Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой нигилизм
Курсовая работа
Исполнитель Студент группы П-12 ____________ Д.А. Еремишин Научный руководитель ____________ Я.Р. Белоножко
Гомель 2015
Содержание
Введение....................................................................................................... 1.Деформация правового сознания: сущность и понятие……………… 2.Понятие правового нигилизма, его формы………………….………… 3.Пути преодоления правового нигилизма……………………………… Заключение……………………………………………………………….. Список литературы……………………………………………………….
Введение
Нигилизм вообще (в переводе с лат. – «отрицание») выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения.
Общая черта всех форм нигилизма - отрицание, однако не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии «отрицание».
Характерные признаки нигилизма интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.
Разновидностью нигилизма стал правовой нигилизм. Сущность его - в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения причин - в правовой невоспитанности основной массы населения.
На данный момент уровень современного правосознания свидетельствует, что способность общества на сознательном уровне соблюдать законы, признавать и уважать права и интересы различных субъектов общественных отношений нередко находит неадекватное отражение на практике, что является следствием существования и проявления различных форм деформации правового сознания.
Актуальностью поставленной проблемы и необходимостью определения путей ее решения и был предопределен выбор темы данной работы.
Ее цель заключается в исследовании такого явления в жизни общества как правовой нигилизм и определение путей его преодоления.
Достичь данной цели поможет решение следующих задач: 1. Определить понятие и сущность деформации правового сознания 2. Определить понятие правового нигилизма, его формы 3. Выявить пути преодоления правового нигилизма.
1.Деформация правового сознания: понятие и сущность
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.
Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание это неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право является регулятором отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.
Иллюстрацией работы. сознания как на рациональном, так и на эмоциональном уровне может служить правотворческая деятельность законодательных органов различных стран. Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании.
Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.
Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву.. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.
Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право это явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В.И.Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо
Русский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.
Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования т.е. нормах права, правоотношениях, актах реализации права.
Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.
От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе.
Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику. По данным критериям правосознание делится на три уровня.
Первый уровень это обыденное правосознание. Этот уровень свойственен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
Второй уровень это профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях.
Третий уровень это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное.
Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. В марксистско-ленинской литературе подчеркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуататоров и эксплуатируемых. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации: работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.
Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).
Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное правосознание». Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей.
. В некоторых ситуациях вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. Для нашего общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.
Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) это сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. К правовой идеологии можно отнести и рассуждения о праве умудренного жизнью сельского старца, и работу Г. Гегеля «Философия права». Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество; важны рациональные компоненты и в процессе реализации права.
Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.
В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Эти вопросы будут изучаться при прохождении учебного курса по уголовному праву.
Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.
Первый элемент это информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания -обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.
Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека. На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.
Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Однако в современных условиях участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения правосознания - правовой инфантилизм - заключается в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма - правовой нигилизм, т.е. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма - феномен и его перерождение, т.е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами - “беспредел
Деформации подвержены все без исключения сферы правового осознания действительности гражданами. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения. Деформация (от лат. deformatio — искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично.
Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет своё содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать крайне опасный характер.
Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.
Правовой инфантилизм — наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.
Недостаточная осведомлённость в области права у населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько тот факт, что из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.
Правовой нигилизм — осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации.
Явление правового нигилизма следует, без сомнения, отнести к наиболее распространенным и укоренившимся формам деформации правосознания населения. Одни ученые определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности, другие говорят о таком уровне дефектности правового сознания, который характеризуется нигилистическим отношением к праву в целом, убеждением, что руководствоваться надо не правом, а своими желаниями и интересами, третьи указывают, что правовой нигилизм проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права.
Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.
Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае право сознательно отрицается, игнорируется. Однако от правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.
Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.
2.Понятие правового нигилизма, его формы
Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в 19 столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер, Бакунин, Кропоткин и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике.
Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих романах яркие образы героев-бунтарей, отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене их более справедливыми. Нигилизм носил прогрессивный характер.
Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии – «отрицание».
Следовательно, нигилистическое отрицание и диалектическое отрицание – разные вещи. В историческом плане нельзя, например, безоговорочно негативно, с позиций голого отрицания, оценивать различные освободительные движения, их идеологов и участников, так как это объективные закономерные процессы. Тем более если речь идет об эволюционном развитии.
Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрицанием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть нигилизмом. К примеру, отрицание многих мрачных и даже трагических страниц из нашего прошлого, прежде всего в государственной и политико-правовой сфере жизни общества, справедливо и оправданно, так как представляет собой неизбежный процесс обновления
Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, правовой невоспитанности некоторой массы населения. Подобные анти правовые установки и стереотипы это элементы, черты, свойства общественного сознания, отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни». Речь идет о не востребованности права обществом.
Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.
Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, универсальность, возможности и даже необходимость права – таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто безразличным, отстраненным, что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, грамотности.
Играет свою негативную роль и простое незнание права.
Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В специальной литературе отмечается, что юридические доктрины на белорусских землях отражали широкий диапазон взглядов – от правового нигилизма до правового идеализма. Идея закона ассоциировалась скорее с главой государства, нежели с юридическими нормами. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как приказа государственной власти». Представления о праве как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе – то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право
На протяжении длительного времени право в социалистическом обществе всячески умалялось, принижалось, в нем не видели истинно демократического и общепризнанного краеугольного института, высокой социальной и культурной ценности. Право, скорее, терпели как необходимое украшение, свойственные любому «благопристойному» государству. Ведь в сталинской Конституции и некоторых других актах были внешне вполне демократические и гуманные нормы о правах и свободах личности, гарантиях ее неприкосновенности, участия в общественных делах и т.д. Однако на деле они никак не реализовывались.
Вместе с тем из права максимально выжимали его карательные возможности и немало «преуспели» в этом. Командно-административная система не только не боролась с правовым нигилизмом, но по-своему опиралась на него, ибо он прекрасно вписывался в эту систему. О правовом нигилизме даже не говорили, как будто его не существовало. В этой двойственности, своеобразном политическом явлении и находятся корни рассматриваемого явления. С одной стороны, право – рудимент и помеха, с другой – оно с полной отдачей использовалось как инструментально-принудительное средство.
В период правления Сталина процветал как правовой нигилизм, так и правовой тоталитаризм.
Сегодня главный источник правового нигилизма – кризисное состояние общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют проявлению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его.
Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес. Произвол, своеволие, игнорирование правовых и иных социальных норм достигли критической точки, за которой начинаются стихия, хаос, разлад. Потеря же управляемости, выход ситуации из-под контроля создает тягу к «сильной руке», когда право вообще отодвигается в сторону. Люди испытывают страх, растерянность, отчаяние. Именно поэтому любое государство нуждается не только в социально-экономической и политической стабилизации, но и в правовой. Более того, правовая стабилизация может в немалой степени способствовать упрочению положения дел во всех других областях.
Правовой нигилизм – продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность чиновников
На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, линия поведения. Последнее – индикатор вредности и опасности явления. Поступки – плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.
Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.
Не последними причинами правового и нравственного нигилизма, деформации правосознания являются изъяны в следственно-прокурорской и судебной практике. Устранение этих уклонов – один из путей формирования высокой правовой культуры общества, чувства законности и справедливости.
