![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственной 1 2 страница.
Корчеватели-собиратели устроены по одной конструктивной схеме. Их устройство рассмотрим на примере корчевателя-собирателя МП-7А.
Корчеватель-собиратель МП-7А (рис. 2.3) предназначен для корчевки кустарника и мелколесья диаметром до 11 см, одиночных деревьев и пней диаметром до 45 см, извлечения камней до 3 т с глубины до 40 см, расчистки вырубок от валежника и порубочных остатков, транспортировки толканием на небольшое расстояние выкорчеванного материала; применяется на минеральных и увлажненных торфянистых грунтах. Он состоит из базового трактора Т-130 МБГ-1 и навесного оборудования, монтируемого на толкающей раме 7, шарнирно соединенной с ходовыми тележками трактора. На толкающей раме /установлены два гидроцилиндра 8 подъема и два гидроцилиндра 6 поворота навесного оборудования вокруг шарнирного крепления на толкающей раме. Навесное оборудование состоит из отвала 3 с пятью приваренными зубьями / для корчевки пней и удаления камней. Для увеличения ширины захвата корчевателя при корчевке кустарника, валежника к отвалу с обеих сторон присоединяют уширители 2 и 5 с двумя зубьями каждый, которые скрепляются в верхней части при помощи фланцев, а в нижней — при помощи балки 4. Для подрезания корней, расположенных на глубине до 60 см, на заднюю стенку корпуса заднего моста трактора монтируют корнерез. Он состоит из ножа, верхней тяги, стойки, балки, гидроцилиндра изменения положения верхней тяги и двух гидроцилиндров подъема и опускания корнереза. Корчевальные машины КМ-1, КМ-1А предназначены для полосной расчистки вырубок от пней и валежника при подготовке их под лесные культуры, а также для сплошной корчевки пней при освоении вырубок под питомники, сельскохозяйственные угодья, противопожарные разрывы и т. п. Устройство корчевальных машин одинаково, различаются они только базовыми тракторами. Машина КМ-1 навешивается на трактор ЛХТ-55М, а КМ-1 А — на трактор ЛХТ-100. Корчевальная машина КМ-1 А (рис. 2.4, а) представляет собой агрегат, состоящий из базового трактора 1 и навесного корчевального оборудования. Корчевальное оборудование устанавливается в передней части трактора с помощью двух специальных крон- Штейнов 2. Оно включает в себя два гидроцилиндра 3 подъема и «пускания рамы 5, два гидроцилиндра 4 поворота рабочего органа б5 и два отвала 6, расположенные по бокам рамы под углом 90° по отношению друг к другу, шарнир 7 и цепь 9. На раме 5 сварной конструкции установлены подшипники оси рнбочего органа, кронштейны для крепления отвалов, проушин ДЛЯ соединения с гидроцилиндрами 3 подъема корчевального оборудования и с гидроцилиндрами 4 поворота рабочего органа. Z трактором рама 5 шарнирно соединяется посредством кронштейнов 2. Усилие корчевания, воспринимаемое рамой 5через опорную поверхность, передается на грунт, благодаря чему разгружается ходовая часть трактора.
