Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон как источник земельного права
Основным федеральным законом, регулирующим земельные правоотношения, является Земельный кодекс, который был принят в конце октября 2001 г. Новый Земельный кодекс РФ отличается в первую очередь выраженной тенденцией к упорядочению, унификации земельных отношений. Но при наличии достаточно громоздких статей многие нормы кажутся «недописанными», нередки внутренние противоречия между положениями отдельных статей Кодекса. Особенность Кодекса — его построение на основе приоритета норм зе16 мельного законодательства в регулировании любых отношений, в которых в качестве объекта выступает земля. И поэтому Кодекс часто вторгается в сферу регулирования других отраслей законодательства, в первую очередь гражданского и гражданского процессуального.
Правовые и конституционные основы земельного права РФ имеют особое место в сфере правового регулирования земельно-правовых отношений, что в первую очередь обусловлено особенностями самого объекта регулирования, а также назначением Конституции нашей страны, как особого инструмента регулирования вопросов публичных и частных интересов в сфере собственности на землю и пользование земельными участками.Конституционные основы земельного права обязательно необходимо рассматривать только с основными принципами Конституции Российской Федерации, так как только в данном случае данные основы можно полностью понять и определить. Иными словами, рассмотрение вопроса о конституционных основах земельного права требует системного подхода, что даст возможность выявить особенности реализации существующих в настоящее время принципов в сфере землепользования и земельно-правовых отношений.
Реализация конституционных принципов в сфере земельно-правовых отношений имеет некоторые определенные особенности, основополагающим можно назвать принцип приоритета свобод и прав человека и гражданина, так как права и свободы человека в нашей стране являются высшей ценностью. Защита и соблюдение всех прав гражданина, в том числе, и его права на землю, является непосредственной обязанностью государства, а это означает, что граждане Российской Федерации имеют равные права на приобретение земельного участка, то есть права доступа к земле. Кроме этого в земельных отношениях существует принцип свободного выбора права на землю, закрепленного за любым гражданином нашей страны, гарантии государства в соблюдении и обеспечении земельных прав граждан РФ.
В нашем государстве земля и иные ресурсы природы охраняются и используются в качестве основы деятельности и жизни в целом всех народов, которые проживают на территории Российской Федерации. Природные ресурсы, в том числе, и земля, могут находиться как в частной, так и в муниципальной, государственной или в другой иной форме собственности.
Особое внимание уделяется охране такого важного компонента окружающей среды, как земля, благодаря этому распоряжение и пользование земельными участками осуществляется собственниками данных участков достаточно свободно, за исключением случаев, когда это может нанести вред или ущерб окружающей среде.
Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие земельные отношения, не противоречащие только ЗК РФ и иным федеральным законам. Данный вывод прямо вытекает из ст. 76 Конституции России и означает, что в случае противоречия закона субъекта РФ по земельному вопросу Указу Президента РФ, Постановлению Правительства РФ или акту федерального органа исполнительной власти, большей юридической силой будет обладать закон субъекта РФ. Земельные законы субъектов РФ могут быть приняты как по вопросам, прямо указанным в ЗК РФ, так и в порядке «опережающего нормотворчества» в случае обнаружения пробела в земельном законодательстве. В последнем случае такие законы действуют вплоть до принятия соответствующего федерального закона, с которым и приводятся в соответствие. До принятия ЗК РФ в условиях пробельности и противоречивости федерального регулирования земельных отношений, именно этим актам принадлежало главное место в регулировании земельных отношений.
3 вопрос
|