Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы, определяющие специфику уплаты налогов, обязательных платежей и сборов
ТЕМА 8. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ТУРИЗИЕ. Факторы, определяющие специфику уплаты налогов, обязательных платежей и сборов. Основные варианты (схемы) налогообложения туристских организаций
Факторы, определяющие специфику уплаты налогов, обязательных платежей и сборов
К платежам и налогам, оплачиваемым туристскими организациями, относят: · налог на добавленную стоимость (НДС); · налог на прибыль от основной деятельности; · дополнительные платежи по налогу на прибыль (от прочих видов предпринимательской деятельности); · налог на прибыль от посреднической деятельности; · налог на прибыль от видеосалонов, игорного бизнеса; · налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями; · налог на имущество; · налоги и платежи в дорожные фонды (налог на пользователей автодорог, налог с владельцев автотранспорта, налог на приобретение автотранспорта); · сбор на нужды образования; · налог на землю; · налог на загрязнение окружающей среды; · обязательные платежи (в Пенсионный фонд, федеральный бюджет, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования); · налог на содержание жилищного фонда и социальной сферы; · налог на операции с ценными бумагами; · сбор на содержание милиции; · сбор на рекламу; · гостиничный сбор; · сбор за пересечение границы; · аэропортные сборы; · сбор на строительство объектов в курортной зоне; · сборы за получение лицензий, сертификата, знака соответствия; · регистрационные сборы и пошлины; · сбор на благоустройство города, столицы; · сбор за право торговли подакцизными товарами. Не каждое туристское предприятие оплачивает все перечисленные выше налоги, сборы и платежи, но все они являются плетельщиками: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, платежей в дорожные фонды и т.д. Особенности оплаты налогов, обязательных платежей и сборов туристскими организациями во многом обусловливают: схема работы туристской организации, организационно-правовая форма, система бухгалтерского учета и отчетности, виды предоставляемых услуг, численность персонала и др. Технология предоставления туристских услуг содержит следующие ключевые моменты: · получение от туристов денежных средств за путевку (тур); · предложение туристу (группе туристов) определенного набора (пакета) туристскоэкскурсионных услуг; · перечисление денежных средств соответствующим организациям за размещение, проживание, экскурсионное обслуживание и т.д. раздельно или в целом за пакет услуг. Предоставление туристских услуг можно расценивать по-разному в зависимости от предмета договора между: туристским предприятием и туристом; туристским предприятием и контактирующими с ним организациями. Договорные отношения туриста и туристского предприятия — отношения между покупателем (заказчиком) и продавцом (исполнителем) по поводу купли-продажи услуг, оформляемые документально. Следует отметить особый характер приобретаемого туристского продукта. Вступая с турпредприятием в договорные отношения, турист рассчитывает получить необходимый ему набор услуг. При этом турпредприятие предоставляет ему, как правило, не сами услуги, а право (гарантию) получения в определенное время, в определенном месте услуг, непосредственно (физически) осуществляемых другими предприятиями, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом, но состоящими в договорных отношениях с «его» туристским предприятием (например, гарантию проживания в отеле определенного класса, двухразового питания, трансфера, экскурсионного обслуживания в соответствии с программой путешествия и т.д.). Кроме того, непосредственно «своему» туристу гарантируется оказание определенных видов услуг и самим туристским предприятием (например, сопровождение по маршруту, встреча представителями турпредприятия в промежуточных пунктах маршрута и т.д.). Приобретаемая туристом совокупность этих прав (гарантий) оформляется «его» турпредприятием в виде путевки. Следовательно, путевка является конечным продуктом деятельности турпредприятия и предметом реализации. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристская путевка — это документ, подтверждающий факт передачи турпродукта. Иначе говоря, путевка — совокупность прав (гарантий) приобретения туристом количественно и качественно определенных услуг. Так как предметом договора турпредприятия с туристом является именно приобретение последним прав (гарантий), оформленных, как правило, в виде путевки, то, следовательно, и оборот по реализации «продукции» у турпредприятия образуется в том отчетном периоде, когда произошла продажа, а не тогда, когда турист осуществил поездку по этой путевке. Получение туристом самих услуг представляет собой процесс потребления туристом приобретенного продукта. При этом за туристом остается право предъявления претензий к турпредприятию, продавшему ему путевку, в случае неполучения или получения не в полном объеме услуг, гарантии предоставления которых он приобрел у турпредприятия. Важным моментом является то, что у турпредприятия (исполнителя) нет оснований считать свой продукт нереализованным только потому, что, вероятно, когда-то, кем-то по нему будут предъявлены претензии.
Основные варианты (схемы) налогообложения туристских организаций Методика работы туристского предприятия определяется учредительными документами, Законом Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., а также сложившейся конъюнктурой рынка туристских услуг. По Закону, турпредприятие может заниматься туроператорской или турагентской деятельностью, либо тем и другим одновременно или предоставлять различные дополнительные услуги, или услуги, не связанные с туристской деятельностью. Туроператорская деятельность — деятельность по созданию, продвижению и продаже туристического продукта, выполняемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем — туроператором. Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, реализуемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем — турагентом. Туристский продукт — это право натур, подготовленное для реализации туристу. Тур — комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, включающий также экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и прочие услуги, предоставляемые в зависимости от целей поездки. Существуют четыре возможных варианта работы турпредприятия. Первый вариант. Турпредприятие приобретает у различных организаций права (гарантии) на получение различных услуг (в местах пребывания и транспортных услуг) и исходя из стоимости полученных гарантий составляет стоимость собственной путевки и продает ее (туроператор реализует собственную путевку). Этот вариант используется как для въездного, так и выездного туризма, когда туроператор по заявке туриста по листу бронирования заказывает в выбранном месте пребывания ряд услуг (проживание, питание, транспортные услуги, экскурсии и др.) и составляет тур, оформляя его соответствующими документами и формулярами — договором, туристской путевкой. Данный вариант представляет собой обычную схему работы предприятия, реализующего продукцию собственного производства. При этом продукцией собственного производства для турпредприятия выступает туристская услуга — сформированный тур, который продается туристу в виде туристской путевки. Следовательно, затраты на производство этой продукции определяются в основном стоимостью приобретаемых у различных фирм услуг (гарантии их получения) и собственных расходов организации, связанных с реализацией этого вида деятельности. Следовательно, уплату налогов, обязательных платежей и сборов, а также бухгалтерский учет в данном случае можно вести по схеме, принятой для предприятий, реализующих продукцию собственного производства, или по производственной схеме. В бухгалтерской отчетности это будет отражаться следующим образом: учет расходов у производителей продукции ведется на счете 20 «Основное производство». Выручка, полученная от реализации путевки, отображается по кредиту счета 90 «Продажи», на субсчете 90-1 «Выручка». При этом достаточно часто предприятия, работающие по схеме формирования путевки (тура) из отдельно приобретаемых услуг, допускают неточность при подведении итогов отчетного периода: они полностью закрывают счета учета издержек производства, т.е. определяют финансовый результат за отчетный период просто как разницу между выручкой от реализации и всей суммой понесенных расходов. Но, как и во многих других видах производственной деятельности, здесь возможны образование на конец отчетного периода незавершенного производства и получение авансов и предоплат под продажу путевок. Второй вариант. Турпредприятие приобретает путевку у другого турпредприятия и перепродает ее. В отличие от первого варианта данный вариант предусматривает приобретение турпредприятием путевки как готового продукта, сформированного другим предприятием, и ее последующую перепродажу. В этом случае путевка представляет собой аналог товара и по способу, и по цели приобретения (перепродажа без переработки). Следовательно, при реализации второго варианта нужно ориентироваться на оплату части налогов, обязательных платежей и сборов, а также бухгалтерского учета по схеме, применяемой предприятиями торговли. В бухгалтерской отчетности приобретенная путевка (по аналогии с товаром) приходуется на счет 41 «Товары» и затем реализуется с торговой наценкой. Выручка от реализации путевок учитывается по кредиту счета 90 «Продажи». Необходимо учитывать, что процессы формирования, приобретения и последующей продажи путевок могут быть разнесены во времени. На практике складываются ситуации, когда формирование затрат на путевку начинается в одном отчетном периоде и завершается в другом; иначе говоря, при работе по второму варианту приобретение путевки и ее перепродажа происходят в разных отчетных периодах. Из этого следует, что в уставе деятельности турпредприятий должно быть четко указано, каким образом (какими первичными документами) фиксируются следующие основные хозяйственные операции: · передача путевки туристу; · перечисление предоплаты на расчетные счета других организаций; · получение предоплаты от других предприятий за оказание услуг и за готовую путевку; · передача путевки другому предприятию; · получение от других предприятий гарантий оказания отдельных услуг; · оказание услуг другим предприятиям; · приобретение путевок у других предприятий и т.д. На практике отчетливо фиксируются моменты уплаты, получения денег и образования задолженностей (что в бухгалтерском учете отражается по счетам расчетов с поставщиками, с другими дебиторами и кредиторами и т.д.). Значительно менее четко отражаются моменты приобретения прав (гарантий) на получение отдельных услуг и приобретения непосредственно путевок. Следовательно, в этих случаях в учете находит отражение состояние расчетов между предприятиями, но не отражается или не полностью отражается то, что приобретено предприятием (например, по счетам учета незавершенного производства) и представляет собой его имущество. В конечном итоге это не дает возможности ответить на вопросы, что именно реализовано турпредприятием и какие затраты имеют отношение к данному объему реализации. Третий вариант в отличие от двух предыдущих не предусматривает приобретения турпредприятием в собственность ни прав на получение услуг, ни путевок. Предметом такой деятельности является оказание другому турпредприятию услуг по реализации ее путевок туристам (или другим турпредприя-тиям) за определенное вознаграждение в соответствии с договором. Этот вид деятельности, оформленный договорами комиссии, поручения, агентскими соглашениями и т.д., может рассматриваться как посреднический. Следовательно, представляются возможными уплата некоторых видов налогов, обязательных платежей и сборов, а также ведение бухгалтерского учета по схеме, используемой в посреднической деятельности. Выручкой, полученной за оказание посреднических услуг, является в этом случае комиссионное вознаграждение, которое в бухгалтерской отчетности отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Собственные расходы, связанные с получением вознаграждения, учитываются на счете 20 «Основное производство» (например, заработная плата, арендная плата и т.д.). Но при этом турпредприятие может реализовывать и расходы в порядке осуществления посреднических операций на условиях возмещения этих расходов комитентом (доверителем) (например, расходы по конвертации валюты, курсовые разницы, за услуги банка по переводу денежных средств и т.п.). Такие суммы в бухгалтерском учете данного предприятия отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и, следовательно, формируют задолженность комитента (доверителя) перед посредником, подлежащую возмещению. Базой для отражения в учете является посреднический договор, в котором все расходы посредника разделяются на: расходы, выполняемые посредником за счет комитента или доверителя (на условиях возмещения); собственные затраты посредника (компенсируемые его комиссионным вознаграждением). Четвертый вариант — осуществление работ и услуг, не связанных или косвенно связанных с туристской деятельностью. Как правило, к таким видам услуг относятся: бронирование номеров и резервирование помещений; проведение турпредприятием учебноконсалтинговых мероприятий; продажа билетов на транспортные средства; оказание информационных услуг; торгово-посредническая деятельность; выполнение представительских функций. В объеме реализации платных услуг отражают средства, полученные от населения, а также доплаты за счет средств предприятия, включенные в цену услуги. В объеме осуществления платных услуг, оплаченных населением, отражаются только денежные средства, поступившие непосредственно от граждан. В бухгалтерском учете платные услуги в отрасли туризма подразделяются на услуги: туристско-экскурсионные (в том числе культурные); жилищно-коммунального хозяйства; бытовые; пассажирского транспорта; правового характера; банковских учреждений; связи; здравоохранения; санаторно-курортные и оздоровительные; физической культуры и спорта. Неперечисленные виды платных услуг отражаются в учете и отчетности по группе «другие услуги». В туристско-экскурсионные услуги включается стоимость путевок на туристские маршруты и экскурсионное обслуживание, в которую входят: · услуги пассажирского транспорта; · проживание и питание в туристских гостиничных комплексах, туристских центрах, гостиницах, турбазах, пансионатах, кемпингах; · проживание граждан в арендованных средствах размещения других ведомств и индивидуальном жилье; · экскурсионное, туристско-оздоровительное, культурно-массовое обслуживание и т.п. В туристско-экскурсионные услуги не включаются услуги, оказываемые туристам и экскурсантам сверх стоимости путевок и оплачиваемые ими дополнительно: · прокат туристского инвентаря и снаряжения; услуги парикмахерских, бань, саун, учитываемые в составе бытовых услуг; · услуги дискотек, игровых автоматов, кинозалов, учитываемые в составе услуг культуры; · пользование спортсооружениями, учитываемыми в составе услуг физической культуры и спорта; · услуги массажных, стоматологических и лечебных кабинетов, учитываемые в составе услуг здравоохранения; услуги ресторанов, кафе, столовых, буфетов, включенные в дополнительное обслуживание туристов, а также другого населения, учитываемые в составе товарооборота общественного питания.
|