Рис. 2.4. Корчевальная машина КМ-1А: схема; б — силы, действующие на рабочий орган; в — способы корчевки; 1 — 1Ый трактор; 2 — кронштейны; 3 — гидроцилиндры подъема и опускания 1\ 4 — гидроцилиндры поворота рабочего органа; 5 — рама; 6 — отвалы; 7 — шарнир; 8 — рабочий орган; 9— цепь
бочего органа, создающим корчующий момент на плече /2 при опоре рамы корчевального оборудования. Само усилие Р создается усилием гидросистемы на плече Д. Такая схема нагрузок снижает динамические нагрузки на трактор, поскольку усилие корчевания, создаваемое гидроцилиндром, хотя и превышает в несколько раз толкающее усилие трактора, но передается не на трактор, а на грунт. Усилие на конце рабочего органа Р можно определить по формуле, Н, где Q — давление в гидроцилиндре, МПа; 1Х — расстояние от центра вращения до цилиндра, измеренное под прямым углом и при среднем положении штока цилиндра, м; /2 — расстояние от центра вращения до конца рабочего органа, м; п — число гидроцилиндров, поворачивающих рабочий орган; dx — диаметр цилиндра, м; d2 — диаметр штока, м. Корчевку пней корчевательными машинами КМ-1 и КМ-1А можно осуществлять следующими способами. 1. При приближении машины к пню тракторист на расстоянии 1, 0... 1, 5 м от него (рис. 2.4, в, I) опускает корчевальное оборудование и движением трактора вперед заглубляет зубья под пень. После заглубления с помощью гидроцилиндров поворачивает корчевальные зубья рабочего органа вверх и выкорчевывает пень из грунта. При этом усилие корчевания воспринимается грунтом через раму. Усилие на корчевку может достигать 150... 100 кН. Этим способом корчуются крупные пни. 2. Зубья заглубляют под пень и сдвигают его толкающим усилием трактора с одновременным подъемом корчевального оборудон вания гидроцилиндрами подъема (рис. 2.4, в, II). Этим способом корчуют мелкие и средние пни. 3. При заглубленных под пень зубьях пень сдвигают толкающим усилием трактора. Этим способом корчуют мелкие пни (рис. 2.4, в, III). 4. Корчевка пней корчевателями-собирателями может производиться способом //(крупные пни) и способом ///(средние пни)| Мелкие, высокие пни, а также деревья выкорчевываются npj^ движении трактора. При этом корчевальное оборудование упира ется в пень на некотором расстоянии от поверхности почвы. Машины МРП-1 и МРП-2А служат для расчистки полос на вы рубках с минимальным удалением верхнего гумусового слоя ПО' чвы путем смещения в межполосное пространство порубочны^ остатков, валежника, разрыва и удаления со средней части поло сы крупных корней, а также для корчевки пней диаметром да 40 см. Машина МРП-2 агрегатируется с трактором ЛХТ-55М, 1
MITI-2A — с трактором ЛХТ-100, оборудованными фронтальной навесной системой СФН-3. I i и ютрукции обоих машин одинаковы. Основными сборочными единицами являются: отвал Д (рис. 2.5), корчевальное устрой-I то с зубьями 2, две регулиру-i мые по длине верхние тяги 7. '' i нал 5 выполнен в виде кли-нп, включающего левую и пра-п\к) отвальные поверхности, и'иовик 4П-образной формы и нппце, служащее опорой при корчевке пней и обеспечивающее устойчивость хода отвала по ' |у6ине при расчистке полос. I i 'рчевальное устройство состоит из поворотного вала 3, двух корчевальных зубьев 2, приводного рычага / и трех гидроци-Пиндров 6 и 8. Гидроцилиндр 6 (Ютановлен между верхней частью отвала и верхним концом приводного вала и служит для поворота зубьев. Два гидроцилиндра 8 (Ютиповлены между верхними концами кронштейнов навески и Нижними тягами 10. Вал J пропущен сквозь стенки лобовика 4; на Ниружных концах вала 3 на шлицах закреплены зубья 2 а в сред-ией его части внутри лобовика 4 — приводной рычаг. При движении агрегата отвал, опущенный на землю, раздвинет порубочные остатки и валежник в стороны, зубьями разры-1)Т крупные корни, извлекает их на поверхность и удаляет за пределы расчищаемой полосы. Пни выкорчевываются аналогично корчевальной машине КМ-1А. 2.1.3. Другие виды машин для расчистки лесных площадей Кроме вышеописанных машин подготовку вырубок под лесо-". 1 чановление производят фрезерованием надземной части пня ТЬовня почвы (МУП-4, МПП-0, 75) и фрезерованием надзем-й и частично подземной части пня одновременно с подготов-й почвы полосами. Очистку вырубок от порубочных остатков, 1сжника и сбор их в валы и кучи производят подборщиками |ев (ПС-5, ПС-2, 4). Машина для удаления надземной части МУП-4 предназначена I подготовки вырубок под посадку лесных культур, устройств? Юков и временных дорог для вывоза древесины.
Рабочий орган машины представляет собой конусную фрезу с закрепленными на нем режущими элементами — резцами. Резцы установлены на образующих конуса и по окружности нижнего основания. При подготовке вырубок для создания лесных культур машина МУП-4 удаляет наземную часть пней на полосах шириной 2, 5... 4, 0 м в зависимости от принятой технологии и используемых на последующих операциях технических средств. Для этого оператор ведет машину по намеченной трассе и останавливает ее на расстоянии вылета стрелы манипулятора. После этого включается привод рабочего органа (фрезы) и с помощью двух рукояток управления распределителем трактора оператор опускает фрезу до поверхности почвы и подводит ее к пню. При этом режущие элементы, войдя в контакт с древесиной пня, измельчают ее, образуя щепу, которая отбрасывается вперед и влево по ходу машины. Машина для срезания пней МПП-0, 75 предназначена для срезания пней на вырубках методом фрезерования. Составными частями машины являются: рама, карданный вал, конический и цилиндрический редукторы, фрезерный вал с ножами, навесное устройство. Агрегатируется с трактором МТЗ-82, оборудованным ходоуменьшителем. Перед началом работы тракторист включает вал отбора мощно сти, после чего трактор переезжает через пень. Затем машина опус кается и включается ходоуменьшитель. Вращающийся против хода движения фрезерный вал с ножами фрезерует пень, измельчая его в щепу, которая отбрасывается вперед. После срезания пня ходоуменьшитель отключается и машина переезжает к другому пню] Машина фрезерная лесная МЛФ- 0, 8 служит для рыхления почвы на вырубках с одновременным измельчением порубочных остатков диаметром до 12 см, поросли и пней до 20 см. Она агрегатируется с тракторами ДТ-75МХ, ЛХТ-55М и ЛХТ-100. Машина полуприцепная; состоит из передней рамы, трансмиссии, фрезерного барабана, отбойной плиты с двумя гидроцилиндрами, опорных колес, прицепного устройства, опорных лыж, грабельной решетки, задней рамы с двумя гидроцилиндрами. При движении агрегата фрезерный барабан с тарельчатым ножами рыхлит почву и измельчает встречающиеся на пути пору бочные остатки. При встрече с пнями отбойная плита поднимает ся вверх, преодолевая сопротивление гидроцилиндров, и фрезер ный барабан, не выглубляясь, измельчает пень. Машина для удаления пней и выкапывания посадочных ям ЯкП-0, 6 (рис. 2.6). Для удаления пней и выкапывания посадочных ям в условиях леса и лесопарков применяют машину на базе трактора класса тяги 30 кН. Она состоит из базового трактора, навесного оборудования и набора сменных рабочих органов. Навесное оборудование включает в себя раму 4; механизм привода, состоящий из карданного пала 3 и углового редуктора 6, выталкивателя 5, механизма поворота, содержащего штангу 2\ двуплечий рычаг 7 и гидроцилиндр. Входной вал углового редуктора через карданный вал 3 соединен с валом отбора мощности трактора, а выходной — с рабочим органом. При помощи механизма подъема рама поворачивается вокруг оси механизма навески, обеспечивая подъем и опускание рабочего органа. Кроме того, рабочий орган может поворачиваться гидроцилиндром механизма поворота, что позволяет увеличивать высоту подъема рабочего органа и производить погрузку вырезанных иней непосредственно в транспортное средство. Машина комплектуется набором сменных рабочих органов, состоящих из трубчатых и конических фрез для удаления пней и шнековыми бурами для выкапывания посадочных ям. При подготовке машины к работе к выходному валу редуктора присоединяется рабочий орган необходимого типа и размера в зависимости от выполняемой операции. ! Для удаления пней и выкапывания посадочных ям в условиях городских объектов озеленения разработана машина на базе трактора тяги 20 кН. Устроена она так же, как и машина ЯкП-0, 6. 'ис. 2.6. Машина для удаления пней и выкапывания посадочных ям ЯкП-0, 6: трактор; 2 — штанга; 3 — карданный вал; 4 — рама; 5 — выталкиватель; 6 — редуктор; 7 — двуплечий рычаг
Основными сборочными единицами являются: подвижная и неподвижная рамы, десять собирающих зубьев, механизм подъема и опускания зубьев, поддерживающих тросов. Двигаясь по вырубке с опущенными зубьями, подборщик собирает отходы на полосе шириной 3 м. По мере их накопления перед зубьями тракторист поднимает подборщик в транспортное положение и сбрасывает отходы в кучи. Шарнирное, независимое крепление зубьев позволяет преодолевать препятствия каждому зубу отдельно, не оказывая влияния на работу остальных. 2.2. Машины и орудия для мелиоративных и дорожных работ 2.2.1. Общие сведения Осушительная мелиорация лесов заключается в отводе избыточных поверхностных и грунтовых вод путем устройства сети открытых каналов и закрытых осушителей (дрен). Лесоосушитель-ная система — это комплекс инженерных сооружений и устройств, обеспечивающих создание оптимального водного режима переувлажненных земель в целях улучшения условий произрастания лесных культур, качественного состава и увеличения производительности лесов. Лесоосушительная система состоит из регулирующей, ограждающей и проводящей сетей, водоприемника, гидротехнических сооружений и осушаемых земель. Регулирующая сеть состоит из открытых (канавы, каналы) и закрытых (дренаж) осушителей. Ограждающая сеть предназначена для перехвата поверхностных вод, стекающих с возвышенных мест; проводящая сеть I служит для отвода всех избыточных вод. Водоприемники — это! реки, озера, овраги, балки или искусственные котлованы. К гидро-| техническим сооружениям относятся устьевые сооружения элементов осушительной сети, мосты, трубы, шлюзы-регуляторы и т. п. В лесоосушительные работы входят: подготовка территории, подлежащей лесоосушению (разрубка трасс для каналов, дорог,! площадок под водоемы и т.п.); земляные работы (устройство ка-| налов, строительство искусственных сооружений и т.п.). Лесоосу-шительным работам предшествует прокладывание дорог к району! лесоосушения, подвоз техники и т.д. Разрубку трасс производят! при помощи бензиномоторных пил и трелевочных тракторов. Очистку трасс от кустарников, подроста и пней производят кусторезами, корчевателями, бульдозерами. Земляные работы при строи- тельстве лесоосушительных систем выполняют одноковшовыми Или многоковшовыми экскаваторами. При строительстве и ремонте дорог используют бульдозеры, скреперы, грейдеры, катки. 2.2.2. Машины и орудия для мелиоративных работ Для устройства осушительной или оросительной сети, для осушения заболоченных мест применяются канавокопатели, канало-■ опатели, каналоочистители, а для разработки грунта — экскава-горы и др. Канавокопатели, каналокопатели и каналоочистители. Они бывают с рабочими органами плужного типа (ПКЛН-500А, ЛКН-600) и фрезерного типа (КЛН-1, 2). Каналокопателъ ЛКН-600 служит для устройства и ремонта осушительных каналов глубиной до 0, 7 м, а также для прокладки противопожарных каналов. Рабочим органом является двухотваль-Ный корпус плужного типа с черенковым ножом, установленным перед корпусом, и двух бермоочистителей, которые отодвигают почву от края канавы по обе стороны. Он используется на торфяных и оторфяных грунтах, агрегатируется с тракторами Т-130Г-3, ЛХТ-55М (ТДТ-55А), ЛХТ-100.
Каналоочиститель лесной навесной КЛН-1, 2 (рис. 2.7) служит дли ремонта лесоосушительных каналов глубиной до 1, 2 м, шириной но дну 0, 25 м и по верху 3 м. Основными сборочными единицами каналоочистителя являются: фрезерный рабочий орган 1, гидромотор 2, стрела 3, поворотная колонна 4, гидроцилиндр Подъема стрелы 5 и гидроцилиндр поворота колонны. Каналоочи-|Титель имеет дополнительный рабочий орган для выполнения i отовительных работ перед ремонтом осушительной сети.
Каналоочиститель обеспечивает нормальную работу при наличии камней диаметром до 10 см, валежника и порубочных остатков, мха, воды слоем до 0, 5 м и льда толщиной до 10 см. Грунт из канала выбрасывается в одну сторону на расстояние 10... 15 м и не требует разравнивания. Сменный кусторезный рабочий орган навешивается на стрелу 3 и включает в себя удлинитель стрелы, трубопроводы и кусторез. Кусторез состоит из редуктора, к входному валу которого присоединен ротор с ножами. Ротор приводится во вращение от гидромотора 2, смещенного со стрелы на нижний конец удлинителя. Ножи свободно установлены на осях по периферии ротора. При вращении ротора под действием центробежных сил все шесть ножей расходятся в стороны, занимают рабочее положение и срезают кустарник диаметром до 15 см. При встрече с более крупными стволами ножи для предотвращения поломки отклоняются назад. Перед началом работы стрелу с удлинителем и ротором поворачивают в сторону канала перпенди кулярно продольной оси трактора, опускают рабочий орган так чтобы он не соприкасался с почвой, включают гидромотор и пос ле набора ротором оборотов начинают движение и удаление кустарника. Наибольший диаметр фрезы составляет 1, 8 м; частота вращения 3, 2 с-1 (192 об/мин); ширина захвата при срезании кустарника: при неподвижной стреле — 2 м, при поворачивающейся — 5 м; частота вращения ротора 6, 5 с-1 (390 об/мин). Рабочее оборудование монтируется на тракторе ТДТ-55А (ЛХТ-55М), снабженном ходоуменыиителем. Рабочая скорость движения зависит от условий работы и может изменяться от 0, 3 до 2, 7 км/ч. Агрегат движется задним ходом, для чего сиденье выполнено поворотным и выведено дублирующее управление. Экскаваторы. Экскаваторы применяются при строительстве и ремонте осушительной сети, для разработки грунтов и перемещения их на расстояние радиуса их действия, а также погрузки вынимаемого грунта в транспортные средства или в отвал. Они подразделяются на две основные группы: одноковшовые экскавато-
| ры циклического действия, осуществляющие последовательно срез | грунта и заполнение ковша, перемещение его к месту наполнения; многоковшовые экскаваторы непрерывного действия, вы-| полняющие рабочие операции в процессе движения одновремен-[но и непрерывно разработку и перемещение грунта. В зависимости Ьт угла поворота рабочего оборудования одноковшовые экскаваторы подразделяются на полноповоротные, когда рабочее оборудование поворачивается на 360°, и неполноповоротные, имеющие угол поворота до 270°. По конструкции ходового оборудования экскаваторы бывают на пневмоколесном или гусеничном ходу; [Шагающие, рельсовые и плавучие. По виду привода экскаваторы.подразделяются на механические и гидравлические. В лесном хозяйстве наибольшее применение нашли одноковшовые экскаваторы, снабженные сменным рабочим оборудованием, относящиеся к универсальным. Принципиальная схема устройства одноковшового экскаватора с механическим приводом показана на рис. 2.8. Основными частями и механизмами являются: ходовая часть /, поворотная платформа 2, силовая установка 3, опорно-поворотное устройство 4, двуногая стойка 5, механизмы: стрелоподъемный 6 для изменения положения стрелы 13, поворотный 7 для вращения верхней платформы с рабочим оборудованием, подъемный 8 для подъема [Ковша 12, канатный механизм 10, рукоять 11. Основными видами рабочего оборудования универсальных экскаваторов являются: ; прямая лопата — применяется установкой ковша для копания грунта снизу вверх при рытье выше уровня стояния экскаватора; Рис. 2.8. Схема одноковшового экскаватора: ходовая часть; 2— поворотная платформа; 3 — силовая установка; 4— опор-поворотное устройство; 5 — двуногая стойка; 6 — стрелоподъемный механизм; ■ поворотный механизм; 8 — подъемный механизм; 9 — напорный механизм; 10 — канатный механизм; // — рукоять; 12 — ковш; 13 — стрела
