Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документы в области стандартизации.






Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой на­циональную систему стандартизации. Такие стандарты утверж­даются национальным органом по стандартизации в соответ­ствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендация­ми в этой области. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере незави­симо от страны или места происхождения продукции, осуще­ствления процессов производства, эксплуатации, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказа­ния услуг, видов или особенностей сделок или лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается зна­ком соответствия национальному стандарту.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и со­циальной информации это нормативные документы, распреде­ляющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при созда­нии государственных информационных систем и информацион­ных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Статья 16 ФЗ «О техническом регулировании» определяет правила разработки и утверждения национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации (Госстандарт России) разрабатывает и утверждает программу разработки нацио­нальных стандартов. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

Уведомление о разработке национального стандарта направ­ляется в Госстандарт России и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании указанного комитета. Срок публичного обсуждения проекта до дня опубликования уведомления о за­вершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 458 утверждено Положение об опубликовании уве­домлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения, проекта национального стандарта.

Проект национального стандарта представляется разработчи­ком в технический комитет по стандартизации, который органи­зует проведение его экспертизы. С учетом результатов эксперти­зы технический комитет готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта. Такое предложение вместе с результатами экспертизы направляется в Госстандарт России, который принимает решение об утверждении или от­клонении национального стандарта.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, обще­ственных, научных организаций, саморегулируемых организа­ций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов, в том числе для совершенствова­ния производства и обеспечения качества продукции, выполне­ния работ, оказания услуг. Также для распространения и ис­пользования полученных в различных областях знаний резуль­татов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Согласно ст. 44 ФЗ «О техническом регулировании» техни­ческие регламенты, документы национальной системы стандар­тизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации, подтвер­ждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламен­тов и стандартов. Этот фонд является государственным инфор­мационным ресурсом. Положение о Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информаци­онной системе по техническому регулированию утверждено постановлением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 500.

Согласно ст. 18 ФЗ «О техническом регулировании»

подтверждение соответствия осу­ществляется в целях

Подтверждение соответствия имеет добровольный или обя­зательный характер.

Формами подтверждения соответствия при­знаются

 

В соответствии со ст. 27 ФЗ «О техническом регулировании» продукция, соответствие которой требованиям техничес­ких регламентов подтверждено, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке уста­навливается Правительством РФ. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка осуществляется заявителем самосто­ятельно любым удобным для него способом. Продукция, соот­ветствие которой требованиям технических регламентов не под­тверждено в порядке, установленном названным Законом, не может быть маркирована таким знаком. В настоящее время дей­ствует постановление Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 696 «О знаке обращения на рынке».

ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает меры от­ветственности за его нарушение и соответствующие процеду­ры, которые применяются в случаях несоответствия требовани­ям технических регламентов. Возможно применение такой меры воздействия, как принудительный отзыв продукции.

Требование об экологической сертификации закреплено в ст. 31 ФЗ «Об охране окружаю­щей среды» согласно которой экологическая сертификация про­водится в целях обеспечения экологически безопасного осуще­ствления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ. Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательная экологическая сертификация осу­ществляется в порядке, определенном Правительством РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 223 «О сертификации безопасности про­мышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использу­ющих экологически вредные и взрывоопасные технологии» обя­зательная экологическая сертификация распространяется только на производства оборонных отраслей промышленности.

Приказом Госкомэкологии России от 23 февраля 2000 г. № 102 в Перечень работ и услуг природоохранного назначения вклю­чена экологическая сертификация.

Требование о проведении экологической сертификации пре­дусмотрено также в ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 15 которого предусматривает, что производство и использо­вание топлива допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих его соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения» определил особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека (ст. 41). Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» закрепляет правило, согласно которому почвы земель­ных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикаты и пестициды подлежат обязательной сертификации (ст. 17).

