Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ электрических
И МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ ВЛ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ПРОХОДЯЩИХ В НАСЕЛЕННЫХ РАЙОНАХ Оценка реальных уровней напряжен-ностей электрических и магнитных полей вблизи электроэнергетических объектов с учетом сложности электрических соединений и строительных конструкций пока остается сложной проблемой. В МЭИ разработаны численные методы и базирующаяся на их основе программа Sky_EF 1.0 для компьютерного анализа электрических и магнитных полей промышленной частоты, создаваемых ВЛ и подстанциями ВН. Воздушные линии напряжением 220 кВ имеют по меньшей мере две особенности. Во-первых, в отличие от ВЛ 500—750 кВ они выполняются как одноцепными. так и двухцепными. Очевидно, что это приводит и к различиям в структуре полей. При этом Анализ электрических и магнитных полей ВЛ высокого напряжения
у Н h- И А) 6) Рис. 11.7. Конструкции опор ВЛ 220 кВ, принятые в расчетной модели: а — опора ПУС 220-1; 6 — опора П 220-2 (размеры в м) следует учитывать, что структура поля двухцепной ВЛ в отличие от одноцепной будет изменяться и при изменении порядка следования фаз в обеих цепях. Во-вторых, ВЛ 220 кВ и менее часто проходят в местностях с густой жилой и промышленной застройкой. Следовательно, на сравнительно небольшом удалении от линии могут оказаться какие-либо сооружения, которые вносят заметные искажения в структуру ее поля. В качестве примера одноцепной ВЛ возможен участок линии на типовых опорах ПУС 220-1 длиной пролета 430 м (рис. 11.7, а), а в качестве примера двухцепной ВЛ — участок линии на опорах П 220-2 длиной пролета также 430 м (рис. 11.7, б). При расчетах длина гирлянды изоляторов в обоих случаях была принята равной 2, 5 м. Минимальная высота подвеса провода в пролете составляла 12 м; параметры фазных проводов и тросов были приняты в соответствии с данными [36]. Для двухцепной ВЛ расчеты выполня лись при различных конфигурациях z± При этом в левой цепи на рис. 11.7, б сверху располагалась фаза А, в середине — фаза В и внизу — фаза С (такое чередование фаз обозначается ABC). Чередование фаз в пра вой цепи варьировалось. Исследовались та возможные сочетания фаз: АВС-СВА, ABC- ВАС, ABC-ABC, ABC-ACB, АВС-СЛВ. ЛВС ВСА. Обозначение АВС-АВС. означает, что и в левой и в правой сверху находилась фаза А, в середине -фаза В и внизу —фаза С. При расчетах магнитного поля действующее значение тока во всех фазах принималось равным 1 кА. Это значение характерно для ВЛ 220 кВ. Так как задача линейная, при других значениях тока приведенные ниже значения напряженностей
Рис. 11.8. Распределение напряженностей электрического (а) и магнитного (б) полей на высоте 1, 8 м над поверхностью земли в поперечном сечении в середине пролета одноцепной н двухцепной ВЛ 220 кВ при paз-личных сочетаниях фаз
10 20 30 2, м Одноцепная ВЛ: Двучленная ВЛ: --- — АВС-СВА —*— лвс-авс —т— ЛВС-ВСА Рис. 11.9. Распределение напряженностей электрического ноля по высоте нал поверхностью земли на расстоянии 20 м от осей ВЛ в поперечном сечении п середине пролета одноцепной и двухцепнон В.1 220 кВ при различных сочетаниях фаз умножить на реальное значение тока в килоамперах. В первую очередь рассмотрим результаты сопоставления напряженностей полей одноцепной и двухцепной ВЛ при упомянутых выше сочетаниях фаз (рис. 11.8). Из приведенных данных легко видеть, что вблизи оси ВЛ (т.е. вблизи прямой линии, соединяющей центры оснований опор) максимальные напряженности электрическою и магнитного полей достигаются в случае двухцепной ВЛ при сочетании фаз ЛВС-АВС. Минимальными напряженности полей оказываются также в случае двух-ценной ВЛ. но при сочетании фаз АВС-СВА. Значения напряженностей полей, которые достигаются вблизи оси одноцепной линии, близки к средним между значениями напряженности в двух предыдущих случаях. С другой стороны, уже на удалении около 10 м от осей линий значения напряженностей полей для одноцепной ВЛ становятся выше, чем для двухцепной, вне зависимости от сочетания фаз у последней. На удалении около 20 м кратность напряженности одноцепной ВЛ по отношению к напряженности двухцепной ВЛ становится примерно равной 2. Из приведенных на рис. 11.9 кривых следует, что такое разли-
11.3. Анализ электрических и магнитных полей ВЛ высокого напряжения
На рис. 11.10 показаны карты уровней напряженности электрического поля в пролетах обеих исследованных линий. Расчеты выполнялись вдоль оси ВЛ (т.е. вдоль оси х) от одной опоры до другой, а в поперечном направлении (т.е. вдоль оси у) на расстоя- ниях до 25 м в обе стороны от оси. На картах выделены области, в которых напряженность поля превышает 1000 В/м. Прослеживается резкое снижение напряженности поля вблизи опор ВЛ. К сожалению, сравнить полученные максимальные значения напряженности электрического и магнитного полей с нормативными значениями не представляется возможным, так как в России отсутствуют нормативные документы, устанавливающие предельные допустимые уровни напряженности для населения (российские нормативы ограничивают значения напряженно-стей полей только на рабочих местах). Поэтому проведем сопоставление с европейскими нормативами ENV-50166. Согласно последним при напряженности электрического поля 6, 1 кВ/м и магнитного поля 159 А/м в обязательном порядке необходимо информировать персонал о наличии
Рис. 11.10. Карты уравнен напряженности электрического поля на высоте 1, 8 м нал поверх костью земли в пролетах одноцепной (а) и двухцепной (б) ВЛ 220 кВ при сочетании фаз ABC-ABC
|