Истоки правового нигилизма. Правовой нигилизм - отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам, организации общественных отношений. Он может выступать в теоретической и практической форме. 1) Теоретический: политологи и ученые доказывают, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще и тем более отдельного человека, 2) Практический: происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа. В тех гос-вах, где нигилизм воспроизводится самим гос-вом в соответствующих масштабах почти невозможно воспитать позитивное отношение к праву и среди населения, т.к. под правом неверно понимается тот порядок, который установлен законами. Тогда в обществе складывается обыденный, массовый нигилизм, кроме того, предписания закона не выполняются государственными органами – складывается ведомственный правовой нигилизм. В современном обществе выделяют следующие формы правового нигилизма: 1) Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов (умышленная криминальная деятельность(в т. ч. организованная) 2) Массовое неисполнение и нарушение правовых норм (на бытовом уровне, неправовые способы решения споров) 3) Распространение анти правовой психологии (особые социальные нормы, оправдывающие анти правовое поведение, сознательная или неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни). 4) Война законов (создание параллельной право заменяющей системы законодательства, противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами, издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти) 5) Нарушение законов и подзаконных актов в угоду «целесообразности» - принятие неправовых решений для достижения тех или иных целей органами гос. власти. 6) Массовое нарушение прав и свобод человека (невозможность правовыми способами защитить свои права, незащищенность права на жизнь) 7) низкий авторитет суда, который возникает в результате бюрократической волокиты, больших материальных. затрат на ведение процесса, судебных ошибок, распространения нарушения прав человека при осуществлении правоохранительной деятельности и исполнении наказаний. Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе. Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан.
Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. Однако в любом случае правовой нигилизм не доходит до стадии сознательного нарушения правовых норм. Он означает лишь непризнание права, отсутствие веры в его социальную ценность.
Истоки подобного отношения к праву коренятся в недоверии к власти, в рассмотрении закона как указания, приказа со стороны государства, в безнаказанности должностных лиц, в расхождении предписаний законов и действительности, в пороках правосудия и т. д.
К формам проявления правового нигилизма можно отнести восприятие права лишь как средства оформления политических решений, принятия несовершенных, необеспеченных правовых актов, нарушения прав человека.
В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.
Профессор В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.
Во-вторых, В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:
а) в виде идеологических течений и теоретических доктрин
б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);
в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии
Профессор Н. И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:
1. Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составляют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал - наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу - физический, материальный, моральный.
Преступность - мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые лазейки.
2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». Неисполняемость же законов - признак бессилия власти.
Такое всеобщее непослушание - результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей безответственности. В подобной среде, весьма свободно чувствуют себя всевозможные лица не привыкшие жить по закону.
Еще римские юристы провозгласили: бессмысленны законы в безнравственной стране. Они также утверждали, что бездействующий закон хуже отсутствующего. В многих странах сложилась ситуация, когда игнорирование юридических норм, самой Конституции стало привычкой.
3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Особенно остро данная проблема ощущается в государствах с федеративным устройством, в котых данная война ведётся между законами, указами, судебными решениями, правительственными постановлениями, а также между федеральными и региональными актами. Именно поэтому принимаются меры к выравниванию и согласованию двух уровней законодательства.
Война законов и властей - абсурдная и наиболее разрушительная форма правового нигилизма. Пагубность ее была убедительно продемонстрирована всей российской практикой последних лет.
4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в «разреженном правовом пространстве».
При этом целесообразность может выступать под разным видом - в виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид целесообразности. Законность нередко противопоставляется и так называемому здравому смыслу, от которого - один шаг до произвола и самоуправства, или просто «правовой самодеятельности».
Вместе с тем следует заметить, что идея законности и порядка при определенных обстоятельствах может быть использована заинтересованными лидерами и властными структурами как повод для применения силы и нарушения прав человека, равно как и необходимость борьбы с преступностью. Практика последнего времени подтверждает это. А как известно, нет ничего опаснее, чем узаконенное беззаконие. Это своего рода правовой конформизм, когда идеи права и законности приспосабливаются к ситуации, когда они используются не во благо, а во вред.
Очень точно подобную метаморфозу выразил И. А. Ильин. «По своему объективному назначению, - писал он, - право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну». Ш. Л. Монтескье также указывал, что самая жестокая тирания - та, которая выступает под сенью законности и справедливости. Р. Иеринг продолжает эту мысль: «Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом».
5. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.
Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис.
Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма.
3.Пути преодоления правового нигилизма
Правовой нигилизм - это серьёзная, запущенная болезнь. Преодоление данного недуга - сложная задача, способствующая построению правового государства.
Надо заметить, что пути искоренения этого зла тесно связаны с его причинами. Нужно выделить три основные группы мер по преодолению причин правового нигилизма.
Первую группу образуют политические меры. Они непосредственно связаны с устранением факторов, препятствующих построению правового государства. Это политическая сфера, предлагающая, соответственно, государственно-правовые пути борьбы с нигилизмом. Это:
- эффективная целенаправленная правовая политика государства;
- упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины;
- уважение и всемерная защита прав личности;
- совершенствование законодательства, повышение качества правотворчества;
- устранение коллизий между нормативно-правовыми актами
- создание и консолидация общего правового пространства;
- профилактика правонарушений и прежде всего преступлений;
- борьба с криминалом во всех его проявлениях, с коррупцией и т.д.
Вторую группу составляют социально-экономические меры, в круг которых, по моему мнению, входят:
- повышение уровня жизни; - снижение бедности, безработицы;
- обеспечение прожиточного минимума;
- стимулирование, в том числе материальное, отдельных категорий граждан;
- сокращение разрыва между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения, установление хотя бы относительной социальной справедливости и т.д.
Наконец, третью группу образуют меры культурного, духовного, морального плана, которые должны включать в себя следующие составляющие:
- повышение уровня юридической культуру органов власти и населения, их правового, нравственного и юридического сознания;
- последовательное правовое воспитание и просвещение;
- подготовка высококвалифицированных юристов;
Необходимо учитывать, что пути преодоления правового нигилизма не должны быть единичными мероприятиями, локализующими то или иное конкретное проявление этого зла. Как отмечает В. И. Гойман, преодоление правового нигилизма - “это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновлённую социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право.
Определяющий фактор в системе правовых средств преодоления правового нигилизма - эффективная правовая политика государства. Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи верховенства права. Однако от осознания идеи до её воплощения - дистанция огромных размеров. И любые политико-юридические просчёты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные и недостаточно обоснованные решения органов власти способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных и политических проблем неправовыми средствами. В реальной жизни закон не всегда способен выполнять свои функции. С возникновением новых общественно-экономических отношений законодательные органы пытается урегулировать весь их спектр. Но жизнь настолько многогранна, что невозможно всё в ней предусмотреть, а тем более законодательно закрепить все её тонкости и нюансы.
В плане рассматриваемой проблемы особо важно подчеркнуть, что стратегия правового развития страны должна быть сориентирована, прежде всего, на личность, её права и законные интересы, свободу и ответственность. Личностная направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет и прочность правовой системе, будет способствовать восприятию её населением как социально-ценностного института гражданского общества.
Следующим фактором является комплекс мер, направленный на совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности на всех уровнях и повышение компетентности представительной и исполнительной власти. Сюда могут быть отнесены и мероприятия по повышению профессионального уровня субъектов правотворчества. Ибо огромное влияние на уровень правового нигилизма оказывает низкая юридическая информированность населения, недостаток правовых знаний.
Возникает острая необходимость постоянного массового и индивидуального юридического воспитания и образования. Ведь в многих государствах правовому воспитанию и образованию, как части идеологической работы, уделяется небольшое внимание.
Для повышения уровня правосознания и правовой культуры населения необходимо произвести ряд образовательных мер направленных на повышение правовой компетентности граждан и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие её жизнедеятельности в реалиях правового государства.
Так как в настоящее время работодатель не заинтересован в юридической грамотности своих работников, поскольку это может вызвать для него определённые “неудобства”, то данная мера поможет населению отстаивать свои права.
Повышение квалификации специалистов и дополнительное обучение на предприятиях может происходить на соответствующих курсах, программа которых предусматривает лишь получение необходимых знаний. Развитие общественных отношений объективно требует дополнения указанной программы общеправовыми знаниями.