 

Система сертификации по экологическим требованиям

Основ­ные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации) утверждены при­казом Минприроды России от 23 января 1995 г. № 18. Они обязательны для юридических и физических лиц, участвующих в деятельности системы экологической сертификации. Система экологической сертификации предназначена для обязательной и добровольной экологической сертификации.

Экологическая сертификация соответствия

Представляет со­бой действие органа или лица, признаваемых независимыми от участвующих сторон, по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Экологические требования — это обязательные требования, установленные в законодательных и нормативных документах, которые направлены на обеспечение рационального природопользования, охрану окружающей среды, защиту здоровья и генетического фонда человека.

Системой экологической сертификации

Признается система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения экологической сертификации, установленными в соответствии с государственной политикой в области сертификации и с учетом общих правил ее проведения на территории РФ. Экологическая сертификация должна способствовать:

- внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования;

- производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности;

- созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям;

- совершенствованию управления хозяйственной иной деятельностью; предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг;

- интег­рации экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств.

 

Для создания правовой базы организации и проведения работ по сертификации в сфере охраны окружающей среды Минпри­роды России формирует систему экологической сертификации. В нее включается комплекс нормативных документов, устанав­ливающих принципы, нормативы и правила экологической сер­тификации, органы, обеспечивающие организационно-методи­ческое руководство деятельностью по проведению сертифика­ции, аттестацию экспертов-аудиторов и аккредитацию органов по экологической сертификации, проведение сертификации, инспекционного контроля и информационное обслуживание, а также Реестр системы для учета органов по экологической сертификации, сертифицированных объектов, выданных эко­логических сертификатов.

 

Экологическая сертификация проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Добровольная экологическая сертификация в рамках системы осуществляется в тех случаях, по которым в законодательных актах РФ не предусмотрено проведение обязательной сертифи­кации. Она проводится по инициативе заявителя на основе до­говора между органом по сертификации и заявителем.

Механизм реализации экологической сертификации вклю­чает в себя установление требований по обеспечению экологи­ческой безопасности, контроль за соблюдением установленных требований; меры правового и экономического воздействия и поощрения для обеспечения выполнения требований экологи­ческой безопасности.

 

 

Работы по сертификации в рамках системы осуществляют органы по экологической сертификации, испытательно-анали­тические лаборатории (центры), экоаудиторы, которые должны быть аккредитованы или аттестованы в установленном поряд­ке. Органы по экологической сертификации аккредитуются на право проведения работ, а испытательно-аналитические лабо­ратории на техническую компетентность и независимость.

Информация об объектах, прошедших экологическую сер­тификацию, включается в перечень, который ежегодно публи­куется в изданиях Минприроды России. Экологические серти­фикаты оформляются по установленной форме на срок дей­ствия до пяти лет (конкретный срок устанавливает орган, выдающий сертификат). Выдача экосертификатов осуществля­ется федеральным органом по экологической сертификации и аккредитованными органами. Экосертификат подлежит обяза­тельной регистрации в Реестре системы и действителен на всей территории РФ, если иное в нем не оговорено. В случае несог­ласия заявителя с решением органа по экологической сертифи­кации об отказе в выдаче экосертификата решение может быть обжаловано в федеральный орган системы.

Деятельность органов по экологической сертификации и испытательно-аналитических лабораторий (центров) осуществ­ляется на основе лицензионного договора, заключенного с Минприроды России.

Органами по экологической сертификации и испытательно-аналитическими центрами, аккредитуемыми в системе, могут быть территориальные подразделения Минприроды России и подведомственные ему организации или другие независимые организации, имеющие статус юридического лица.

