Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы рассмотрения трудовых споров
Принципы рассмотрения трудовых споров. В отличие от основных принципов трудового права, отражающих в кратком виде содержание норм всего трудового законодательства, принципы рассмотрения трудовых споров — это характерные черты конкретного института трудового права. В кратком виде они определяют сам порядок рассмотрения трудовых споров, его организационное построение и действия в нем субъектов процессуальных правоотношений. Принципы порядка рассмотрения трудовых споров — основные положения, отражающие суть норм данного института трудового права, определяющие существенные характерные черты этого порядка и направленность развития системы его норм. В нашей стране порядок рассмотрения трудовых споров демократичен, прост, гласен, удобен и доступен для каждого работника. Он позволяет полно, быстро, бесплатно разрешить до конца любой возникший трудовой спор и восстановить нарушенные трудовые права, законные интересы трудящихся. Принципами рассмотрения трудовых споров являются: 1) демократизм порядка, т. е. участие широких масс трудящихся в разрешении споров; 2) простота порядка, т. е. его бесплатность, доступность и удобство обращения в юрисдикционные органы с трудовым спором; 3) законность, гласность, объективность и полнота исследования доказательств по спорам; 4) быстрота разрешения спора; 5) обеспечение реального исполнения решения по трудовому спору, восстановления нарушенных трудовых прав. Рассмотрим подробнее каждый из этих принципов. Демократизм, участие трудящихся через профсоюзы, трудовые коллективы в разрешении споров. В КТС участвуют от сотрудников избранные члены трудового коллектива. Коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии с участием представителей трудового коллектива или профсоюза. Состав трудового арбитража комплектуется по соглашению представителей трудового коллектива или профсоюза с работодателем, администрацией. Представители профсоюзов могут выступать в суде в защиту интересов трудящихся (ст. 42, 44 ГПК РФ), а также в вышестоящем органе. Бесплатность, доступность и удобство обращения трудящихся в юрисдикционный орган с трудовым спором. Работники для разрешения трудовых споров не теряют много времени и не несут никаких материальных затрат. Все юрисдикционные органы близки к трудящимся. Спор может быть решен в КТС в той же организации, где работает работник, и в нерабочее для него время. Примирительные комиссии находятся непосредственно на производстве и состоят из работников данного производства. Суд, рассматривающий трудовой спор, находится в том же районе, где занят работник. Коллективные трудовые споры рассматриваются примирительной комиссией и трудовым арбитражем также на производстве данного трудового коллектива и всегда бесплатно. При предъявлении иска по трудовому спору истцы — рабочие и служащие во всех юрисдикционных органах освобождены от государственной пошлины и других расходов по ведению дела. Каждый трудящийся и представитель профсоюзного органа, трудового юллектива может получить по возникшему трудовому спору бесплатную юридическую помощь в юридических консультациях профсоюзных органов (вышестоящих). Все это создает удобство и доступность защиты трудовых прав. Законность, гласность, объективность и полнота исследования доказательств по трудовому спору, а следовательно, законность его разрешения. Заседания КТС и суда по трудовым спорам проводятся открыто, публично. Органы, рассматривающие трудовые споры, обязаны решать спор в соответствии с законом, объективно и полно исследовать материалы по делу, запрашивать при необходимости дополнительные доказательства, вызывать свидетелей, приглашать экспертов. Быстрота разрешения трудовых споров обеспечивается более краткими процессуальными и исковыми сроками. Процессуальный срок — это установленный законом отрезок времени для процессуальных действий по начатому процессу: сроки рассмотрения в КТС — не более 10 дней, в суде — до 10 дней (и 7 дней дается для подготовки дела к рассмотрению), в вышестоящих органах — не более месяца со дня принятия заявления, в примирительной комиссии и в трудовом арбитраже — до 5 рабочих дней со дня их создания, а с участием посредника — до 7 рабочих дней с момента его приглашения (назначения); сроки выдачи решений, выписок из них, а также подачи замечаний на протокол заседания везде трехдневные со дня вынесения решения по трудовому спору; сроки обжалования решений по трудовому спору КТС в суд, а суда в вышестоящий суд—10 дней со дня получения копии решения. Некоторые сроки может устанавливать и изменять сам орган, рассматривающий спор, например срок исправления искового заявления или представления дополнительных доказательств по делу. Установленные же законом процессуальные сроки он менять не может, но вправе восстановить или продлить пропущенный по уважительной причине срок по ходатайству спорящей стороны, например восстановить срок обжалования. Исковой, или давностный, срок — это установленный законом отрезок времени для обращения в юрисдикционный орган за защитой нарушенного трудового права или законного интереса. Поскольку пропуск срока давности для обращения влечет за собой потерю права на защиту в данном органе, исковые сроки рассматриваются как материальные сроки по осуществлению защиты материального права. Сроки давности — одна из предпосылок реализации права на защиту законных требований. Последствием истечения давностного срока по трудовому спору является утрата права на иск, а если иск уже предъявлен, то может быть вынесено решение об отказе в иске из-за пропуска срока исковой давности. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его права или должно было узнать об этом. Иск по трудовому спору — это обращение в соответствующий орган (КТС, суд) за защитой нарушенного и оспариваемого права или охраняемого трудовым законодательством интереса субъекта трудового права. Все споры о применении установленных условий труда являются исковыми. Споры об установлении новых условий труда по своему характеру являются неисковыми, так как здесь имеет место требование не о восстановлении нарушенного права (как в исковых спорах), а об установлении нового права, новых условий труда и права на них. Ранее законом не устанавливалось для них давностных и процессуальных сроков. Трудовой кодекс их никак не выделил. Следовательно, они теперь рассматриваются и в КТС. Поэтому и для них теперь предусмотрен тот же процессуальный срок. Исковые сроки по трудовым спорам следующие: для обращения работника с заявлением в КТС — три месяца; при пропуске его по уважительным причинам КТС на своем заседании может восстановить этот срок, а при пропуске без уважительных причин — отказать в иске за пропуском давностного срока; для обращения работника с иском непосредственно в суд — три месяца, а по делам об увольнении — месяц со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки; для обращения работника в вышестоящий орган со спором — три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а об увольнении — месяц; для обращения администрации в суд с иском к работнику о возмещении ущерба, причиненного предприятию, — годичный ис-ковый срок со дня обнаружения ущерба. Исковых сроков по делам о возмещении работнику вреда на производстве не установлено. Их нет и по исковым спорам. Принцип обеспечения реального восстановления нарушенных прав выражается в том, что если работодатель добровольно не выполняет решение органа, рассмотревшего индивидуальный трудовой спор, то это решение исполняется в принудительном порядке через судебного пристава-исполнителя по соответствующим исполнительным документам.
|