Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий по дисциплине теория государства и права
1. Акт применения права – индивидуальный правовой акт полномочного субъекта, изданный на основе юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. (не является источником права). 2. Аналогия закона – применение к неурегулированному конкретной нормой отношению нормы права, регламентирующей сходные общественные отношения. 3. Аналогия права – применение к неурегулированному конкретной нормой отношению при отсутствии возможности применения аналогии закона общих начал и принципов права. 4. Ведомственные правовые акты – правовые акты органов исполнительной власти, изданные в рамках их полномочий. 5. Гарантии законности – объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. 6. Гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина – это система условий и средств, обеспечивающих всем и каждому равные возможности для реализации прав, свобод и обязанностей. 7. Государственная власть – публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. 8. Государственный орган – звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделённое для этого властными полномочиями. 9. Государственный политический режим – приёмы и методы осуществления государственной власти, взаимодействия государства и общества. 10. Государство – политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенная публичная власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая законность и правопорядок. 11. Гражданское общество – система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. 12. Дееспособность – не только реальная возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность их самостоятельно осуществлять, отвечать за последствия своих действий. 13. Деликтоспособность – предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершённое правонарушение. 14. Деяния (действия и бездействия) – юридические факты (акты поведения), наступающие по воле участников правоотношений. 15. Дисциплина – определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также специальным правилам общего характера и индивидуальным распоряжениям. 16. Естественное право – совокупность объективных социальных ценностей и потребностей человеческого бытия (свобода, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. 17. Закон – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее значимые общественные отношения. 18. Законность в общественно-политическом смысле – режим государственной и общественной жизни, характеризующий процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идей социальной справедливости путём строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства. 19. Законность как системное образование – требование неукоснительного соблюдения и исполнения всех правовых, справедливых и научно обоснованных нормативных предписаний всеми субъектами права. 20. Законность с нравственных позиций – юридическая форма выражения идей справедливости. 21. Индивидуальное регулирование – упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. 22. Инкорпорация – вид систематизации законодательства, в ходе которой действующие правовые акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки, редактирования. В результате не возникает нового источника права. 23. Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида, образующая обособленную часть отрасли права. 24. Исполнение обязанностей – требование обязательного совершения определённых действий в соответствии с нормами права независимо от желания субъекта. 25. Использование прав – совершение субъектом по своему усмотрению действий по реализации возможностей, предоставленных ему законом. 26. Источники права – форма выражения и закрепления норм права, объективирующая их содержание (нормативный правовой акт, прецедент, нормативный договор, правовой обычай). 27. Квалификация – юридическая оценка фактических обстоятельств дела. 28. Кодификация – вид систематизации законодательства, предполагающий комплексную переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом сводном нормативном правовом акте. 29. Коллизии – случаи противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, а также разногласия по поводу компетенции. 30. Компетенция органа государственной власти – круг вопросов общественной и государственной жизни, которые он правомочен рассматривать и разрешать, совершая необходимые действия по реализации своих полномочий. 31. Консолидация – способ систематизации законодательства, состоящий в объединении различных однопорядковых правовых актов в один правовой акт. 32. Легитимность власти – принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. 33. Личность – социальная характеристика человека на определённом этапе общественного развития. 34. Метод правового регулирования – совокупность приёмов и способов юридического воздействия на общественные отношения и их участников. 35. Методология – 1) учение о методах научного познания, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания; 2) система методов, используемых той или иной наукой. 36. Методы науки – приёмы и способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. 37. Механизм государства – целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную власть, характеризующая их взаимосвязи и основы осуществления своей деятельности. 38. Механизм правового регулирования – система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. 39. Мононормы – 1) единые, ещё не расщеплённые на различные нормы социальной регуляции правила поведения первобытного общества 2) различные по своему характеру правила поведения первобытного общества (ритуалы, обряды, обычаи, религиозные нормы и другие), единые для всех членов общества вследствие отсутствия социального неравенства. 40. Мораль – свод неписанных правил, отражающих нравственные нормы и принципы поведения, основанные на понимании добра и зла, гуманизма, справедливости и т.п. 41. Наука – теоретическое отражение действительности: система обобщённых представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития. 42. Научная теория – совокупность систематизированных, взаимосвязанных, обоснованных и проверяемых знаний о каком-либо явлении и его существенных признаках. 43. Норма права – общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное государством и обществом, направленное на регулирование общественных отношений и обеспеченное возможностью государственного принуждения. 44. Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей при помощи общих правил поведения, т.е. стандартов, образцов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил. 45. Нормативность как признак права – отражает типичность, повторяемость поведения людей; нормы права становятся общими, общеобязательными, рассчитанными на неоднократный характер использования неопределённым кругом лиц во всех однотипных, повторяющихся случаях, урегулированных той или иной нормой права. 46. Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, определяющее общеобязательные правила поведения, права и обязанности индивидуально не определённых сторон. 