Другие машины. При выполнении мелиоративных работ используются и другие машины: драглайны, грейферы, краны, струги, корчеватели и коперы. Драглайн имеет ковш, подъемный канат, при помощи которого ковш подвешивается к стреле, и тяговый канат для управления ковшом; применяется при рытье грунта, когда стрела остается неподвижной при постоянном угле ее наклона, а ковш движется снизу вверх. Грейдер применяется для погрузки и разгрузки сыпучих материалов и представляет собой двухстворчатый ковш, створки которого замыкаются и размыкаются при помощи тягового каната. Кран служит для перемещения и погрузки или разгрузки различных грузов и состоит из крюка, стрелы и подъемного каната. Кроме того, может устанавливаться и другое оборудование. Струг применяется для планировки поверхности. Корчеватель используется для корчевки пней, крупных камней, деревьев и т. п. Копер служит для забивания свай. 2.2.3. Машины для дорожных работ При строительстве и ремонте лесных дорог основными видами работ являются перемещение грунта при устройстве выемок и насыпей, подвозка песка, гравия и других материалов для строительства полотна дорог, планировка и уплотнение грунта и строительных материалов. Для выполнения этих работ применяются бульдозеры, скреперы, грейдеры, катки. Бульдозеры. Бульдозеры применяются для послойного резания грунта и его перемещения на небольшое расстояние; для разравнивания грунта и выполнения планировочных работ при строительстве дорог, сооружения каналов, прудов, водоемов, а также для других землеройных работ. По способу установки отвалов различают бульдозеры: с поворотным отвалом, неповоротным отвалом (универсальные). Бульдозер представляет собой отвал с ножом, прикрепленным Отвал 3 устанавливается спереди трактора на толкающую раму / при помощи толкателей 2. Подъем и опускание рабочего оборудования осуществляются при помощи гидроцилиндров. В лесном хо- Рис. 2.9. Типы бульдозеров: а — с неповоротным отвалом; б — с поворотным отвалом в горизонтальной плоскости; в — с поворотным отвалом в вертикальной плоскости; 1 — толкающая рама; 2 — толкатель; 3 — отвал зяйстве применяют универсальный бульдозер ДЗ-109ХЛ, монтируемый на тракторе Т-130Г-1, бульдозер ДЗ-42Г (Д-606) с неповоротным отвалом к трактору ДТ-75М, бульдозер ДЗ-37 (Д-579) в неповоротным отвалом к трактору «Беларусь», бульдозерное Юборудование ОБ-3 к лесным тракторам ЛХТ-100, ТЛТ-100. Все •ни имеют сходную конструкцию и отличаются размерами отва-|Лов, мощностью трактора, производительностью. Скреперы. Скрепер — это ковшовая землеройно-транспортная ■ шшина, предназначенная для послойной разработки грунта, Транспортировки, укладки и разравнивания его в насыпь или от-Вал. По способу передвижения скреперы бывают прицепными, ■ юлуприцепными и самоходными; по способу разгрузки грунта из Вовша — со свободной разгрузкой (опрокидыванием ковша), полупринудительной (опрокидыванием днища и задней стенки впе-Вед); принудительной (выдвиганием задней стенки вперед); по Вмкости ковша — малой (до 3 м3), средней (от 3 до 10 м3) и Волыпой (более 10 м3) вместимости; по системе управления — В канатным и гидравлическим управлением. Рабочим органом скрепера (рис. 2.10), является ковш 7, имею-Вшй на передней кромке дниша нож. Передняя часть ковша 7 закрывается подвижной заслонкой 2. При загрузке с помощью гид-Воцилиндра 3 ковш 7 опускается вниз, заслонка 2 открывается и Ври движении скрепера вперед нож врезается в грунт, производя Вго срезание и заполнение ковша (см. рис. 2.10, а). После заполнения ковш с грунтом поднимают гидроцилиндром вверх, заслонка Верез систему рычагов закрывается и грунт транспортируется к Весту разгрузки (см. рис. 2.10, б). На месте разгрузки (см. рис. 2.10, в) ■ аслонка открывается, ковш опрокидывается (или при неподвиж-Вом ковше грунт выталкивается задней стенкой ковша) и проис-Водит выгрузка грунта, а при движении вперед одновременно Вроисходит его разравнивание.
|