Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология социальной работы с инвалидами. Технология соц.работы по регулированию адаптивных процессов.






Цели:

1. Восстановление социального статуса.

2. Достижение материальной независимости.

3. Социальная адаптация.

Задачи:

- ускорение выздоровления;

- улучшение исходов травмы (болезни), в том числе профилактика осложнений;

- направленность всех реабилитационных мероприятий на сохранение жизни больного;

- предупреждение инвалидности или смягчение ее проявлений;

- возвращение человека к активной жизни, трудовой и профессиональной деятельности;

- возвращение в общество профессиональных кадров; значительный экономический эффект для общества — вклад кадров, возвращенных в строй, плюс устранение затрат.

Условия реализации заключаются в выполнении всех поставленных задач.

Целевая группа: люди с инвалидностью.

Сроки реализации: долгосрочные.

Средства, приемы и методы реализации: игра, тренинг, экскурсия, беседа. Совокупность средств, приемов и методов, обеспечивающих воздействие на гражданина с ограниченными возможностями здоровья с целью его включения в социальную среду, развития или компенсации его способностей, активности, выравнивания или повышения его социального статуса. Она основана на социальном принятии, признании, одобрении результатов творческой деятельности инвалида.

Этапы процесса: проведение социальной диагностики; включение в социальную группу; обучение решению проблемных ситуаций.

Рекомендации по реализации:

Организуя работу по социальной поддержке человека, сталкиваешься с необходимостью социальной адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности, необходимо учитывать, что этот процесс предполагает необходимость преодоления субъектом достаточно серьёзных барьеров.

К основным барьерам социальной адаптации в современном обществе можно отнести:

- социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереотипы поведения и деятельности, присущие субъекту);

- социальные (представляющие собой негативные характеристики социальной среды, в которой протекает процесс адаптации);

- социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта).

 

Социальное консультирование и посредничество. Социальное посредничество используется при решении конфликтных ситуаций, в оказании помощи двум сторонам, конфликтующих в решении сложных социально обусловленных проблем. Как технология социальной работы, социальное посредничество используется также для установления и развития социальных взаимоотношений и взаимосвязей между различными сторонами: клиентом и организациями и учреждениями социальной сферы; государственными организациями, которые уполномочены проводить социальную работу, и неправительственными организациями и учреждениями, между специалистами и специалистами разного профиля деятельности и др. Посредническую роль играют и специалисты, работающие в службах занятости населения, в частности в обеспечении равноправия при найме на работу и на рабочем месте.

Консультирование - работа с людьми, направленная на решение различного рода социальных проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями.

Социальное консультирование инвалидов – это технология социальной работы, представляющая собой организованное конструктивное взаимодействии специалиста по социальной работе и клиента по вопросам понимания особенностей трудной жизненной ситуации, связанной с инвалидностью, поиску резервных ресурсов клиента, оказанию содействия гражданам с ограниченными возможностями в адаптации к социуму, реализации их законных прав и интересов.

В процессе социального консультирования инвалидов решаются следующие задачи:

- оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;

- информирование гражданина о его неиспользованных возможностях;

- мобилизация скрытых ресурсов клиента, обеспечивающих решение (или снятие остроты) проблемы;

- выявление основных направлений дальнейшего развития личности в социуме.

Процесс социального консультирования лиц с ограниченными возможностями осуществляется на двух уровнях: содержательном и психологическом. На содержательном уровне: клиент обращается с просьбой помочь ему в решении трудной, жизненной ситуации, а специалист помогает изучить и понять суть возникшей проблемы и предлагает различные варианты возможного выхода из нее. На психологическом уровне: устанавливаются доверительные отношения между специалистом и клиентом, специалист формирует у клиента установку на рациональное, конструктивное решение жизненных трудностей.

Выделяют классификаций социального консультирования инвалидов. В зависимости от проблемы, с которой обратился инвалид, рассматривают:

- кризисное;

- социально-психологическое;

- социально-правовое;

- консультирование по вопросам семьи и брака;

- по жилищным и материальным вопросам, по вопросам трудоустройства;

- по перечню предоставляемых платно и бесплатно социальных услуг;

- по вопросам получения образования и другие.

По цели консультирования выделяют: рефлексивное, проектное, технологическое, прогностическое.

Проведение консультаций предполагает соблюдение основных принципов: целесообразности, добровольности и ненавязчивости, методической грамотности и компетентности консультанта, доброжелательного и безоценочного отношения к инвалиду, ориентации на нормы и ценности клиента, анонимности, включенности гражданина с ограниченными возможностями здоровья в процесс консультирования.

Функций консультирования: информирующую, развивающую, проблемно-ориентирующую, фасилитирующую, коммуникативную, адаптирующую.

Основные виды консультативной помощи: контактное и дистантное.

В контактном консультировании важна этапность процесса и продолжительность по времени.

Таким образом, технология консультирования широко применяется в практике ТЦСОН при работе с инвалидами. Она применяется в случае: кризисной ситуации, связанной с установлением инвалидности вследствие травмы или экстремальной ситуации (кризисное психологическое консультирование); установления степени инвалидности (социально-психологическое и программное консультирование); разработки индивидуальной программы реабилитации (технологическое и прогностическое консультирование); в процессе социального сопровождения инвалида (различные виды социального консультирования). При этом в социальной работе с инвалидами преимущество имеет индивидуальная форма консультирования.

Конечно, технология социального консультирование инвалидов имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам консультирования относят: сравнительную простоту, экономичность, возможность оказания непосредственной экстренной помощи. Недостатком может быть тот факт, что специалист не находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождается, существует и развивается проблема инвалида. Как правило, он видит клиента отдельно от его сложной системы взаимодействия и социального окружения.

Специалисты социальных служб, в процессе своей деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными профильно - специализированными организациями и учреждениями, к которым они могут направлять клиентов. Специалист социальной работы в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь.

Посредническая деятельность в ТЦСОН осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.

Организационно в посреднической деятельности социального работника выделяют три этапа:

1. Определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. Оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3. Помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов.

1. Простейшим приемом является выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом.

2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться.

4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте.

5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

Эти организационные приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.

Социальный работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт произошел и помощь клиенту оказана.

Для этого необходимо, чтобы клиент сообщал ему о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение и оценку результатов визита.

Пока контакты у клиента не станут прочными, социальный работник должен держать ситуацию под контролем.

Перечисленным, естественно, не исчерпываются приемы, которые помогают решать проблемы, с которыми клиент может столкнуться в учреждении. Однако контроль со стороны социального работника очень важен для психологической поддержки клиента. Это помогает ему обрести уверенность, ощутить заботу и внимание, что в значительной мере способствует разрядке возможной конфликтной ситуации. Таковы некоторые технологические приемы посреднической деятельности социального работника.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал