Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тестовые задания. 1. В каком случае дано неправильное определение тропа?






1. В каком случае дано неправильное определение тропа?

A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
Г) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

2. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

3. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

 

 

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

1. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».

А) метафора
Б) перифраз
В) гипербола
Г) литота

2. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».

А) метафора
Б) синекдоха
В) эпитет
Г) метонимия

3. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».

А) метафора
Б) сравнение
В) гипербола
Г) литота

4. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).

А) метафора
Б) перифраз
В) метонимия
Г) олицетворение

5. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца».

А) метафора
Б) метонимия
В) перифраз
Г) гипербола

6. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».

А) градация
Б) инверсия
В) оксюморон
Г) антитеза

7. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».

А) метонимия
Б) сравнение
В) антитеза
Г) оксюморон

8. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?».

А) градация
Б) оксюморон
В) синтаксический параллелизм
Г) антитеза

9. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид...».

А) анафора
Б) эпифора
В) инверсия
Г) оксюморон

 

1. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Она была настоящей красавицей в белоснежном пушистом платье с небольшими складками-сугробами. Глаза у нее синие, а лицо румяное. Днем на ней искрится изморозь, а ночью отражаются далекие звезды. Когда люди встречаются с ней в погожую пору, она добрая и ласковая. Но случается, что рассердится, и давай хлестать по щекам, сыпать за ворот колючие снежинки.
Завьюжит так, что света белого не видно. А кому пожалуешься? Никому. Ведь это своя, родная зима-чародейка. (По С. Ларину)

1) Какой вариант правильно отражает имеющиеся в тексте лексические средства изобразительности?

А) метафора, олицетворение, сравнение, синекдоха
Б) метафора, олицетворение, эпитеты, антонимы
В) метафора, эпитеты, литота, перифраз
Г) сравнение, эпитеты, синонимы, антонимы

2) Какой вариант правильно отражает имеющиеся в тексте синтаксические средства изобразительности?

А) именительный темы, риторический вопрос, градация
Б) риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм
В) антитеза, риторический вопрос, неполные предложения
Г) инверсия, парцелляция, анафора

2. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:

Все в таинственном молчанье; Холм оделся темнотой; Ходит в облачном сиянье Полумесяц молодой.

A) эпитет Д) оксюморон
Б) метафора Е) перифраз
В) олицетворение Ж) сравнение
Г) метонимия З) инверсия

 

3. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:

Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит, В глубокой мгле таится он.

A) эпитет
Б) метафора З) оксюморон
В) олицетворение И) перифраз
Г) сравнение К) парцелляция
Д) риторический вопрос Л) стилистически окрашенная лексика
Е) анафора М) экспрессивный повтор
Ж) метонимия

4. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем тексте К. Г. Паустовского:

Ночью сквозь шорох дождя пароход прокричал четыре раза... Пар хрипло рвался из пароходной трубы... Утром из заспанных и бесконечных вод встало воспаленное солнце, мрачно загорелись под ним стекла капитанской рубки.
A) эпитет Д) перифраз
Б) метафора Е) сравнение
В) олицетворение Ж) инверсия
Г) метонимия З) оксюморон

5. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

Все небо было усыпано ясными холодными звездами, светился, как серебро, Млечный Путь. (А. К. Толстой)
А) эпитет Д) олицетворение
Б) метафора Е) метонимия
В) оксюморон Ж) сравнение
Г) перифраз

6. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

Речь старика течет ровно и плавно, в голосе его звучит холодная энергия, и под мохнатыми бровями сверкают острые, как гвозди, серые глаза. (М. Горький)
A) эпитет Д) оксюморон
Б) метафора Е) перифраз
В) метонимия Ж) сравнение
Г) антитеза З) парцелляция

7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем тексте:

Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим? Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. (К. Г. Паустовский)
A) эпитет Д) парцелляция
Б) метафора Е) повтор
В) метонимия Ж) именительный темы
Г) сравнение З) ряды однородных членов

8. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. (М. Горький)
А) эпитет Д) синекдоха
Б) метонимия Е) гипербола
В) метафора Ж) параллелизм
Г) сравнение З) экспрессивный повтор

 

9. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:

Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче. (А. П. Гайдар)
A) эпитет Е) неполные предложения
Б) метафора Ж) антонимы
В) сравнение З) инверсия
Г) метонимия И) ряды однородных членов
Д) олицетворение

 

10. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:

Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Г. Эренбург)
A) эпитет
Б) метафора
B) сравнение
Г) авторский неологизм
Д) фразеологизм
Е) синтаксический параллелизм
Ж) эллипсис
З) анафора

. Прочитайте фрагменты рецензий, составленных на основе предлагаемых текстов. В данных фрагментах рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

1.

(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»? (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь. (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)

Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).

Список терминов:
1) метафора 6) цитация
2) фразеологизм 7) гипербола
3) ключевые слова 8) инверсия
4) синтаксический параллелизм 9) эпитеты
5) риторический вопрос 10) сравнительный оборот

2.

(1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец... (2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду... (Б. А. Пильняк)

Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.

Список терминов:
1) метафора
2) фразеологизм
3) эпитет
4) синтаксический параллелизм
5) градация
6) метонимия
7) гипербола
8) инверсия
9) эпитеты
10) сравнительный оборот
11) суффиксы субъективной оценки
12) глаголы
13) однородные члены
14) неполные предложения
15) конструкции разговорного синтаксиса

3.

1) Бесполезная, никому не интересная жизнь. (2) Невеселая судьба человека, который ни разу не испытал незабываемую теплоту земли на босых ногах, не промокал насквозь под дождем в чаще орешника. (3) А если и испытал все это, то недооценил, недопонял этой недюжинной силы простоты и страдал, как от протекающего потолка или тесной обуви. (4) Таким людям неуютно в природе. (5) У них нет непоколебимой веры в счастье, чудо, сказку. (6) Они проходят с открытыми, но совершенно невидящими глазами мимо никогда не виданного чуда. (7) Глубинная прелесть жизни не измерена и не понята ими. (К. Г. Паустовский)

К. Г. Паустовский убежден в том, что человек, лишенный способности ощущать естественную красоту жизни, не может быть счастливым. Свою позицию автор излагает не только убедительно, но очень эмоционально и ярко. Особую выразительность тексту придают индивидуально-авторские ______ («бесполезная жизнь», «незабываемая теплота земли», «недюжинная сила простоты», «неуютно в природе», «никогда не виданное чудо», «глубинная прелесть жизни»), неожиданные ______ («страдал, как от протекающего потолка или тесной обуви») и развернутая ________ (предложение 1). Автор использует также грамматические средства выразительности. Мысль о том, что люди, не понимающие подлинного смысла жизни, лишены очень многого и не имеют того, что составляет истинное счастье, передается с помощью многократного использования слов с ________ («невеселая, никому не интересная», «не испытал», «не промокал», «неуютно», «не измерена», «не понята»). Употребление в самом начале текста двух ____________ (предложение 1 и часть предложения 2) позволяет сразу же определить суть авторского отношения к рассматриваемой проблеме.

Список терминов:
1) развернутая метафора
2) назывное предложение
3) эпитет
4) синтаксический параллелизм
5) градация
6) приставки с отрицательным значением и отрицательные частицы
7) гипербола
8) инверсия
9) эпитеты
10) сравнение
11) суффиксы субъективной оценки
12) глаголы
13) однородные члены
14) неполные предложения
15) конструкции разговорного синтаксиса

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал