![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мак-Вильямс Н.Стр 1 из 122Следующая ⇒
Нэнси Мак-Вильямс Психоаналитическая диагностика Понимание структуры личности в клиническом процессе Перевод с английского под редакцией М.Н. Глущенко, М.В. Ромашкевича
Nancy McWilliams PSYHOANALYTIC DIAGNOSIS Understanding Personaly Structure in the Clinical Process
Рекомендовано курсом психотерапии и клинической психологии факультета последипломного профессионального образования ММА им. Сеченова в качестве учебного пособия по специальности “Психотерапия и медицинская психология”
Москва Независимая фирма “Класс”
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ... 8 БЛАГОДАРНОСТЬ.. 10 ПРЕДИСЛОВИЕ.. 13 ВВЕДЕНИЕ.. 16 Замечания относительно терминологии. 16 Замечания относительно общего тона книги. 17 ЧАСТЬ I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 18 1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ДИАГНОЗ?. 18 Планирование лечения. 19 Прогнозирование. 19 Защита потребителя. 20 Установление эмпатии. 21 Предотвращение уклонения от лечения. 22 Прочие выгоды.. 22 Ограничения полезности диагностики. 23 Дополнительная литература. 24 2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ.. 24 Классическая теория драйвов Фрейда. 25 Эго-психология. 27 Традиция объектных отношений. 29 Сэлф-психология. 32 Другие вклады психоанализа в оценку личности. 34 Заключение. 34 Дополнительная литература. 34 3. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.. 35 Исторический контекст: диагностика уровня патологии характера. 36 Диагнозы Крепелина: неврозы и психозы.. 36 Диагностические категории эго-психологии: симптоматический невроз, невротический характер, психоз 37 Диагноз с точки зрения объектных отношений: пограничная психопатология. 40 Специфические измерения спектра “невротик — пограничный — психотик”. 42 Характеристики структуры личности невротического уровня. 42 Характеристики структуры личности психотического уровня. 43 Характеристики пограничной (borderline) структуры личности. 46 Заключение. 48 Дополнительная литература. 48 4. КЛИНИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.. 49 Психоаналитическая терапия с пациентами невротического уровня. 49 Общепринятые модели терапии относительно здоровых пациентов. 50 Другие подходы к относительно здоровым пациентам.. 50 Психоаналитическая терапия с пациентами психотического уровня. 51 Поддерживающая техника: создание атмосферы психологической безопасности. 51 Поддерживающая техника: воспитание пациента. 54 Поддерживающая техника: привязка тревоги к определенным стрессам.. 55 Психоаналитическая терапия с пограничными пациентами. 56 Экспрессивная техника: безопасные границы.. 56 Экспрессивная техника: проговаривание контрастных чувственных состояний. 57 Экспрессивная техника: интерпретация примитивных защит. 58 Экспрессивная техника: получение супервизирования от пациента. 59 Экспрессивная техника: поддержка индивидуации и препятствие регрессии. 60 Экспрессивная техника: интерпретация в состоянии покоя. 60 Экспрессивная техника: соответствующий материал контрпереноса. 61 Взаимодействие зрелостных и типологических измерений личности. 62 Заключение. 63 Дополнительная литература. 63 5. ПЕРВИЧНЫЕ (ПРИМИТИВНЫЕ) ЗАЩИТНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 64 Примитивная изоляция. 66 Отрицание. 67 Всемогущий контроль. 68 Примитивная идеализация (и обесценивание) 69 Проекция, интроекция и проективная идентификация. 70 Расщепление (splitting) эго. 73 Диссоциация. 74 Заключение. 74 Дополнительная литература. 75 6. ВТОРИЧНЫЕ (ВЫСШЕГО ПОРЯДКА ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ... 75 Репрессия (вытеснение) 75 Регрессия. 77 Изоляция. 78 Интеллектуализация. 78 Рационализация. 79 Морализация. 79 Компартментализация (раздельное мышление) 80 Аннулирование (undoing) 81 Поворот против себя. 81 Смещение. 82 Реактивное образование. 83 Реверсия. 83 Идентификация. 84 Отреагирование (вовне-действие, отыгрывание, acting out) 86 Сексуализация (инстинктуализация) 87 Сублимация. 88 Заключение. 89 Дополнительная литература. 90 ЧАСТЬ II. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХАРАКТЕРОВ.. 