Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 3. 10. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров:
10. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров: а) в КТС; б) в суде. 11. Понятие коллективных трудовых споров. Их предмет, стороны и виды. 12. Порядок разрешения коллективных трудовых споров: а) примирительной комиссией; б) с участием посредника; в) в трудовом арбитраже. 13. Забастовка. Реализация права на забастовку. 14. Исполнение решений по индивидуальным и коллективным
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Изучение данной темы следует начать с Конституции РФ, ст. 37, где закреплено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также проанализировать главу 57 Трудового кодекса РФ. Студентам необходимо уяснить основные органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Сосредоточить внимание на понятии Федеральной инспекции труда (ст. 355 ТК РФ), принципах ее деятельности и основных полномочиях, а также правах и обязанностях должностных лиц Федеральной инспекции туда и их независимости. Обратить внимание на порядок инспектирования организаций (ст. 360 ТК РФ), т.к. должностные лица Федеральной инспекции труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов инспектируют любые организации на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Решения должностных лиц Федеральной инспекции труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд, а лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля и не исполняющие их предписания, несут ответственность, установленную ФЗ. Необходимо учесть взаимодействие органов Федеральной инспекции труда с другими органами и организациями (ст. 366 ТК РФ). Обратить внимание и на государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности, государственный энергетический надзор, а также государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью, государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Студенту следует знать, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства. Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профессиональной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Профсоюзные инспектора труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц для проведения проверок соблюдения трудового законодательства. Студентам следует иметь в виду, что Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность руководителей организаций за нарушение трудового законодательства и норм об охране труда (ст..143, 145, 1451 и др. УК РФ). Необходимо раскрыть также административную ответственность (см. ст. 5.27—5.34 КоАП РФ). Необходимо знать, что возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения трудовых или иных социальных прав работников в сфере отношений, составляющих предмет трудового права. Непосредственной причиной возникновения трудового спора может быть действительное или мнимое нарушение прав работника либо нарушение работником каких-либо норм трудового права или условий договора. Трудовой спор может возникнуть и при отсутствии правонарушения: при предъявлении необоснованных требований, при добросовестном заблуждении работника и т.д. Трудовые споры могут возникать в результате сочетания нескольких условий (причин). Одни из них носят экономический, другие — социальный, третьи — юридический характер. Необходимо уяснить, какие виды трудовых споров предусмотрены законодательством. Следует иметь в виду, что по своей юридической природе все трудовые споры делятся по субъектам, в них участвующим (сторонам спора), на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работник, с другой — работодатель (собственник). В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, группа работников, работники организации (организаций), с другой — работодатель (собственник) одной или нескольких организаций. По содержанию требований трудовые споры подразделяются на споры об установлении условий труда (неисковые споры) и споры о применении уже установленных нормативными актами или соглашениями условий труда (исковые трудовые споры). Следует знать основные принципы рассмотрения трудовых споров: демократизм, бесплатность, доступность и удобство для обращения в юрисдикционный орган; законность, гласность; быстрота разрешения: принцип обеспечения реального восстановления нарушенных прав. Одним из важных вопросов в данной теме является вопрос о подведомственности. Следует хорошо знать, какими нормативными актами определяется подведомственность органов по рассмотрению трудовых споров (ст. 383—392 Трудового кодекса), а также принципы их деятельности. Студент должен обратить внимание, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Следует иметь в виду, что индивидуальные трудовые споры могут рассматриваться и в Федеральной инспекции труда, мировыми судьями и вышестоящими организациями. Трудовой кодекс РФ в статье 381 дает легальное определение индивидуального трудового спора. Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. В соответствии со ст. 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются руководителем организации. В соответствии с действующим законодательством (ст. 386 ТК РФ) работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления (ст. 387 Трудового кодекса). КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения (ст. 388 Трудового кодекса). Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование (ст. 390 Трудового кодекса). Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо, когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам. Трудовым законодательством предусмотрен судебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, который дает основание непосредственного обращения в суд (см. ст. 391 ТК РФ). Важно знать, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. Статья 23 ГПК РФ предусматривает возможность рассмотрения трудовых дел мировым судьей, за исключением дел о восстановлении на работе. Студентам следует учесть ст. 121 и 122 ГПК РФ. Студентам следует обратить внимание на возможность восстановления на работе государственным инспекторам труда (ст. 357 ТК РФ). Порядок разрешения коллективных трудовых споров предусмотрен гл. 61 Трудового кодекса РФ. В ст. 398 ТК РФ дается легальное определение коллективного трудового спора, примирительных процедур, что понимать под днем начала коллективного трудового спора, а также дается понятие забастовки. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора. Решение о создании Комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Студентам следует иметь в виду, что работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания приказа о ее создании. Решение примирительной комиссии имеет для сторон этого спора обязательную силу. После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его И приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами!! коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии с ТК РФ он создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Необходимо учесть гарантии членам примирительной комиссии трудового арбитража, участвующим в разрешении коллективного трудового спора. Следует знать, что в случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки. Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок. Студент должен знать, как реализуется конституционное право на забастовку (ст. 409—415 Трудового кодекса). Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки. Участие в забастовке является добровольным. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за десять календарных дней. Студент должен знать, в каких случаях забастовка признается незаконной (ст. 413 Трудового кодекса). Необходимо проанализировать и гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки (ст. 414 Трудового кодекса). На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг) и т.д. Студент должен знать, какие виды ответственности предусмотрены за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.
|