Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, определяющие специфику уплаты налогов, обязательных платежей и сборов

ТЕМА 8. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ТУРИЗИЕ.

Факторы, определяющие специфику уплаты налогов, обязательных платежей и сборов.

Основные варианты (схемы) налогообложения туристских организаций

 

Факторы, определяющие специфику уплаты налогов, обязательных платежей и сборов

 

К платежам и налогам, оплачиваемым турист­скими организациями, относят:

· налог на добавленную стоимость (НДС);

· налог на прибыль от основной деятельности;

· дополнительные платежи по налогу на прибыль (от прочих видов предпринимательской деятельности);

· налог на прибыль от посреднической деятельности;

· налог на прибыль от видеосалонов, игорного бизнеса;

· налог на прибыль предприятий с иностранными инвестици­ями;

· налог на имущество;

· налоги и платежи в дорожные фонды (налог на пользователей автодорог, налог с владельцев автотранспорта, налог на приоб­ретение автотранспорта);

· сбор на нужды образования;

· налог на землю;

· налог на загрязнение окружающей среды;

· обязательные платежи (в Пенсионный фонд, федеральный бюджет, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования);

· налог на содержание жилищного фонда и социальной сферы;

· налог на операции с ценными бумагами;

· сбор на содержание милиции;

· сбор на рекламу;

· гостиничный сбор;

· сбор за пересечение границы;

· аэропортные сборы;

· сбор на строительство объектов в курортной зоне;

· сборы за получение лицензий, сертификата, знака соответст­вия;

· регистрационные сборы и пошлины;

· сбор на благоустройство города, столицы;

· сбор за право торговли подакцизными товарами.

Не каждое туристское предприятие оплачивает все пере­численные выше налоги, сборы и платежи, но все они являют­ся плетельщиками: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, платежей в дорожные фонды и т.д.

Особенности оплаты налогов, обязательных платежей и сборов туристскими организациями во многом обусловли­вают: схема работы туристской организации, организацион­но-правовая форма, система бухгалтерского учета и отчетно­сти, виды предоставляемых услуг, численность персонала и др. Технология предоставления туристских услуг содержит следующие ключевые моменты:

· получение от туристов денежных средств за путевку (тур);

· предложение туристу (группе туристов) определенного набора (пакета) туристскоэкскурсионных услуг;

· перечисление денежных средств соответствующим организа­циям за размещение, проживание, экскурсионное обслужива­ние и т.д. раздельно или в целом за пакет услуг.

Предоставление туристских услуг можно расценивать по-разному в зависимости от предмета договора между: тури­стским предприятием и туристом; туристским предприятием и контактирующими с ним организациями.

Договорные отношения туриста и туристского предпри­ятия — отношения между покупателем (заказчиком) и продав­цом (исполнителем) по поводу купли-продажи услуг, оформ­ляемые документально.

Следует отметить особый характер приобретаемого турист­ского продукта. Вступая с турпредприятием в договорные от­ношения, турист рассчитывает получить необходимый ему на­бор услуг. При этом турпредприятие предоставляет ему, как правило, не сами услуги, а право (гарантию) получения в опре­деленное время, в определенном месте услуг, непосредственно (физически) осуществляемых другими предприятиями, не имеющими прямых договорных отношений с данным тури­стом, но состоящими в договорных отношениях с «его» турист­ским предприятием (например, гарантию проживания в отеле определенного класса, двухразового питания, трансфера, экс­курсионного обслуживания в соответствии с программой путе­шествия и т.д.). Кроме того, непосредственно «своему» туристу гарантируется оказание определенных видов услуг и самим туристским предприятием (например, сопровождение по мар­шруту, встреча представителями турпредприятия в промежу­точных пунктах маршрута и т.д.). Приобретаемая туристом совокупность этих прав (гарантий) оформляется «его» турпредприятием в виде путевки. Следовательно, путевка является конечным продуктом деятельности турпредприятия и предме­том реализации.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об основах турист­ской деятельности в Российской Федерации», туристская пу­тевка — это документ, подтверждающий факт передачи турпродукта. Иначе говоря, путевка — совокупность прав (гаран­тий) приобретения туристом количественно и качественно определенных услуг.

Так как предметом договора турпредприятия с туристом является именно приобретение последним прав (гарантий), оформленных, как правило, в виде путевки, то, следователь­но, и оборот по реализации «продукции» у турпредприятия образуется в том отчетном периоде, когда произошла прода­жа, а не тогда, когда турист осуществил поездку по этой пу­тевке.

Получение туристом самих услуг представляет собой про­цесс потребления туристом приобретенного продукта. При этом за туристом остается право предъявления претензий к турпредприятию, продавшему ему путевку, в случае неполуче­ния или получения не в полном объеме услуг, гарантии предос­тавления которых он приобрел у турпредприятия. Важным мо­ментом является то, что у турпредприятия (исполнителя) нет оснований считать свой продукт нереализованным только по­тому, что, вероятно, когда-то, кем-то по нему будут предъявле­ны претензии.