Организационная структура системы состоит из федераль­ного органа по экологической сертификации — Минприроды России (федеральный орган системы), органов по экологичес­кой сертификации (в том числе центральных) и испытательно-аналитических лабораторий (центров). В компетенцию феде­рального органа в данной сфере входит:

- определение номенклатуры объектов, которые подлежат
экологической сертификации, а также нормативных докумен­тов, на соответствие которым проводится сертификация;

- аккредитация органов по экологической сертификации и
испытательно-аналитических лабораторий (центров), организация подготовки и аттестации экоаудиторов и осуществление инспекционного контроля за их деятельностью;

- ведение Реестра системы;

- установление знака соответствия системы и правил его применения;

- установление цен и тарифов на проведение сертифика­ции;

- рассмотрение апелляций по результатам экологической сертификации и аккредитации;

- обеспечение участников системы и заинтересованных орга­низаций информацией по экологической сертификации;

- осуществление координации работ в системе и по ее взаи­модействию с другими системами сертификации и др.

 

Для осуществления этих функций федеральный орган систе­мы создает руководящий комитет по экологической сертифи­кации, научно-техническую комиссию по экологической сер­тификации, научно-методический центр системы и координи­рует их работу, а в случае необходимости привлекает к работе другие исследовательские и испытательные организации. Обес­печение деятельности федерального органа, подготовка и веде­ние его документации осуществляются специализированным подразделением Минприроды России по экологической серти­фикации.

 

В круг задач органов по сертификации в сфере охраны окру­жающей среды входит:

- формирование фонда нормативных до­кументов, используемых при сертификации;

- разработка орга­низационно-методических документов, необходимых для осу­ществления их деятельности;

- прием и рассмотрение заявок на сертификацию;

- подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями;

- сертификация объектов в закрепленной за орга­нами по экологической сертификации сфере деятельности, вы­дача экосертификатов;

- ведение перечня сертифицированных объектов и представление соответствующих данных для вклю­чения их в Реестр системы;

- осуществление инспекционного контроля за сертифицированными объектами;

- участие в аттес­тации экоаудиторов и осуществление инспекционного контро­ля за их деятельностью, если это предусмотрено при аккреди­тации.

 

Испытательно-аналитические лаборатории (центры) прово­дят анализы и испытания и оформляют их результаты протоко­лом. Процедура проведения работ по экологической сертифи­кации состоит их следующих этапов:

- направление заявителем декларации-заявки о проведении экологической сертификации конкретного объекта в соответ­ствующий орган по экологической сертификации;

- рассмотрение декларации-заявки;

- выбор испытательной лаборатории (центра);

- проведение исследований или испытаний отобранных проб (образцов);

- установление соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему требованиям и принятие решения о воз­можности выдачи экосертификата;

- информирование заявителя о результатах экологической сертификации;

- выдача экосертификата на основе положительных результатов сертификации и внесение сертифицированного объекта в Реестр системы;

- осуществление инспекционного контроля за стабильнос­тью, а в отдельных случаях, например технологических процессов, за динамикой сертификационных характеристик объекта.

 

Контроль за деятельностью органов по экологической сер­тификации и испытательно-аналитических лабораторий осу­ществляется федеральным органом в течение всего периода действия аттестата аккредитации и лицензионного договора. Деятельность по инспекционному контролю оплачивается ли­цензиатом на условиях, установленных в лицензионном дого­воре. Непосредственный контроль проводят эксперты-аудито­ры, аттестованные в системе. Согласно лицензионному догово­ру лицензиат обязан создать все необходимые условия для эксперта-аудитора при осуществлении им инспекционного кон­троля и оплатить расходы, связанные с его проведением, вклю­чая расходы, связанные с решением организационно-техничес­ких вопросов.

Экоаудиторы аттестуются по правилам системы комиссия­ми, создаваемыми федеральным органом системы и действуют в соответствии с его заданиями в составе рабочих групп или индивидуально. Они принимают участие в аккредитации орга­нов по сертификации и испытательно-аналитических лаборато­рий (центров), а также в конкретных испытаниях и сертифика­ции объектов экологической сертификации, проводят инспек­ционный контроль за деятельностью органов по экологической сертификации и испытательно-аналитических лабораторий (центров), подготавливают документацию и решения по апел­ляциям.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал