Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классическая буржуазная политическая экономия
С завершением первоначального накопления капитала меркантилизм себя изживает. Характерной особенностью меркантилизма было первостепенное внимание, оказываемое сфере обращения, а в новых условиях возросло внимание к сфере производства. Реакцией на это было появление классической буржуазной политической экономии, что стало важным шагом в развитии экономической науки. Классическая политэкономия стремится проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину и сформулировать экономические законы, которые рассматриваются как объективные. Классики использовали метод научной абстракции, количественные методы исследования, статистические. Отличительной чертой методологии классиков является комплексный, системный подход к изучаемым явлениям. Основоположником классической школы в Англии стал Уильям Петти (1623 – 1687). Он высказал идею, что «труд – отец богатства, земля – его мать». Пети разрабатывал трудовую теорию стоимости, внёс вклад в теорию занятости, налогов, стал основоположником статистики. Во Франции основоположником классической школы стал Пьер Буагильбер (1646- 1714). У него интересная трактовка затрат труда, определяющих величину стоимости. Это затраты труда в условиях равновесной экономики, когда труд распределён пропорционально по отраслям экономики (что выражается равенством спроса и предложения). Во Франции сформировалась школа физиократов во главе с Франсуа Кенэ (1694 – 1774). Заслуга физиократов в анализе структуры капитала, классовой структуры общества, процесса простого воспроизводства. Ученик Кенэ Жак Тюрго (1727 – 1781) В трактовке теории стоимости Тюрго стоял на позициях теории полезности. Он выделял субъективную и объективную ценность. Субъективная ценность – оценка вещи ее владельцем. Объективная ценность устанавливается на рынке в зависимости от спроса и предложения и других причин. Ценность каждой вещи при обмене не имеет других измерителей кроме потребностей, желаний и средств договаривающихся. Основа стоимости товара – полезность вещи, субъективно оцениваемая продавцами и покупателями. Вершиной классической школы является политэкономия Адама Смита (1723 – 1790). Основное произведение Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Смит сумел понять и объяснить механизм саморазвития капиталистического способа производства исходя из природы человека, чьим поведением определяются все экономические процессы в обществе. Смит исходил из того, что люди руководствуются в экономической области индивидуальными корыстными интересами. Но преследовать свой интерес человек может только оказывая услуги другим людям, только предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Удовлетворение чужой потребности – залог достижения собственной цели. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них эгоист и печется о собственных интересах. Общество – своеобразный меновой союз, где каждый удовлетворяет свой интерес. Все движимы в направлении удовлетворения потребностей всех, что обеспечивает общественный прогресс. Естественное стремление людей улучшить свое материальное положение – это такой мощный стимул, что если предоставить ему действовать без помех, он сам собой способен привести общество к благосостоянию и процветанию. Помешать нормальному согласованию интересов общества и отдельного человека может отсутствие свободы, поэтому Смит выступает против всего, что её ограничивает. Смит считает, что труд – первоисточник всякой собственности вообще, это источник богатства народов. Годичный труд – первоначальный фонд, который доставляет все необходимое для существования и удобства жизни продукты. Количество этих продуктов определяется с одной стороны численностью населения (занятых в труде), а с другой стороны – их производительностью труда. Решающая роль принадлежит производительности труда, зависящей в первую очередь от разделения труда (в условиях мануфактурного производства это справедливо). Огромная заслуга Смита – разработка трудовой теории стоимости. Величину стоимости Смит определяет количеством труда, которое можно получить в обмен за оцениваемую вещь. В примитивных условиях покупаемый труд равен затраченному труду. Но с накоплением капиталов, превращением земли в частную собственность ситуация меняется, покупаемый труд становится больше затраченного. Оцениваемый результат зависит уже не только от затраченного труда, но и от применённого капитала. Приходится также оплачивать участие сил природы владельцу земельного ресурса. Поэтому теперь цена определяется тремя составными частями: заработной платой, прибылью и рентой. Смит специально обращает внимание на то, что “действительная стоимость всех различных составных частей цены определяется количеством труда, которое может купить или получить в своё распоряжение каждая из них. Труд определяет стоимость не только той части цены, которая приходится на заработную плату, но и тех частей, которые приходятся на прибыль и ренту”[6]. Поэтому определение стоимости доходами не означает ухода с позиций трудовой теории стоимости. Просто на первом этапе развития общества покупаемый труд равен затраченному труду, а на втором этапе (цивилизованное общество) – доходам. Таким образом, мы находим у Смита единую теорию стоимости, определяющую её количеством покупаемого труда. Причём, теория дана в развитии, конкретизирована для разных исторических эпох. Смит создаёт теорию зарплаты, прибыли, ренты. Подробно рассматривает участие капитала в процессе создания богатства и стоимости. Последователь Смита – Давид Риккардо (1772-1823) – определял стоимость затраченным трудом. Он пришёл к выводу о том, что величина стоимости регулируется не тем трудом, который фактически пошёл на производство товара, а тем трудом, который необходим для его изготовления при определённых, а именно худших условиях производства, “понимая под последними самые неблагоприятные из тех, при которых необходимо вести производство, чтобы было произведено требуемое количество продуктов”[7]. Жан Батист Сэй (1764-1832) поставил своей задачей популяризацию учения Смита. В экономическую науку он вошёл прежде всего благодаря разработанной им теории трех факторов производства, в которой обосновывается, что труд, капитал и земля – равноправные соучастники процесса образования стоимости; они влияют на создание полезности, которые являются основой стоимости. Кроме издержек и полезности на стоимость влияют спрос и предложение. Теория распределения: каждый фактор оказывает услугу и за это получает вознаграждение (труд – зарплату, земля – ренту, капитал – прибыль). Существенный вклад Сэй внёс в теорию реализации и кризисов. Утверждение о невозможности при капитализме общих кризисов перепроизводства получило название " закона рынков Сэя", или просто – " закона Сэя". Томас Роберт Мальтус (1766-1834) известен в первую очередь своим произведением «Опыт о законе народонаселения» (1798), где ставится проблема ограниченности ресурсов. Мальтус закладывает подход, ставший традиционным для всей классической школы, в отношении систематической благотворительности, законов о бедных. Он считает, что гарантированное вспомоществование ослабляет побуждение к труду. В теорию реализации Мальтус внёс положение о важности спроса, о необходимости его стимулировать. Джон Стюарт Милль (1806-1873) одним из первых обратил внимание на социальные проблемы. Милль предлагал решать их посредством реформ, закладывая тем самым основу для буржуазного реформизма, основоположником которого он считается. Милль видел в капитализме перспективы совершенствования и мирного врастания в новое качество. Основное произведение Милля " Принципы политической экономии" (1848). Здесь он определяет стоимость как соотношение, характерное для обмена данного товара на другой, это соотношение устанавливается на рынке. Меновая стоимость или цена устанавливается в точке, где уравновешиваются спрос и предложение. Главным для Милля был вопрос, как определяются цены, соответствующие условиям равновесия экономической системы. Милль анализировал влияние цен на спрос, рассмотрел эластичность спроса.
|