Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация нематериальных активов.
Общая классификация нематериальных активов.
| Имеющиие материальные носители – это те активы, наличие которых в хозяйственном обороте обеспечивается посредством оборота их материальных носителей – дискет, дисков, бумажных бланков и проч. Следует иметь в виду, что стоимость нематериальных активов и стоимость их материальных носителей – это две совершенно самостоятельные величины. Приобретение нематериальных активов (НМА) необходимо предполагает уплату его цены или уплату цены средств, обеспечивающих создание НМА. Эти суммы и составляют расходы, капитализируемые как нематериальные активы. Величина данных расходов представляет собой стоимость нематериальных активов, отраженная в бухгалтерском учете. Соответственно стоимость носителей НМА составляют цены приобретения соответствующего материального имущества – дискет, бумаги и т.п. При этом цены НМА и их материальных носителей должны рассматриваться совершенно обособленно, так как носители, как самостоятельный вид имущества обладают оборотоспособностью, то есть они могут производиться, покупаться, продаваться и, не будучи носителем НМА.
| Не имеющие материальных носителей.
Нематериальные активы могут не иметь материальных носителей в том случае, когда капитализация расходов по статье НМА не связана с приобретением предприятием конкретного материального объекта, конкретной вещи. Наиболее ярким примером такого нематериального актива является деловая репутация предприятия, под которой в целом понимается некий приобретенный нематериальный объект, не имеющий материального носителя, но выступающий как актив, то есть оказывающий влияние на финансовые результаты хозяйствующего субъекта.
| Классификация НМА по признаку варианта их приобретения:
| | НМА, созданные на самом предприятии.
| НМА, полученные предприятием от сторонних лиц и организаций (по договору уступки прав на интеллектуальную собственность, в качестве вклада в уставный капитал и др.).
| Классификация НМА в зависимости от предназначения и выполняемых функций.
| 1.Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, регулируемые патентным правом. Например, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, являющиеся объектами промышленной собственности. К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Промышленные образцы характеризуют художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Объектами изобретения могут являться устройства, способы, вещества. Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование.
| 2.Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, регулируемые авторским правом. Например, программы для ЭВМ, базы
данных. Авторское право является результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства и способа выражения произведения, и существующее в какой-либо объективной форме (письменной, устной, видеозаписи и др.). Объектами авторского права не могут быть: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы. Кроме того, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер (ст. 8 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).
| 3. Исключительные права на средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Например, товарные знаки, знаки обслуживания и др. Товарный знак и знак обслуживания – это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения организаций, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками, является коллективным знаком. Использованием товарного знака считается применение его на товарах (для которых товарный знак зарегистрирован) и их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках упаковке (п. 1 ст. 22 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Действие регистрации товарного знака может быть прекращено досрочно (полностью или частично) согласно решению Высшей патентной палаты, принятому по заявлению любого лица, в связи с неиспользованием товарного знака (п. 3 ст. 21, п. 3 ст. 22 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
| 5. Деловая репутация организации. Онаопределяется в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов за минусом относящейся к предприятию кредиторской задолженности.
Если окажется, что заплачено больше купленной стоимости, то в учете фиксируют положительную деловую репутацию, если меньше – отрицательную.
| Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.
| Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга, и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.
| В соответствии с п. 2 ПБУ 14/00 к нематериальным активам не относятся:
| а) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
б) не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
в) материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.
Специальным правилом устанавливается, что «в состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них».
| | | | | Таблица 2.22
Данная страница нарушает авторские права?
|