47. Нормативный правовой акт – изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. 48. Нормы – определённые стандарты, эталоны, модели поведения, рассчитанные на неопределённое количество раз использования в однородных случаях. 49. Общественные отношения – социальные связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной жизнедеятельности. 50. Общественный порядок – порядок, состояние общественных отношений, складывающееся в результате действия, соблюдения всех социальных норм. 51. Общество – устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм в целях удовлетворения индивидуальных потребностей. 52. Общие закономерности – такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права и одинаково свойственны всем типам государства и права и специфически преломляются в каждом их типе, и в то же время такие связи и отношения, которые присущи каждому историческому типу государства и права. 53. Объективное право – юридические нормы, установленные законодательно в официальной форме. 54. Объекты правоотношений – то, по поводу чего возникают правоотношения между субъектами. 55. Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений, составляющая самостоятельную часть системы права. 56. Подзаконные нормативные правовые акты – принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права правовые акты, основанные на законе и не противоречащие ему. 57. Позитивное право – правовые нормы, оформленные как система законодательства. 58. Политическая система общества – упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. 59. Полномочия органа государственной власти – нормативно установленная система его конкретным прав и обязанностей, которые им реализуются в целях осуществления своих функций в рамках собственной компетенции. 60. Право – система общеобязательных, формально определённых и закреплённых в официальных источниках правил поведения, обеспеченных возможностью государственного принуждения. 61. Право законодательной инициативы – право внесения в представительный орган государственной власти законопроекта на рассмотрение. 62. Правовая культура – качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и собственного правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством прав и свобод человека. 63. Правовая семья – совокупность правовых систем, объединённых общностью генезиса, общностью источников права, структурным единством системы права и единством понятийно-категориального аппарата. 64. Правовая система – конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Совокупность всех правовых явлений того или иного государства. 65. Правовое воздействие – взятый в единстве и многообразии процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. 66. Правовое воспитание – основанная на принципах правовой педагогики деятельность по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения высокого уровня правосознания, уважения и соблюдения права, профилактике правонарушений. 67. Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного ограничения государственной власти правом в целях недопущения злоупотребления ею. 68. Правовое поведение – социально значимое и осознанное поведение субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия. 69. Правовое регулирование – целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. 70. Правовой акт – письменный документ, принятый управомоченным субъектом права, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления (предписания), направленный на регулирование общественных отношений и имеющий нормативный или индивидуальный (ненормативный) характер. 71. Правовой нигилизм – некритическое отрицательное отношений к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. 72. Правовой обычай – фактически сложившееся в обществе в течение длительного времени правило поведения людей, санкционированное (одобренное, разрешённое) государством. 73. Правовой режим – понятие, определяющее специфику правового регулирования определённой сферы общественных отношений с помощью различного сочетания способов, методов и типов правового регулирования. 74. Правовой статус личности – юридически закреплённое положение личности в обществе и государстве, основанное на его фактическом социальном статусе. 75. Правовые (юридические) средства – правовые явления, выражающиеся в инструментах и технологии, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей. 76. Правовые презумпции – закреплённые в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. 77. Правомерное поведение – социально полезное поведение, соответствующее правовым предписаниям. 78. Правонарушение – общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. 79. Правообразование – процесс, в результате которого в действующую систему права вводятся новые юридические нормы. 80. Правоотношение – общественное отношение, урегулированное нормами права, выражающееся во взаимной связи участников этих отношений, обладающих взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями, охраняемое и обеспечиваемое государством. 81. Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. 82. Правопорядок – состояние общественных отношений, предусмотренное, предопределённое правом, основанное на реальном следовании всех членов общества правовым предписаниям; состояние урегулированности социальных связей на основе норм права. 83. Правосознание – совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (прошлому, действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулировании. 84. Правоспособность – признаваемая государством потенциальная возможность, способность иметь предусмотренные законодательством права и обязанности, способность быть их носителем. Не совпадает с реальным правообладанием. 85. Правосубъектность (праводееспособность) – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. 86. Правотворчество – процесс создания правовых норм уполномочеснными субъектами, требующая наличия специальных знаний и умений. 87. Предмет правового регулирования – общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом регулировании. 88. Предмет юридической науки – сущностные свойства права и государства в их понятийно-правовом постижении и выражении. 89. Прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, применяемое в качестве образца для разрешения всех других аналогичных дел. 90. Применение права – осуществляемая в специально установленных законом формах властная деятельность уполномоченных субъектов по реализации права в конкретном случае, сопровождающаяся вынесением индивидуальных правовых актов. 91. Принципы права – основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность. 92. Пробелы в праве – отсутствие конкретной нормы права, регулирующей определённые специфические случаи (общественные отношения), которые подлежат правовому регулированию. 93. Реализация права – претворение норм права в жизнь. 94. Свобода личности – право, выражающееся в отсутствии каких-либо препятствий, ограничений. 95. Система законодательства – совокупность источников права определённого государства, являющихся формой закрепления и выражения норм права. 96. Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. 97. Систематизация законодательства – целенаправленная деятельность по упорядочению и приведению в единую систему действующих правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. 98. Соблюдение запретов – воздержание от совершения действий, запрещённых законом. 99. События – юридические факты, наступление которых не зависит от воли участников правоотношений. 100. Содержание правоотношения – взаимные права и обязанности участников правоотношений, предусмотренные нормами права. 101. Состав правонарушения – теоретическая модель, конструкция правонарушения, характеризующая его элементы и признаки. 102. Социальная власть – организованная сила, обеспечивающая взаимодействие различных социальных групп с возможностью подчинять своей воле. 103. Социальная общность – совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. 104. Социальная ценность права – значение данного явления в жизни личности и общества. 105. Социальное государство – конституционная характеристика государства, стремящегося обеспечить каждому гражданину социальную защищённость, достойные условия существования, уравнять жизненные возможности для самореализации личности с помощью системы материальных гарантий. 106. Социальное регулирование – установление, выработка самим обществом определённых нормативов, правил поведения индивидов, которое позволяет ему существовать как единой системе, а также является средством урегулирования конфликтов. 107. Социальные институты – устойчивые социальные объединения, общности и группы, выполняющие в социуме необходимые функции. 108. Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. 109. Способы правового регулирования – конкретные приёмы воздействия на общественные отношения, поведение людей, определяемые характером предписания, зафиксированного в норме права. 110. Стадия – часть, этап какого-либо процесса, имеющая свою промежуточную задачу, особый субъектный состав и содержание деятельности, в силу этого приобретающая относительную самостоятельность и завершённость. 111. Структура нормы права – логически согласованное её внутреннее строение, обусловленное существующими общественными отношениями, характеризующееся наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выраженное в нормативных правовых актах. 112. Субъект права – потенциальный участник правоотношений; субъект, обладающий праводееспособностью. 113. Субъективное право – конкретные возможности, потребности отдельной личности в совершении определённых действий, основанные на нормах объективного права. 114. Субъекты правоотношения – его участники. 115. Суверенитет – присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. 116. Сущность того или иного явления – главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность характерных внутренних черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразность (перестаёт быть самим собой). 117. Теория государства и права как наука – общественно-гуманитарная политико-правовая общетеоретическая наука методологического характера, изучающая сущность права и государства, общие черты, присущие праву и государству любого типа и любой системы, общие закономерности происхождения государства и права, типы и формы государства и права, общие закономерности, принципы и механизмы развития и функционирования государства и права, общие закономерности взаимосвязей права и государства, их взаимосвязь с другими социальными явлениями, а также основные юридические понятия. 118. Теория государства и права как учебная дисциплина – система определённых теоретических сведений, построенная в соответствии с учебной программой и предназначенная для подготовки специалистов того или иного профиля. 119. Тип правового регулирования – определённое сочетание методов правового регулирования. 120. Толкование права – интеллектуально-волевая деятельность по установлению истинного содержания норм права в целях их единообразной реализации и совершенствования. 121. Учёт – способ систематизации законодательства, представляющий собой деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии правовых актов, а также деятельность поисковых систем, обеспечивающих необходимой информации, взятой на учёт. 122. Фактический состав – совокупность двух или более юридических фактов, наличие которых необходимо для наступления определённых юридических последствий. 123. Форма государства – понятие, отражающее совокупность внешних признаков организации и деятельности государства, обусловленное его типологией. 124. Форма государственного правления – способ организации верховной власти государства. 125. Форма государственного устройства – способ территориального устройства государства и соответствующей организации деятельности органов государственной власти. 126. Формальная определённость – закрепление норм права в официальных источниках или их санкционирование государством. 127. Функции государства – основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. 128. Функции науки – основные направления научной деятельности, выражающиеся в её задачах и целях. 129. Функции права – обусловленные его социальным назначением направления правового воздействия на общественные отношения и их субъектов. 130. Ценности – специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. 131. Юридическая обязанность – мера необходимого, требуемого поведения обязанного субъекта в интересах управомоченного лица, обеспеченная возможностью государственного принуждения. 132. Юридическая ответственность – установленные законом меры воздействия на правонарушителя, предусматривающие неблагоприятные для него последствия, применяемые государственными органами в порядке, установленном законом. 133. Юридическая практика – деятельность компетентных субъектов по принятию, изменению или толкованию юридических предписаний на основе и в единстве с накопленным социально-правовым опытом. 134. Юридическая сила правовых актов – характеристика видов правовых актов и каждого из них в отдельности, а также их места в системе законодательства и требования обязательного соответствия актов одного вида (обладающих меньшей юридической силой) актам другого вида (обладающим большей юридической силой). Определяет действие правового акта и его место в системе всех правовых актов. 135. Юридическая техника – совокупность правил, средств и приёмов разработки, оформления и систематизации нормативных правовых актов в целях их ясности, понятности эффективности. 136. Юридические науки – общественные науки, изучающие право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества. 137. Юридические фикции – положения, которые в действительности не существуют, но которым придано значение юридического факта. 138. Юридический процесс – определённый порядок совершения юридической деятельности, а также правила осуществления этой деятельности. 139. Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
|