![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные процессы жизненного цикла программного обеспечения
Процесс приобретения состоит из действий и задач заказчика, приобретающего программное средство (рис. 2.2). Рис. 2.2. Схема процесса приобретения программного обеспечения
Инициирование приобретения включает следующие задачи: - определение заказчиком своих потребностей в приобретении, разработке или усовершенствовании системы, программных продуктов или услуг; - анализ требований к системе; - принятие решения относительно приобретения, разработки или усовершенствования существующего ПО; - проверку наличия необходимой документации, гарантий, сертификатов, лицензий и поддержки в случае приобретения программного продукта; - подготовку и утверждение плана приобретения, включающего требования к системе, тип договора, ответственность сторон и т. д. Заявочные предложения должны содержать: - требования к системе; - перечень программных продуктов; - условия и соглашения; - технические ограничения (например, среда функционирования системы). Заявочные предложения направляются выбранному поставщику (или нескольким поставщикам в случае проведения тендера). Поставщик − это организация, которая заключает договор с заказчиком на поставку системы, ПО или программной услуги на условиях, оговоренных в договоре. Подготовка и корректировка договора включают следующие задачи: - определение заказчиком процедуры выбора поставщика, включающей критерии оценки предложений возможных поставщиков; - выбор конкретного поставщика на основе анализа предложений; подготовку и заключение договора с поставщиком; - внесение изменений (при необходимости) в договор в процессе его выполнения. Надзор за деятельностью поставщика осуществляется в соответствиис действиями, предусмотренными в процессах совместной оценки и аудита. В процессе приемки подготавливаются и выполняются необходимые тесты. Завершение работ по договору осуществляется в Случаеудовлетворения всех условий приемки.
Процесс поставки охватывает действия и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика Программным продуктом или услугой (рис. 2.3). Рис. 2.3. Схема процесса поставки
Инициирование поставки заключается в рассмотрении поставщиком заявочных предложений и принятии решения о согласии с выставленными требованиями и условиями или предложение своих. Планирование включает следующие задачи: - принятие решения поставщиком относительно выполнения работ своими силами или с привлечением субподрядчика; - разработку поставщиком плана управления проектом, содержащего организационную структуру проекта, разграничение ответственности, технические требования к среде разработки и ресурсам, управление субподрядчиками и др.
Процесс разработки предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации; подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала, и т. д. (рис. 2.4).
Подготовительная работа начинается с выбора модели ЖЦ ПО, соответствующей масштабу, значимости и сложности проекта. Действия и задачи процесса разработки должны соответствовать выбранной модели. Разработчик должен выбрать, адаптировать к условиям проекта и использовать согласованные с заказчиком стандарты, методы и средства разработки, а также составить план выполнения работ. Анализ требований к системе подразумевает определение ее функциональных возможностей, пользовательских требований, требований к надежности и безопасности, требований к внешним интерфейсам и т. д. Требования к системе оцениваются исходя из критериев реализуемости и возможности проверки при тестировании. Проектирование архитектуры системы на высоком уровне заключается в определении компонентов ее оборудования, ПС и операций, выполняемых эксплуатирующим систему персоналом. Архитектура системы должна соответствовать требованиям, предъявляемым к системе, а также принятым проектным стандартам и методам. Анализ требований к ПО предполагает определение следующих характеристик для каждого компонента ПО: - функциональных возможностей, включая характеристики производительности и среды функционирования компонента; - внешних интерфейсов; - спецификаций надежности и безопасности; - эргономических требований; - требований к используемым данным; - требований к установке и приемке; - требований к пользовательской документации; - требований к эксплуатации и сопровождению. Требования к ПО оцениваются исходя из критериев соответствия требованиям к системе, реализуемости и возможности проверки при тестировании. Проектирование архитектуры ПО включает следующие задачи (для каждого компонента ПО): - трансформацию требований к ПО в архитектуру, определяющую на высоком уровне структуру ПО и состав его компонентов; - разработку и документирование программных интерфейсов ПО и баз данных; - разработку предварительной версии пользовательской документации; - разработку и документирование предварительных требований к тестам и плана интеграции ПО. Архитектура компонентов ПО должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ним, а также принятым проектным стандартам и методам. Детальное проектирование ПО включает следующие задачи: - описание компонентов ПО и интерфейсов между ними на более низком уровне, достаточном для их последующего самостоятельного кодирования и тестирования; - разработку и документирование детального проекта базы данных; - обновление (при необходимости) пользовательской документации; - разработку и документирование требований к тестам и плана тестирования компонентов ПО; - обновление плана интеграции ПО. Кодирование и тестирование ПО охватывают следующие задачи: - разработку (кодирование) и документирование каждого компонента ПО и базы данных, а также совокупности тестовых процедур и данных для их тестирования; - тестирование каждого компонента ПО и базы данных на соответствие предъявляемым к ним требованиям. Результаты тестирования компонентов должны быть документированы; - обновление (при необходимости) пользовательской документации; - обновление плана интеграции ПО. Интеграция ПО предусматривает сборку разработанных компонентов ПО в соответствии с планом интеграции и тестирование агрегированных компонентов. Для каждого из агрегированных компонентов разрабатываются наборы тестов и тестовые процедуры, предназначенные для проверки каждого из квалификационных требований при последующем квалификационном тестировании. Квалификационное требование − это набор критериев или условий, которые необходимо выполнить, чтобы квалифицировать программный продукт как соответствующий своим спецификациям и готовый к использованию в условиях эксплуатации. Квалификационное тестирование ПО проводится разработчиком в присутствии заказчика (по возможности) для демонстрации того, что ПО удовлетворяет своим спецификациям и готово к использованию в условиях эксплуатации. Квалификационное тестирование выполняется для каждого компонента ПО по всем разделам требований при широком варьировании тестов. При этом также проверяются полнота технической и пользовательской документации и ее адекватность самим компонентам ПО. Интеграция системы заключается в сборке всех ее компонентов, включая ПО и оборудование. После интеграции система, в свою очередь, подвергается квалификационному тестированию на соответствие совокупности требований к ней. При этом также производятся оформление и проверка полного комплекта документации на систему. Установка ПО осуществляется разработчиком в соответствии с планом в той среде и на том оборудовании, которые предусмотрены договором. В процессе установки проверяется работоспособность ПО и баз данных. Если устанавливаемое ПО заменяет существующую систему, разработчик должен обеспечить их. Параллельное функционирование в соответствии с договором. Приемка ПО предусматривает оценку результатов квалификационного тестирования ПО и системы и документирование результатов оценки, которые проводятся заказчиком с помощью разработчика. Разработчик выполняет окончательную передачу заказчику в соответствии с договором, обеспечивая при этом необходимое обучение и поддержку. Процесс эксплуатации охватывает действия и задачи оператора − организации, эксплуатирующей систему (рис. 2.5). Рис. 2.5. Схема процесса эксплуатации Подготовительная работа включает проведение оператором следующих задач: - планирование действий и работ, выполняемых в процессе эксплуатации, и установку эксплуатационных стандартов; - определение процедур локализации и разрешения проблем, возникающих в процессе эксплуатации. Эксплуатационное тестирование осуществляется для каждой очередной редакции программного продукта, после чего она передается в эксплуатацию. Эксплуатация системы выполняется в предназначенной для этого среде в соответствии с пользовательской документацией. Поддержка пользователей заключается в оказании помощи и консультаций при обнаружении ошибок в процессе эксплуатации ПО. Процесс сопровождения предусматривает действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией (службой сопровождения). Данный процесс активизируется при изменениях (модификациях) программного продукта и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации либо адаптации ПО. В соответствии со стандартом IEEE-90 под сопровождением понимается внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям. Изменения, вносимые в существующее ПО, не должны нарушать его целостность. Процесс сопровождения включает перенос ПО в другую среду (миграцию) и заканчивается снятием с эксплуатации (рис. 2.6). Рис. 2.6. Схема процесса сопровождения
Подготовительная работа службы сопровождения включаем следующие задачи: - планирование действий и работ, выполняемых в процессе сопровождения; - определение процедур локализации и разрешения проблем, возникающих в процессе сопровождения. Анализ проблем и запросов на модификацию ПО, выполняемый службой сопровождения, включает следующие задачи: - анализ сообщения о возникшей проблеме или запроса на модификацию ПО относительно его влияния на организацию, существующую систему и интерфейсы с другими системами. При этом определяются следующие характеристики возможной модификации: тип (корректирующая, улучшающая, профилактическая или адаптирующая к новой среде); масштаб (размеры модификации, стоимость и время ее реализации); критичность (воздействие на производительность, надежность или безопасность); - оценку целесообразности проведения модификации и возможных вариантов ее проведения; - утверждение выбранного варианта модификации. Модификация ПО предусматривает определение компонентов ПО, их версий и документации, подлежащих модификации, и внесение необходимых изменений в соответствии с правилами процесса разработки. Подготовленные изменения тестируются и проверяются по критериям, определенным в документации. При подтверждении корректности изменений в программах проводится корректировка документации. Проверка и приемка заключаются в проверке целостности модифицированной системы и утверждении внесенных изменений. При переносе ПО в другую среду используются имеющиеся или разрабатываются новые средства переноса, затем выполняется конвертирование программ и данных в новую среду. С целью облегчить переход предусматривается параллельная эксплуатация ПО в старой и новой среде в течение некоторого периода, когда проводится необходимое обучение пользователей работе в новой среде. Снятие ПО с эксплуатации осуществляется по решению заказчика при участии эксплуатирующей организации, службы сопровождения и пользователей. При этом программные продукты и соответствующая документация подлежат архивированию в соответствии с договором. Аналогично переносу ПО в другую среду с целью облегчить переход к новой системе предусматривается параллельная эксплуатация старого и нового ПО в течение некоторого периода, когда выполняется необходимое обучение пользователей работе с новой системой.
|