![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Учебно-материальное обеспечение.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии
Для студентов 1-го курса лечебного (специальности: лечебное дело, стоматология) и педиатрического факультетов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ на практическое занятие по учебной дисциплине гистология, эмбриология и цитология
Тема «Цитология» (занятие 2)
Томск – 2012 г. I. Учебные цели занятия. Цитология это наука изучающая строение наименьшей структурной единицы всего живого, самовоспроизводящейся и объединяющейся в ткани при развитии многоклеточных организмов. Поэтому любые нарушения в человеческом организме имеют в своей основе патологию клеток и их производных. После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен знать: 1. Общий план строения клетки, классификацию ее структур. 2. Основные положения клеточной теории. 3. Связь формы и структуры клетки с выполняемой функцией. 4. Физико-химическую характеристику цитоплазмы. 5. Строение элементарной клеточной мембраны, ее компонентов. 6. Органеллы общего значения, их роль в жизнедеятельности клетки. 7. Строение и функциональное значение межклеточных соединений. 8. Органеллы специального значения, их роль в клетке. 9. Классификацию и строение неклеточных структур. 10. Строение ядра и его роль в жизнедеятельности клетки. 11. Виды включений и их роль в жизнедеятельности клетки. 12. Виды и значение деления клеток. 13. Особенности митотического деления клеток. 14. Отличительные особенности амитотического деления и эндомитоза. 15. Значение редукционного деления (мейоз), его особенности.
Студент должен уметь применять полученные знания для решения ситуационных задач и электронных микрофотографий, овладеть техникой микроскопирования препаратов (определять препарат, его окраску и структурные компоненты ткани или органа). Студент должен «иметь опыт» зарисовки микроскопируемых объектов в альбом.
II. Учебные вопросы. 1. Определение понятия клетка. Общий план структурной организации клеток эукариот. 2. Основные постулаты клеточной теории; 3. Современные представления о значении, строении и химическом составе клеточных мембран. Особенности организации плазмолеммы, ее производные (микроворсинки, реснички, базальная исчерченность). Гиалоплазма; 4. Какие структуры клетки называются органеллами, их классификация? 5. Морфофункциональная характеристика эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосом и миходрий. 6. Морфофункциональная характеристика рибосом, микротрубочек, центриолей, микрофиламентов. Понятие об органеллах специального назначения (на примере миофибрилл, нейрофибрилл, жгутиков, ресничек). 7. Перечислите виды клеточных контактов, дайте их краткую характеристику. 8. Классификация неклеточных структур и их строение. 9. Какие структуры клетки называются включениями, их классификация, примеры, методы выявления? 10. Характеристика клеточного ядра (место расположения в клетке, форма, размеры, хроматин, его уровни компатизации, половой хроматин). 11. Строение и функции кариолеммы и кариоплазмы. 12. Клеточный цикл. Митоз, морфофункциональная характеристика фаз митоза. Эндорепродукция. 13. Виды смерти клетки, морфологические отличия некроза и апоптоза. III. Учебно-материальное обеспечение. 1. Литература: А. Обязательная: 1. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю. И. Афанасьев, С.Л.Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И.Афанасьева, С. Л. Кузнецова, Н. А. Юриной.- 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с. 2. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю.А.Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с. 3. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие для медицинских вузов / Ю. И. Афанасьев, Л. П. Бобова, В. Л. Горячкина и др.; Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского.- М.: Медицина, 1999.- 328 с. Б. Дополнительная: 1. Заварзин А.А., Харазова А.Д., Молитвин М.Н. Биология клетки. - Изд-во. СПб-университета, 1992. 2. 2.Ченцов Ю.С. Общая цитология: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во. МГУ, 1995. 3. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / Ред. Э. Г. Улумбеков и др.- 3-е изд.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с. 4. Программированные контроли по цитологии и общему курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, А.И. Щепетильникова.- Томск: СГМУ, 1999.- 70 с. 5. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2000.- 130 с. 6. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с. 7. Кузнецов С. Л., Пугачёв М. К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с. 8. Гистология, цитология и эмбриология: Атлас: Учебное пособие / под ред. С.Л. Кузнецова, 1998 г. 9. Диагностика препаратов / Учебно-методическое пособие по гистологии для студентов медицинских вузов / С.В. Логвинв, В.П. Костюченко, А.И. Щепетильникова. – Томск: СГМУ, 2000.
|