91 Основания для построения глав. 91 Характер, патология характера и ситуационные факторы.. 92 Ограниченность выбора типов личностей. 92 7. ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ (АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ) ЛИЧНОСТИ.. 93 Драйвы, аффекты и темперамент при психопатии. 94 Защитные и адаптационные процессы при психопатии. 94 Объектные отношения при психопатии. 96 Психопатическое собственное “Я”. 96 Перенос и контрперенос с психопатическими пациентами. 97 Терапевтические рекомендации при диагнозе психопатия. 98 Дифференциальный диагноз. 101 Психопатическая личность в сравнении с параноидной. 101 Психопатическая личность в сравнении с диссоциативной. 101 Психопатическая личность в сравнении с нарциссической. 101 Заключение. 102 Дополнительная литература. 102 8. НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ.. 102 Драйвы, аффекты и темперамент при нарциссизме. 104 Защитные и адаптивные процессы при нарциссизме. 105 Объектные отношения при нарциссизме. 106 Нарциссическое собственное “я”. 107 Перенос и контрперенос с нарциссическими пациентами. 108 Терапевтическое применение диагноза нарциссизма. 109 Дифференциальный диагноз. 111 Нарциссическая личность в сравнении с нарциссическими реакциями. 111 Нарциссические личности. 112 в сравнении с психопатическими. 112 Нарциссические личности в сравнении с депрессивными. 112 Нарциссические личности в сравнении с обсессивно-компульсивными. 112 Нарциссическая личность в сравнении с истерической. 113 Заключение. 113 Дополнительная литература. 113 9. ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ.. 113 Драйвы, аффекты и темперамент шизоидных личностей. 114 Защитные и адаптационные процессы у шизоидных личностей. 115 Объектные отношения шизоидных личностей. 115 Шизоидное собственное “Я”. 117 Перенос и контрперенос с шизоидными пациентами. 118 Терапевтические рекомендации при диагнозе шизоидной личности. 119 Дифференциальный диагноз. 120 Уровень патологии. 121 Шизоиды в сравнении с обсессивными и компульсивными личностями. 121 Заключение. 121 Дополнительная литература. 122 10. ПАРАНОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ.. 122 Драйвы, аффекты и темперамент параноидной личности. 123 Защитные и адаптационные процессы при паранойе. 124 Объектные отношения при паранойе. 125 Параноидное собственное “Я”. 127 Перенос и контрперенос с параноидными пациентами. 128 Терапевтические рекомендации при установлении диагноза “паранойя”. 128 Дифференциальный диагноз. 132 Параноидная личность в сравнении с психопатической. 132 Параноидные личности в сравнении с обсессивными. 132 Параноидная личность в сравнении с диссоциативной. 133 Заключение. 133 Дополнительная литература. 133 11. ДЕПРЕССИВНЫЕ И МАНИАКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ.. 133 Депрессивные личности. 134 Драйвы, аффекты и темперамент при депрессии. 134 Защитные и адаптивные процессы при депрессии. 135 Объектные отношения при депрессии. 137 Депрессивное собственное “Я”. 139 Перенос и контрперенос с депрессивными пациентами. 140 Терапевтическое применение диагноза депрессии. 141 Дифференциальный диагноз. 144 Депрессивная личность в сравнении с нарциссической. 144 Депрессивнная личность в сравнении с мазохистической. 144 Маниакальные и гипоманиакальные личности. 145 Драйвы, аффекты и темперамент при мании. 145 Защитные и адаптационные процессы при мании. 145 Маниакальное собственное “Я”. 146 Перенос и контрперенос с маниакальными пациентами. 146 Терапевтические применения диагноза мания и гипомания. 146 Дифференциальный диагноз. 148 Гипоманиакальная личность в сравнении с истерической. 148 Гипоманиакальная личность в сравнении с нарциссической. 148 Гипоманиакальная личность в сравнении с компульсивной. 148 Мания в сравнении с шизофренией. 149 Заключение. 149 Дополнительная литература. 149 12. МАЗОХИСТИЧЕСКИЕ (ПОРАЖЕНЧЕСКИЕ, САМОРАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ [SELF-DEFEATING]) ЛИЧНОСТИ 149 Драйвы, аффекты и темперамент при мазохизме. 151 Защитные и адаптационные процессы при мазохизме. 152 Объектные отношения при мазохизме. 153 Мазохистическое собственное “Я”. 