Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономика наиболее отсталых стран ЦВЕ (Албания, Союзная Республика ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Югославия, Македония, Босния и Герцеговина). Подгруппа данных стран является самой бедной в Европе и представляет самый неспокойный в политическом плане регион. Периодически здесь происходят социальные взрывы и вооруженные конфликты. Уровень ВВП на душу населения примерно соответствует 1 тыс. долл. в год, что по классификации ООН является характеристикой наименее развитых стран мира. Албания еще совсем недавно являлась классической замкнутой страной с натуральным хозяйством, во главе которой находилась коммунистическая партия сталинского типа. Коммунизм здесь окончательно пал в начале 1990-х гг., а с 1991 г. был запущен «новый экономический механизм», включавший либерализацию экономики, полномасштабную приватизацию и привлечение иностранного капитала. Непомерная либерализация экономики вызвала даже вооруженный протест обманутых вкладчиков, потерявших все свои сбережения в одной из финансовых пирамид, аккумулировавшей средства значительной части населения страны. Концовкой восстания вкладчиков стала отставка президента Салли Бериши, демократизация страны и корректировка прежнего курса на радикальные экономические преобразования. Экономика Албании слаборазвитая, аграрно-индустриального типа. Внешнеторговые связи страна поддерживает главным образом с Италией и Грецией. События в Югославии в первой половине 1999 г. вызвали массовый исход албанцев из автономного края Косово, и значительная часть беженцев была размещена в лагерях на территории Албании. Албания, которая идеологически поддерживала политику стран НАТО в отношении Косово, теперь вправе претендовать на оказание ей странами НАТО экономической и гуманитарной помощи на развитие национального хозяйства и обустройство косоваров. Страны, ранее составлявшие СФРЮ (Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория, Македония), также находятся за чертой бедности, при этом оправляясь еще и от последствий гражданской войны и налетов авиации НАТО в ходе операции по прекращению этнических чисток в Косово. Исторически данные бывшие республики СФРЮ были слаборазвитыми, здесь преобладали сельское хозяйство, легкая промышленность, добыча угля (Македония) и металлургия. В ходе военных действий, а также в результате применения санкций ООН экономика этих государств серьезно пострадала. Общество резко дифференцировано на бедных и богатых, процветает теневая экономика, в которой создается около 60% ВВП и половина всех доходов. Однако экономические реформы ведутся даже в таких тяжелых условиях. Идет приватизация, проводится жесткая монетарная политика, либерализованы внешнеэкономические связи, введена конвертируемость национальных денежных единиц. Начало экономического роста в данных странах было связано с отменой экономических санкций ООН и прекращением гражданской войны. Новый урон национальному хозяйству нанесли бомбардировки авиацией НАТО стратегических объектов в Сербии и Черногории, что разрушило практически весь промышленный потенциал данных государств. Возрождение региона будет зависеть от помощи, которую страны Западной Европы и США готовы предоставить при гарантиях демократического развития этих самых бедных европейских стран. ВЫВОДЫ Прежде всего стоит отметить тот факт, что рыночные реформы в странах ЦВЕ идут несмотря на все мыслимые и немыслимые трудности. Процесс перехода от централизованной экономики административно-командного типа к либеральным рыночным отношениям продолжается, он стал необратимым. Освобождение стран ЦВЕ от гнета коммунистической идеологии и опеки «Старшего Брата» - Советского Союза, а затем России значительно упростили строительство нового общества по типу социально-ориентированного рыночного хозяйства стран Западной Европы. Конечно, процесс преобразований длительный и болезненный, но уже есть первые положительные результаты. Так, большинству стран ЦВЕ удалось справиться со спадом национального производства, здесь в настоящее время наблюдается устойчивый экономический рост. Страны Вишеградской группы, Словения и государства Балтии неуклонно приближаются к нижнему порогу развития капиталистических стран. Даже в самом бедном регионе ЦВЕ наметились позитивные тенденции развития. Не стоит отрицать многочисленных побочных эффектов рыночных преобразований в ЦВЕ. Да, уровень жизни большей части населения на время снизился, стала реальностью безработица. Однако те из стран, которые проводили реформы последовательно и быстро, уже испытывают позитивные результаты. Возродился эффективный частный сектор, появилось собственное конкурентоспособное производство, качественными товарами и услугами наполнился рынок. Привлекаются иностранные инвестиции, развивается туризм, финансовая сфера. Уровень ВВП на душу населения неуклонно растет в сравнении со временами социализма. Государства ЦВЕ довольно скоро смогут практически на равных правах интегрироваться в ЕС, что даст им новый потенциал для дальнейшего развития. Страны, которые реформируют свое национальное хозяйство менее решительно, находятся в худшем положении, примером чему является развитие Болгарии и Румынии. Однако и в этих странах невозможен откат назад, к коммунизму. Болгария и Румыния также желают стать членами ЕС и НАТО. Естественно, что для этого потребуются более серьезные структурные преобразования в их экономике. Курс на экономические реформы при этом поддерживает большинство населения, которое готово немного потерпеть ради будущего благополучия. Возрождение исторических, культурных и экономических связей с общеевропейской цивилизацией, прерванное на время годами действия «железного занавеса», несомненно, свидетельствует о прогрессивности пути развития Восточной Европы. Своевременный отказ от опеки России дал странам ЦВЕ дополнительный импульс развития. Сокрушительное поражение внешней политики РФ в данном регионе демонстрирует то, что прежние идеологические корни внешнеэкономических связей утратили всякий смысл, а в современных динамичных условиях России кроме сырьевых ресурсов просто нечего предложить ЦВЕ для равноправного партнерства.
|