Также для формирования более высокого уровня правовой культуры, возможно, следовало бы в качестве одного из видов альтернативной гражданской службы рассматривать правовую помощь молодых юристов.
Следующим фактором в системе правовых способов преодоления правового нигилизма является усовершенствование механизма реализации правовых норм, особенно связанных с защитой прав человека. Ведь право - ничто, если его положения не находят своего воплощения в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от процесса его реализации в жизни общества, если оно не стоит на страже интересов человека.
К примеру, нормы Конституции Республики Беларусь имеют прямое действие. Следовательно, и предусмотренные ими права и свободы должны воплощаться непосредственно, что разрушит ошибочную традицию рассматривать конституционные нормы как чисто декларативные, реализующиеся лишь при наличии какого-то иного нормативного акта, например распоряжения Правительства, инструкции и т.д.
Вместе с тем закрепление правомерности поведения, непосредственно определяемого конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны. В ряде случаев прямо предусматривается их издание. На всех уровнях власти должна проводиться деятельность по приведению нормативных актов в соответствие с Конституцией и законами.
На сегодняшний день явно выражена необходимость в привлечении в местные органы власти молодых специалистов-юристов. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужны свежие идеи и взгляды молодого поколения. Ведь во многих странах политика местных чиновников направлена на консервацию сложившегося правопорядка. В новом демократическом правовом поле заложен огромный потенциал возможностей для развития местного самоуправления.
Само собой разумеется, что не только государству должна принадлежать активная роль в деле преодоления юридического нигилизма. Среди иных субъектов этой деятельности В.В. Попов, например, называет “группу общественных объединений, для которых основной целью является деятельность по защите нарушенных прав”. Это профсоюзы, общества защиты прав потребителей и т.д..
Немаловажную роль в снижении юридического отрицания может сыграть общественное мнение, но только в том случае, если оно носит позитивный характер по отношению к действующему законодательству. Формирование именно таких установок, на мой взгляд, должно стать главной задачей государства и иных социальных организаций.
К сожалению, сегодня эта задача выполняется не слишком эффективно, ибо государственные и общественные структуры зачастую заботятся о собственных проблемах, нежели о чаяниях народа.
Ещё один путь преодоления причин правового нигилизма - повышение качества принимаемых законов. По мнению Т.В. Кашаниной, чтобы быть качественным, законодательство должно отвечать следующим требованиям: отражение воли государства, стремление к минимальному количеству нормативных актов, стабильность, своевременное обновление, полнота, конкретность, демократичность. Но помимо качества нормативные акты должны отражать реальную ситуацию, происходящую в обществе, быть адекватными современности.
В данном контексте большее внимание следовало бы уделить такому виду упорядочивания нормативных актов, как консолидация, поскольку здесь происходит объединение нормативного материала в единое издание по определённому признаку. И любой гражданин может получить интересующую его правовую информацию по определённой теме в одном издании, не пересматривая всё законодательство.
В настоящее время систематизация в форме консолидации развита слабо и ещё предстоит познать её истинное предназначение. Тем не менее, именно она способна оказать существенную помощь в преодолении правового нигилизма, т.к. помогает реально ориентироваться в просторах бескрайнего правового поля.
Следующая задача на пути преодоления правового нигилизма - повышение престижа правоохранительной деятельности, укрепление доверия людей к лицам и институтам, её осуществляющим. Для её выполнения следует, в первую очередь, усиливать реальную борьбу с преступностью.