155 Перенос и контрперенос с мазохистическими пациентами. 156 Терапевтические рекомендации при диагнозе мазохизма. 157 Дифференциальный диагноз. 159 Мазохистическая личность в сравнении с депрессивной. 159 Мазохистическая психология в сравнении с диссоциативной. 160 Заключение. 160 Дополнительная литература. 161 13. ОБСЕССИВНЫЕ И КОМПУЛЬСИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ.. 161 Драйвы, аффекты и темперамент обсессивных и компульсивных личностей. 162 Защитные и адаптационные процессы у обсессивных и компульсивных личностей. 163 Когнитивные защиты против драйвов, аффектов и желаний. 163 Поведенческие защиты против драйвов, аффектов и желаний. 164 Реактивное образование. 165 Объектные отношения обсессивных и компульсивных личностей. 165 Обсессивно-компульсивное собственное “Я”. 167 Перенос и контрперенос с обсессивными и компульсивными пациентами. 169 Терапевтические рекомендации при диагнозе обсессивной или компульсивной личности. 170 Дифференциальный диагноз. 172 Обсессивная личность в сравнении с нарциссической. 172 Обсессивная личность в сравнении с шизоидной. 172 Обсессивность в сравнении с состояниями органического происхождения. 173 Заключение. 173 Дополнительная литература. 173 14. ИСТЕРИЧЕСКИЕ, ИЛИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ (HISTRIONIC) ЛИЧНОСТИ.. 173 Драйвы, аффекты и темперамент при истерии. 174 Защитные и адаптивные процессы при истерии. 175 Объектные отношения при истерии. 178 Истерическое собственное “Я”. 179 Перенос и контрперенос с истерическими пациентами. 180 Терапевтические следствия диагноза “истерия”. 182 Дифференциальный диагноз. 183 Истерическая личность в сравнении с психопатической. 183 Истерическая личность в сравнении с нарциссической. 184 Истерическая личность в сравнении и диссоциативной. 184 Истерия в сравнении с физиологически обусловленными состояниями. 184 Заключение. 185 Дополнительная литература. 185 15. ДИССОЦИАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ.. 185 Драйвы, аффекты и темперамент при диссоциативных состояниях. 188 Защитные и адаптационные процессы при диссоциативных состояниях. 189 Объектные отношения при диссоциативных состояниях. 190 Диссоциативное собственное “Я”. 191 Перенос и контрперенос с диссоциативными пациентами. 193 Терапевтические рекомендации при диагнозе диссоциативного состояния. 194 Дифференциальный диагноз. 196 Диссоциативные состояния в сравнении с функциональными психозами. 196 Диссоциативнное состояние в сравнении с пограничным.. 197 Диссоциативные состояния в сравнении с истерическими. 197 Диссоциативные состояния в сравнении с психопатиями. 198 Заключение. 198 Дополнительная литература. 198 ЛИТЕРАТУРА.. 199 ПРИЛОЖЕНИЕ.. 216 ПРИМЕР ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ... 216
УДК 615.851 ББК 53.57 М 67 Мак-Вильямс Н. М 67 Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 480 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 49). ISBN 5-86375-096-0 (РФ) Эта книга замечательна во многих отношениях. Написанная блестящим профессионалом высочайшего уровня, она уже вошла в золотой фонд аналитической классики и стала бестселлером в тех странах, где была издана. В России она выходит спустя всего четыре года после первой публикации. Это один из самых современных базовых учебников по психоаналитической диагностике личности, написанный прекрасным языком и содержащий стройное синтезированное изложение существующих психоаналитических подходов к структуре личности и конкретные практические рекомендации по проведению психоаналитической терапии с разными типами пациентов. Книга, несомненно, будет интересна и полезна психотерапевтам, психиатрам, психологам-консультантам, студентам, педагогам и всем, кто интересуется глубинной психологией. Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова © 1994, Nancy McWilliams © 1994, The Guilford Press © 2001, Независимая фирма “Класс”, издание, оформление © 1998, М. Глущенко, З. Зимина, Н. Лохова, В. Сидорова, Д. Шаталова, А. Шутков, К. Ягнюк, перевод на русский язык © 1998, М.В. Глущенко, предисловие © 1998, В.Э. Королев, обложка Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.
Купи книгу «У Кроля» www.krol.igisp.ru Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах: Москва: Дом книги “Арбат”, Торговые дома “Библио-Глобус” и “Молодая гвардия”, магазин “Медицинская книга”, Санкт-Петербург: Дом книги. ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
От хаоса — к структуре, от симптома — к личности Книга, которую вы держите в руках, замечательна во многих отношениях. Написанная блестящим профессионалом высочайшего уровня и, без преувеличения, очаровательной женщиной, она уже вошла в золотой фонд аналитической классики и стала бестселлером в тех странах, где была издана. Не менее замечателен тот факт, что в России она выходит спустя всего 4 года после первой публикации, благодаря чему мы с вами имеем возможность своевременно воспользоваться плодами труда автора и получить знание, что называется, “из первых рук” (многие из работавших над русским переводом книги имели удовольствие участвовать в семинарах Нэнси Мак-Вильямс в Москве, где, благодаря таланту и обаянию автора, “сухая теория” на их глазах превращалась в зеленеющее “древо жизни”; это ощущение мы и старались передать при работе над переводом). Что же представляет собой эта книга, и в чем ее ценность? Можно считать, что это — самый современный базовый учебник по психоаналитической диагностике личности, написанный прекрасным языком и содержащий стройное синтезированное изложение существующих психоаналитических подходов к структуре личности и конкретные практические рекомендации по проведению психоаналитической терапии с каждым типом пациентов. Возможно, для читателя из страны, где психоаналитическая культура и традиция достаточно развиты, такого представления было бы достаточно. Но, как нам кажется, для российского читателя выход этой книги на русском языке может быть более значимым, чем просто издание еще одного учебника по узкой специальности. В последние годы, благодаря изменениям, свидетелями которых мы являемся, мы получаем возможность приобщиться к тому культурному пласту, который при своем зарождении бурно развивался и в России, но от которого мы были отрезаны долгие годы, — к психоанализу как “практической философии”, способу понимания психической жизни и методу лечения. В этом контексте книга Нэнси Мак-Вильямс для нас особенно событийна, так как имеет дело непосредственно с самим предметом психоаналитического осмысления и вмешательства — со структурой личности, представляя ее в развитии, что, собственно, и является сутью психоаналитического подхода. Вот это аналитическое понимание с позиции развития оказало заметное влияние на всю западную психологию и психиатрию, найдя свое выражение и в классификации психических расстройств, и в терапевтических подходах. И, безусловно, оно представляет определенную новизну в сравнении с тем дискретно-описательным диагностическим подходом, который, в силу известных исторических и общественных обстоятельств, укоренился в отечественной психиатрии и клинической практике. Таким образом, эта, достаточно революционная для нашего читателя, книга даст специалистам возможность начать говорить со своими коллегами во всем мире на одном языке. Второе безусловное достоинство книги — ее интегративный подход. Она охватывает важнейшие теории формирования личности, получившие развитие за вековую историю психоанализа и имеющие наибольшее клиническое значение — от теории драйвов и неврозов Фрейда, включая Эго-психологию, Сэлф-психологию (или психологию собственного “я”), традицию объектных отношений, до самых современных межличностных подходов, — и представляет их в виде стройной, внутренне структурированной развивающейся системы. Логической кульминацией этого развития явилось построение “диагностической системы координат”, включающей два измерения: (1) уровень развития личности (определяющий степень психологического благополучия или нарушения индивида) и (2) тип организации характера (придающий каждому человеку его уникальную неповторимость и, в то же время, роднящий его с другими представителями рода человеческого). Таким образом, каждого человека можно описать как имеющего определенный уровень развития личности (психотический, пограничный, невротический) и тип организации характера (истерический, параноидный, депрессивный и так далее). Это будет означать, что данному человеку свойствен определенный паттерн импульсов, тревог, защитных механизмов и объектных отношений, который в травмирующей ситуации, превосходящей адаптационные возможности индивида, может обусловить декомпенсацию в виде соответствующего расстройства. Следует сразу обратить внимание читателя на непривычную для наших специалистов терминологию: речь идет об определении “ пограничной ” (borderline) психопатологии. В отечественной психиатрии термин “пограничные психические расстройства” применяется к “нерезко выраженным нарушениям, граничащим с состоянием здоровья и отделяющим его от собственно патологических психических нарушений” и к расстройствам, “характеризующимся, главным образом, проявлениями так называемого невротического уровня нарушений” (Александровский Ю.А., 1993). В психоаналитической традиции “пограничная личностная организация” или “пограничные расстройства” являются самостоятельной диагностической категорией и занимают в континууме развития (первом измерении в “системе координат” по Мак-Вильямс) “пограничное” место между психотическими и невротическими организациями, качественно отличаясь и от тех, и от других. Другое терминологическое разночтение связано с термином “психопатия”. В отечественной психиатрии психопатии — это любые стойкие характерологические нарушения, препятствующие адаптации. В современном психоанализе антисоциальной психопатией принято называть тип организации личности, характеризующийся антисоциальными паттернами поведения. Существенным и новым по сравнению с отечественным подходом является выделение в качестве одного из типов структуры характера диссоциативной (“множественной”) личности. В истории психоанализа существовали различные взгляды на происхождение и распространенность этого явления. В последние годы увеличилось количество литературы об этом “экзотическом” нарушении и сложилось представление о диссоциации как о постоянном проявлении синдрома хронического посттравматического стресса. При этом открывается возможность эффективной терапии многих страдающих людей, которые раньше не попадали в число пациентов или получали несоответствующее лечение в силу неверного диагноза. Диагностика, таким образом, приобретая целостность и объемность, позволяет понять не только особенности психологии каждого человека в их развитии, но и то, как именно следует ему помогать. Книга ценна именно своей практической направленностью и рекомендациями по проведению психотерапии (или психоанализа) с каждым типом пациентов, рекомендациями, основанными на глубоком и тонком понимании его уникальной индивидуальности. Студенты, обучающиеся психотерапии, и уже практикующие специалисты, несомненно, оценят по достоинству конкретные и содержательные рекомендации автора, проверенные ее многолетней психотерапевтической практикой. Исключительно привлекательное достоинство книги Нэнси Мак-Вильямс — изумительно ясный и выразительный язык, которым она написана. “Базовый учебник” читается на одном дыхании, как захватывающий роман. В этом смысле автор является хранителем и продолжателем лучших традиций основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, произведения которого, как известно, отличаются ясностью изложения и изяществом стиля. Книга совершенно лишена даже малейшей степени профессионального снобизма и не перегружена саморефлексией, иногда затрудняющих восприятие некоторых аналитических текстов. Благодаря сочувственному и эмпатичному изображению личностных проблем и их происхождения книга несет мощный гуманистический заряд. Несколько слов о переводе. Он осуществлен группой выпускников Академической школы профессиональной психологии. Фактически, именно благодаря системе обучения в этой Школе, где психоаналитическая традиция принята в качестве его необходимой основы, удалось осуществить переводы целого ряда классиков современного психоанализа, ранее не издававшихся в России. При работе над “Психоаналитической диагностикой” мы старались сохранить своеобразие и выразительность авторского стиля. В терминологическом отношении мы ориентировались на недавно вышедший классический труд Х. Томэ и Х. Кэхеле “Современный психоанализ” (перевод под редакцией А.В. Казанской), а также на уже устанавливающееся в профессиональной аналитической среде словоупотребление. В тексте, где это необходимо, даются варианты перевода терминов и пояснения, позволяющие, на наш взгляд, уточнить понимание. Будем рады, если чтение этой книги доставит Вам такое же удовольствие, какое мы испытали, работая над ее переводом. Отдельную благодарность хочется выразить сопредседателю Восточноевропейского комитета международной психоаналитической ассоциации миссис Хан Гроен-Праккен (Голландия) за ее рекомендацию первоочередной важности этой книги для нас.
|