 

Основные варианты (схемы) налогообложения туристских организаций

Методика работы туристского предприятия оп­ределяется учредительными документами, Законом Россий­ской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., а также сложившей­ся конъюнктурой рынка туристских услуг.

По Закону, турпредприятие может заниматься туропера­торской или турагентской деятельностью, либо тем и другим одновременно или предоставлять различные дополнительные услуги, или услуги, не связанные с туристской деятельностью.

Туроператорская деятельность — деятельность по созда­нию, продвижению и продаже туристического продукта, вы­полняемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем — туроператором.

Турагентская деятельность — деятельность по продвиже­нию и реализации туристского продукта, реализуемая на осно­вании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем — турагентом.

Туристский продукт — это право натур, подготовленное для реализации туристу.

Тур — комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, включающий также экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и прочие услуги, предоставляемые в зави­симости от целей поездки.

Существуют четыре возможных варианта работы турпредприятия.

Первый вариант. Турпредприятие приобретает у различных организаций права (гарантии) на получение различных услуг (в местах пребывания и транспортных услуг) и исходя из стоимо­сти полученных гарантий составляет стоимость собственной путевки и продает ее (туроператор реализует собственную пу­тевку).

Этот вариант используется как для въездного, так и выезд­ного туризма, когда туроператор по заявке туриста по листу бронирования заказывает в выбранном месте пребывания ряд услуг (проживание, питание, транспортные услуги, экскурсии и др.) и составляет тур, оформляя его соответствующими доку­ментами и формулярами — договором, туристской путевкой.

Данный вариант представляет собой обычную схему рабо­ты предприятия, реализующего продукцию собственного про­изводства. При этом продукцией собственного производства для турпредприятия выступает туристская услуга — сформиро­ванный тур, который продается туристу в виде туристской пу­тевки. Следовательно, затраты на производство этой продук­ции определяются в основном стоимостью приобретаемых у различных фирм услуг (гарантии их получения) и собственных расходов организации, связанных с реализацией этого вида деятельности.

Следовательно, уплату налогов, обязательных платежей и сборов, а также бухгалтерский учет в данном случае можно вес­ти по схеме, принятой для предприятий, реализующих продук­цию собственного производства, или по производственной схеме.

В бухгалтерской отчетности это будет отражаться следую­щим образом: учет расходов у производителей продукции ве­дется на счете 20 «Основное производство». Выручка, получен­ная от реализации путевки, отображается по кредиту счета 90 «Продажи», на субсчете 90-1 «Выручка».

При этом достаточно часто предприятия, работающие по схеме формирования путевки (тура) из отдельно приобретае­мых услуг, допускают неточность при подведении итогов отчетного периода: они полностью закрывают счета учета издер­жек производства, т.е. определяют финансовый результат за отчетный период просто как разницу между выручкой от реа­лизации и всей суммой понесенных расходов. Но, как и во многих других видах производственной деятельности, здесь возможны образование на конец отчетного периода незавер­шенного производства и получение авансов и предоплат под продажу путевок.

Второй вариант. Турпредприятие приобретает путевку у другого турпредприятия и перепродает ее.

В отличие от первого варианта данный вариант предусмат­ривает приобретение турпредприятием путевки как готового продукта, сформированного другим предприятием, и ее последующую перепродажу. В этом случае путевка представляет со­бой аналог товара и по способу, и по цели приобретения (пере­продажа без переработки). Следовательно, при реализации второго варианта нужно ориентироваться на оплату части на­логов, обязательных платежей и сборов, а также бухгалтерско­го учета по схеме, применяемой предприятиями торговли.

В бухгалтерской отчетности приобретенная путевка (по аналогии с товаром) приходуется на счет 41 «Товары» и затем реализуется с торговой наценкой. Выручка от реализации пу­тевок учитывается по кредиту счета 90 «Продажи».

Необходимо учитывать, что процессы формирования, при­обретения и последующей продажи путевок могут быть разне­сены во времени. На практике складываются ситуации, когда формирование затрат на путевку начинается в одном отчетном периоде и завершается в другом; иначе говоря, при работе по второму варианту приобретение путевки и ее перепродажа происходят в разных отчетных периодах. Из этого следует, что в уставе деятельности турпредприятий должно быть четко ука­зано, каким образом (какими первичными документами) фик­сируются следующие основные хозяйственные операции:

· передача путевки туристу;

· перечисление предоплаты на расчетные счета других организа­ций;

· получение предоплаты от других предприятий за оказание ус­луг и за готовую путевку;

· передача путевки другому предприятию;

· получение от других предприятий гарантий оказания отдель­ных услуг;

· оказание услуг другим предприятиям;

· приобретение путевок у других предприятий и т.д.

