Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансово экономический анализ деятельности турфирмы 7 страница
ГЛАВА 4 Рассмотренные раннее методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций основывались, как правило, на данных финансового учета, т. е. на данных форм официальной финансовой отчетности, предназначенных внешним пользователям. Степень обобщенности и периодичность представления такой информации (в основном ежеквартально) достаточны для финансовых органов, органов государственной статистики, потенциальных инвесторов на начальном этапе ознакомления с объектом. Результаты анализа финансовой отчетности могут устраивать и собственников, а также использоваться руководством компании при выработке стратегических решений и составлении планов долгосрочного развития. Однако для руководства в текущей деятельности этой информации явно недостаточно. Как уже говорилось, в условиях рыночной экономики неизмеримо возросла роль экономических факторов в управленческой деятельности. При всей важности технических и технологических аспектов развития производства очень часто все-таки не они, а экономические соображения определяют выбор тех или иных решений, что обусловливает необходимость разработки систем управленческого учета. Рассмотрению данного вопроса в экономической литературе уделено достаточно много внимания. Это связано в первую очередь с прикладным характером и огромной важностью исследований данной проблематики с точки зрения управления коммерческими организациями. Не останавливаясь на обзоре проблемы управленческого учета, отметим лишь, что он базируется на существенно более конкретной и детальной технико-экономической информации о предприятии и его структурных, функциональных и производственных подразделениях, чем данные, приводимые в рамках финансового учета. Принимаемые на основе этой информации решения направлены на повышение эффективности текущей деятельности предприятий. Можно сказать, что при осуществлении управленческого учета практики, менеджеры и аналитики оперируют данными, на порядок более детальными, чем сводная технико-экономическая информация, представляемая в целом по предприятию. Это следует из того, что одна из целей управленческого учета состоит в разнесении осуществляемых в процессе производственной деятельности затрат по центрам ответственности и центрам затрат, являющимся, как правило, отдельными структурными подразделениями или участками деятельности предприятия. Такое распределение затрат позволяет увязать величину расходуемых ресурсов с результатами деятельности отдельных производственных подразделений. При наличии тем или иным образом определенных нормативов расхода ресурсов на единицу продукции (работ) управленческий учет позволяет достаточно точно локализовать те этапы производственного процесса, где наблюдаются неоправданно большие затраты материальных, трудовых или других ресурсов. Так же конкретно могут быть разработаны на этой основе и мероприятия по снижению расхода ресурсов и повышению эффективности производства. Естественно, что для наиболее эффективного использования данных управленческого учета разрабатываются специальные приемы и методы экономического анализа. Одним из таких методов, имеющих очень широкое применение в современной практике управления коммерческими организациями, является анализ уровня безубыточной деятельности предприятия. Отметим, что такой анализ является одним из стандартных приемов, применяемых в бизнеспланировании при обосновании эффективности инвестиционных проектов. Рассмотрим общую схему анализа безубыточности турфирмы. Уровень безубыточности турфирмы определяется Минимальным объемом продаж, необходимым для покрытия всех затрат. Расчет этого объема, или, как его еще называют, точки безубыточности, осуществляется на основе трех показателей. Этими показателями являются:
Переменные затраты затраты, величина которых увеличивается с ростом объема продаж и снижается при их уменьшении (для отрасли туризма это могут быть затраты, связанные с оформлением туров, обеспечением визового обслуживания, транспортировки, проживания, питания одного туриста или их группы, в зависимости от того, что принято за единицу расчетов, оплата услуг сопровождающих и гидов переводчиков, затраты по реализации путевок или туров и т. п.). Постоянные затраты затраты, которые остаются неизменными независимо от динамики объемов продаж (затраты на рекламу, административно-управленческие затраты по центральному офису, амортизационные затраты, затраты на приобретение и ведение информационных баз и т. п.). Маржинальная прибыль разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее производство. Рентабельность по маржинальной прибыли отношение величины маржинальной прибыли к величине объема продаж, умноженное на 100 %, если рентабельность выражается в процентах. " Точка безубыточности" продаж показатель объема продаж или выручки, обеспечивающий безубыточную работу. При этом значении объема продаж фирма работает и без прибыли, и без убытка. С течением времени уровень безубыточности меняется, поэтому необходимо постоянно следить за значениями указанного показателя. Расчет безубыточности продаж может проводиться для различных периодов (дня, недели, месяца и т. д.). Расчет уровня безубыточности происходит следующим образом:
Рентабельность маржинальной прибыли определяется следующим образом:
|