Основными направлениями деятельности в этой сфере должны стать: противодействие организованной преступности; преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией; действенные меры по борьбе с экстремизмом, терроризмом, ксенофобией, национальной и религиозной нетерпимостью; повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений; неотвратимость ответственности; укрепление общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений; развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
При реализации указанных мер основными задачами являются:
- совершенствование правового регулирования, качественное обновление правовой базы, устранение в ней пробелов, коллизий и противоречий;
- усиление надзора за исполнением законов и иных нормативных актов и повышение ответственности за их нарушение;
- конструктивное взаимодействие правоохранительных, контрольных и иных органов в борьбе с преступностью;
- организационно-практические меры по предупреждению и пресечению преступлений;
- повышение социально-правовой защищённости сотрудников правоохранительных органов;
- формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной системе, восстановление доверия общества к власти и её структурам;
- развитие форм и методов согласованной работы правоохранительных и иных государственных органов с общественными объединениями и гражданами;
В деятельности самих правоохранительных органов необходимо укреплять законность, порядок, дисциплину.
Если же в государстве отсутствуют экономические предпосылки, нет достаточно развитых механизмов формирования правосознания населения и преодоления юридического нигилизма, оно должно обратиться к потенциалу самого общества в лице его общественных объединений.
В соответствии со статьёй 1 Закона Республики Беларусь " Об общественных объединениях" общественные объединения создаются для защиты общих интересов и достижения общих целей, что способствует реализации прав и законных интересов граждан. Государство должно стремиться к предоставлению большей автономии общественным образованиям, особенно в тех сферах, где можно обойтись без жёсткого правового регулирования.
Государство, опираясь на общественные формирования, обязано принимать меры к преодолению и минимизации правового нигилизма. Представляется, что оно должно взять на себя заботу по выработке национальной доктрины формирования правосознания у граждан, правовую регламентацию и координацию участия в этом деле общественных объединений.
Сотрудничество государственных структур и общественных формирований позволило бы объединить финансовые и властные полномочия государства с потенциалом негосударственных объединений с целью наиболее эффективного решения вопросов устранения причин правового нигилизма и формирования правосознания населения.
Что касается общественных объединений юридического профиля, то они, используя право защиты интересов отдельных граждан, несомненно, должны брать на себя юридическое и моральное обязательства уважать и защищать интересы других людей. Тогда роль общественных объединений по защите прав и свобод граждан будет проходить на двух уровнях: персональном и социальном. Общественные объединения призваны быть не только источником информации о правах человека, но и способствовать осознанию и уважению права как такового.
Формы участия общественных объединений в совместной деятельности по формированию высокого уровня правосознания и устранения правового нигилизма в обществе и направления такой деятельности могут быть самыми различными. Представляется, что со временем общественные организации сами выработают наиболее оптимальные формы и методы своего участия в совместной деятельности.
Учитывая всё сказанное, следует выделить ещё одно направление деятельности общественных объединений, которое заключается в формировании уважения у граждан к праву, восстановлению авторитета власти и доверия населения страны к способности государства реально противостоять преступности и другим негативным проявлениям.
Своей деятельностью государственные органы, во взаимодействии с общественными объединениями, должны “внушить” населению мысль о том, что государство - это выражения и защиты интересов, прежде всего, каждого отдельного гражданина и всего общества. Следовательно, уровень доверия населения к этим институтам является одним из важнейших критериев оценки их деятельности.
И, наконец, используя средства массовой информации, необходимо повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщее законопослушание. На телевидении и в прессе было бы полезно сократить количество информации на криминальные темы. Приоритетным направлением их деятельности должна стать правовая пропаганда и правовое воспитание населения, формирование у граждан уважительного отношения к праву, закону.
Основной критерий успешности указанных мероприятий - их комплексный, скоординированный характер. И если причина нигилистического отрицания права кроется в социальных, экономических, культурных, духовных сторонах жизни общества - необходимо сначала устранить эти аномалии. Вместе с тем, не исключено и применение и принудительных мер, связанных с законом. Именно такой подход позволит снизить, а позже и преодолеть правовой нигилизм граждан.
. Ещё один путь снижения правового нигилизма это искоренение волокиты, бюрократизма в государственном аппарате, ускорение выдачи разных справок и т.д. В частности, нужно чётко регламентировать максимальное время пребывания гражданина на приёме у чиновника. Как подсчитали специалисты, в идеале каждый гражданин должен тратить на получение необходимых бумаг или пособия не более 15 минут. И приходить к должностному лицу только один раз, чтобы подать соответствующее заявление.
Помимо этого важным аспектом локализации ведомственного правового нигилизма должна стать эффективная ответственность чиновников. Особое место в её системе нужно уделить санкциям для руководящих работников высших органов государственной власти. Целесообразно чётко обозначить наказание за нарушение закона, сделав его применение неотвратимым для должностных лиц любого звена.
Растёт необходимость разработки такой концепции развития деятельности государственных служащих, которая отражала бы не только современные, но и прогнозируемые социальные и государственные потребности, включая и моральную сторону проблемы.
Важным условием преодоления юридического нигилизма является глубокое осознание всеми гражданами своих прав и обязанностей, усвоение ими идей правовых ценностей, законности, правопорядка. Необходимо чтобы все граждане глубоко сознавали свои права и обязанности, законные интересы и возможности, последовательно их реализовывали и отстаивали, боролись с несправедливостью.
Заключение
Таким образом, правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.
Как социальное явление правовой нигилизм проявляется в различных видах и формах.
Преодоление правового нигилизма - это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную организационную и идеологическую работу, предполагающий осуществление комплекса специальных юридических мер.
И если в государстве наступает ситуация, когда у народа отсутствует вера в право, то необходимо предпринять следующие меры:
1. Необходимо немедленно всевозможные коллизии между законами подзаконными актами
2. В деятельности правоохранительных органов также необходимо обеспечить торжество законности.
3. Нужно немедленно пресечь волюнтаристский стиль управления и обеспечить реальное верховенство права
4. Надо все более совершенствовать механизмы реализации правовых норм, опираясь, прежде всего на правовые процедуры.
5. И, наконец, используя СМИ и прессу нужно повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщую законопослушность. И тогда, может быть, при реализации этих действий в комплексе друг с другом общество любого государства может быть освобождено, а потом и окончательно излечено от правового нигилизма.
Список литературы:
1.Баранов П.П Правосознание и правовое воспитание / Общая теория права. Н.-Новгород 1993.-76с
2.Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие.- Волгорад: Издательство ВолГУ, -52с
3. Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления / В. Гойман // Советская юстиция, - 1990.- N 9. -С. 5 –
4.Гранат В. Правовой нигилизм: пути преодоления// Сов. Юстиция.-1990.-№9.-с.12-16
5. Долгова А.И. Правосознание и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей. – М., 1972.-126 с.
6.Зрячкин А.Н. К вопросу о соотношении причин и источников правового нигилизма //Новая правовая мысль., 2006.№2.-с.8
7.Иеринг, Р. Борьба за право / Р. Иеринг. - М.: Инфра-М, 1991.
8.Ильин, И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. - М.: Инфра-М., 1993.
9.Кашанина, Т.В. Юридическая техника / Т.В. Кашанина. М.: Инфра-М, 2007.
10.Лукашева Е.Л. Право, мораль, личность. М., 1986.-182с.
11.Матузов, Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм / Н.И. Маиузов // Общая теория государства и права. - М.: Инфра-М, 1998.
12.Новиков, А.И. Нигилизм и нигилисты / А.И. Новиков, - Л.: Лениздат, 1972.
13.Попов, В.В. Некоторые формы проявления правового нигилизма и пути его преодоления / В.В. Попов // Юрист. -2002.- №1.
14.Смирнов, А.Г.А. И. Герцен о русском нигилизме как общественно-политической борьбе. Судьба нигилизма. Сборник работ Э. Юнгера, М. Хайдеггера, Д.Кампера, Г. Фигаля. Пер. с немецкого. С.-Пб., 2006.-277с.
15.Туманов, В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе /В.А. Туманов// Государство и право. -1993. -N 8.
|