На практике отчетливо фиксируются моменты уплаты, по­лучения денег и образования задолженностей (что в бухгалтер­ском учете отражается по счетам расчетов с поставщиками, с другими дебиторами и кредиторами и т.д.). Значительно менее четко отражаются моменты приобретения прав (гарантий) на получение отдельных услуг и приобретения непосредственно путевок. Следовательно, в этих случаях в учете находит отраже­ние состояние расчетов между предприятиями, но не отража­ется или не полностью отражается то, что приобретено предприятием (например, по счетам учета незавершенного производства) и представляет собой его имущество. В конечном итоге это не дает возможности ответить на вопросы, что имен­но реализовано турпредприятием и какие затраты имеют отно­шение к данному объему реализации.

Третий вариант в отличие от двух предыдущих не преду­сматривает приобретения турпредприятием в собственность ни прав на получение услуг, ни путевок. Предметом такой дея­тельности является оказание другому турпредприятию услуг по реализации ее путевок туристам (или другим турпредприя-тиям) за определенное вознаграждение в соответствии с дого­вором. Этот вид деятельности, оформленный договорами ко­миссии, поручения, агентскими соглашениями и т.д., может рассматриваться как посреднический. Следовательно, пред­ставляются возможными уплата некоторых видов налогов, обязательных платежей и сборов, а также ведение бухгалтер­ского учета по схеме, используемой в посреднической деятель­ности. Выручкой, полученной за оказание посреднических ус­луг, является в этом случае комиссионное вознаграждение, ко­торое в бухгалтерской отчетности отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Собственные расходы, связанные с получением вознаграж­дения, учитываются на счете 20 «Основное производство» (на­пример, заработная плата, арендная плата и т.д.). Но при этом турпредприятие может реализовывать и расходы в порядке осуществления посреднических операций на условиях возме­щения этих расходов комитентом (доверителем) (например, расходы по конвертации валюты, курсовые разницы, за услуги банка по переводу денежных средств и т.п.). Такие суммы в бухгалтерском учете данного предприятия отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и, следо­вательно, формируют задолженность комитента (доверителя) перед посредником, подлежащую возмещению. Базой для от­ражения в учете является посреднический договор, в котором все расходы посредника разделяются на: расходы, выполняе­мые посредником за счет комитента или доверителя (на усло­виях возмещения); собственные затраты посредника (компенсируемые его комиссионным вознаграждением).

Четвертый вариант — осуществление работ и услуг, не свя­занных или косвенно связанных с туристской деятельностью. Как правило, к таким видам услуг относятся: бронирование номеров и резервирование помещений; проведение турпредприятием учебноконсалтинговых мероприятий; продажа би­летов на транспортные средства; оказание информационных услуг; торгово-посредническая деятельность; выполнение представительских функций.

В объеме реализации платных услуг отражают средства, по­лученные от населения, а также доплаты за счет средств пред­приятия, включенные в цену услуги. В объеме осуществления платных услуг, оплаченных населением, отражаются только денежные средства, поступившие непосредственно от граж­дан.

В бухгалтерском учете платные услуги в отрасли туризма подразделяются на услуги: туристско-экскурсионные (в том числе культурные); жилищно-коммунального хозяйства; бы­товые; пассажирского транспорта; правового характера; бан­ковских учреждений; связи; здравоохранения; санаторно-ку­рортные и оздоровительные; физической культуры и спорта. Неперечисленные виды платных услуг отражаются в учете и отчетности по группе «другие услуги».

В туристско-экскурсионные услуги включается стоимость путевок на туристские маршруты и экскурсионное обслужива­ние, в которую входят:

· услуги пассажирского транспорта;

· проживание и питание в туристских гостиничных комплексах, туристских центрах, гостиницах, турбазах, пансионатах, кем­пингах;

· проживание граждан в арендованных средствах размещения других ведомств и индивидуальном жилье;

· экскурсионное, туристско-оздоровительное, культурно-массо­вое обслуживание и т.п.

В туристско-экскурсионные услуги не включаются услуги, оказываемые туристам и экскурсантам сверх стоимости путе­вок и оплачиваемые ими дополнительно:

· прокат туристского инвентаря и снаряжения; услуги парикмахерских, бань, саун, учитываемые в составе бы­товых услуг;

· услуги дискотек, игровых автоматов, кинозалов, учитываемые в составе услуг культуры;

· пользование спортсооружениями, учитываемыми в составе ус­луг физической культуры и спорта;

· услуги массажных, стоматологических и лечебных кабинетов, учитываемые в составе услуг здравоохранения; услуги ресторанов, кафе, столовых, буфетов, включенные в дополнительное обслуживание туристов, а также другого населе­ния, учитываемые в составе товарооборота общественного пи­тания.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ | Радиовещательный приемник «Океан-214».
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал