весоизмерительных приборов и разновесов; - документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации (при ходатайстве о государственной регистрации КО в форме акционерного общества); - полный список учредителей КО (п. 3.1.8-3.1.13 Инструкции N 135-И).
Т.о., Банком России установлен более подробный перечень документов по сравнению с перечнем, предусмотренным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральным законом " О лицензировании отдельных видов деятельности", что можно объяснить разрешительным порядком создания кредитных организаций. Перед принятием решения о регистрации кредитной организации и выдаче ей запрашиваемой лицензии Банку России необходимо более тщательно проверить представленные сведения и должным образом оценить документы учредителей кредитной организации. Решение о государственной регистрации кредитной организации и предоставлении ей банковской лицензии принимается практически одновременно. Поэтому немыслима ситуация, когда решение о регистрации кредитной организации принято, а в выдаче лицензии отказано, несмотря на надлежащее формирование уставного капитала. Поэтому вряд ли обосновано утверждение, что непосредственное отношение к выдаче лицензии имеют только ходатайство о выдаче банковской лицензии и оплата государственной пошлины. Лицензия - это государственное разрешение на осуществление профессиональной банковской деятельности, которое в том числе подтверждает соответствующий уровень его услуг. Поэтому практически любой документ из указанного выше перечня необходим не только для государственной регистрации кредитной организации, но и для лицензирования (например анкеты кандидатов на руководящие должности или документы, подтверждающие соблюдение требований к зданию кредитной организации. В числе документов, необходимых, например, для расширения деятельности кредитной организации и получения какой-либо дополнительной лицензии, требуется представить бизнес-план).
3. Государственная регистрация кредитной организации. Кредитная организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного специального порядка государственной регистрации, установленного законом «О Банках и банковской деятельности». Решение о государственной регистрации КО принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитной организации осуществляется уполномоченным регистрирующим органом (ФНС РФ) на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Лицензия на осуществление банковских операций выдается после ее государственной регистрации. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.
3.1. Согласование с территориальным учреждением Банка России Срок рассмотрения представленных документов не должен превышать трех месяцев с даты представления этих документов. При отсутствии замечаний территориальное учреждение направляет в Банк России положительное заключение с приложением представленных документов. 3.2. Регистрационный этап. Банк России рассматривает полученные документы в срок, не превышающий 6 месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной ороанизации всех необходимых документов (п. 6.4-6.12 Инструкции N 135-И). Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) должен принять решение о государственной регистрации кредитной организации либо решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации (основания – ст. 16 закон «О Банках и банковской деятельности»). В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации Банк России направляет с сопроводительным письмом в ИФНС по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации все необходимые документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации. ИФНС обязана направить сообщение о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации кредитной организации и свидетельство о государственной регистрации в территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации. Территориальное учреждение Банка России после получения документов от ИФНС направляет в Банк России посредством факсимильной или иной связи, обеспечивающей оперативное поступление информации уведомление о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации кредитной организации с указанием ОГРН и даты его присвоения, а также по почте - копии документов, полученных от ИФНС. ЦБ РФ осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации, вносит в Книгу регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации и уведомляет территориальное учреждение Банка России (п. 6.13-6.15 Инструкции N 135-И). Территориальное учреждение Банка России уведомляет учредителей кредитной организации о государственной регистрации кредитной организации и государственной регистрации первого выпуска акций кредитной организации, а также выдает им экземпляр свидетельства о государственной регистрации кредитной организации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в " Вестнике Банка России".
4. Стадия формирования уставного капитала кредитной организации Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме АО, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями. Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме ООО или ОДО, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей. Вкладом в уставный капитал кредтной органищации могут быть: - денежные средства в российской валюте; - денежные средства в иностранной валюте; - принадлежащее учредителю на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством, в котором может располагаться кредитная организация; - принадлежащее учредителю на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения. Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал, должно быть оценено и отражено в балансе КО в валюте Российской Федерации. Вклад в уставный капитал КО не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами (п. 4.2-4.5 Инструкции N 135-И). Минимальный размер уставного капитала (устанавливается на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций): - для вновь регистрируемого банка –300 млн. рублей. - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации ü 90 миллионов рублей (при получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам); ü 18 миллионов рублей (при получении лицензии для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций); ü 18 миллионов рублей (при получении лицензии на осуществление иных банковских операций). ПОРЯДОК ОПЛАТЫ: Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от ФНС информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала КО и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в вышеупомянутый реестр. Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала КО, Банк России в трехдневный срок выдает КО лицензию на осуществление банковских операций (ч. 5-8 ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности). Документы КО, подтверждающие оплату 100% ее уставного капитала, хранятся в территориальном учреждении Банка России, осуществляющем надзор за деятельностью данной КО (п. 6.17, 7.1, 7.8 Инструкции N 135-И).
5. Получение первичной лицензии на совершение банковских операций. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала КО, Банк России в трехдневный срок выдает КО лицензию на осуществление банковских операций (ч. 5-8 ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности). Таким образом, при создании кредитной организации путем ее учреждения основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций являются: - наличие решения Банка России о государственной регистрации кредитной организации; - своевременная (в течение одного месяца) и правомерная оплата 100% уставного капитала кредитной организации, а для кредитной организации, созданной в форме акционерного общества, - также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации; - предъявление в Банк России документов, подтверждающих своевременность и правомерность оплаты 100% уставного капитала.
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в " Вестнике Банка России" не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в данный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр (п. 8.4-8.6 Инструкции N 135-И). Не позднее пяти рабочих дней с момента принятия решения о выдаче кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России направляет соответствующие сведения в уполномоченный регистрирующий орган. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Виды лицензий, выдаваемых созданному путем учреждения банку: - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков; - лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с предыдущей лицензией; - лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); - лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) ( п. 8.2Инструкции N 135-И). Если ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций предполагает предоставление создаваемому путем учреждения банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, дополнительным основанием для выдачи банку такой лицензии является представление им подтверждения о раскрытии неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка (п. 8.1 Инструкции N 135-И).
Виды лицензий, выдаваемых созданной путем учреждения небанковской кредитной организации - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО); - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции (НДКО), - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций(п. 8.3 Инструкции N 135-И).
|