Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Документы в области стандартизации. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации. Такие стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок или лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации — это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Статья 16 ФЗ «О техническом регулировании» определяет правила разработки и утверждения национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации (Госстандарт России) разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в Госстандарт России и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании указанного комитета. Срок публичного обсуждения проекта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 458 утверждено Положение об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения, проекта национального стандарта. Проект национального стандарта представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение его экспертизы. С учетом результатов экспертизы технический комитет готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта. Такое предложение вместе с результатами экспертизы направляется в Госстандарт России, который принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов, в том числе для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. Также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Согласно ст. 44 ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации, подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Этот фонд является государственным информационным ресурсом. Положение о Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию утверждено постановлением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 500. Согласно ст. 18 ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия осуществляется в целях Подтверждение соответствия имеет добровольный или обязательный характер. Формами подтверждения соответствия признаются
В соответствии со ст. 27 ФЗ «О техническом регулировании» продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном названным Законом, не может быть маркирована таким знаком. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 696 «О знаке обращения на рынке». ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает меры ответственности за его нарушение и соответствующие процедуры, которые применяются в случаях несоответствия требованиям технических регламентов. Возможно применение такой меры воздействия, как принудительный отзыв продукции. Требование об экологической сертификации закреплено в ст. 31 ФЗ «Об охране окружающей среды» согласно которой экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ. Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 223 «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии» обязательная экологическая сертификация распространяется только на производства оборонных отраслей промышленности. Приказом Госкомэкологии России от 23 февраля 2000 г. № 102 в Перечень работ и услуг природоохранного назначения включена экологическая сертификация. Требование о проведении экологической сертификации предусмотрено также в ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 15 которого предусматривает, что производство и использование топлива допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих его соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определил особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека (ст. 41). Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» закрепляет правило, согласно которому почвы земельных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикаты и пестициды подлежат обязательной сертификации (ст. 17).
Система сертификации по экологическим требованиям Основные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации) утверждены приказом Минприроды России от 23 января 1995 г. № 18. Они обязательны для юридических и физических лиц, участвующих в деятельности системы экологической сертификации. Система экологической сертификации предназначена для обязательной и добровольной экологической сертификации. Экологическая сертификация соответствия Представляет собой действие органа или лица, признаваемых независимыми от участвующих сторон, по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Экологические требования — это обязательные требования, установленные в законодательных и нормативных документах, которые направлены на обеспечение рационального природопользования, охрану окружающей среды, защиту здоровья и генетического фонда человека. Системой экологической сертификации Признается система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения экологической сертификации, установленными в соответствии с государственной политикой в области сертификации и с учетом общих правил ее проведения на территории РФ. Экологическая сертификация должна способствовать: - внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования; - производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности; - созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям; - совершенствованию управления хозяйственной иной деятельностью; предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг; - интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств.
Для создания правовой базы организации и проведения работ по сертификации в сфере охраны окружающей среды Минприроды России формирует систему экологической сертификации. В нее включается комплекс нормативных документов, устанавливающих принципы, нормативы и правила экологической сертификации, органы, обеспечивающие организационно-методическое руководство деятельностью по проведению сертификации, аттестацию экспертов-аудиторов и аккредитацию органов по экологической сертификации, проведение сертификации, инспекционного контроля и информационное обслуживание, а также Реестр системы для учета органов по экологической сертификации, сертифицированных объектов, выданных экологических сертификатов.
Экологическая сертификация проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Добровольная экологическая сертификация в рамках системы осуществляется в тех случаях, по которым в законодательных актах РФ не предусмотрено проведение обязательной сертификации. Она проводится по инициативе заявителя на основе договора между органом по сертификации и заявителем. Механизм реализации экологической сертификации включает в себя установление требований по обеспечению экологической безопасности, контроль за соблюдением установленных требований; меры правового и экономического воздействия и поощрения для обеспечения выполнения требований экологической безопасности.
Работы по сертификации в рамках системы осуществляют органы по экологической сертификации, испытательно-аналитические лаборатории (центры), экоаудиторы, которые должны быть аккредитованы или аттестованы в установленном порядке. Органы по экологической сертификации аккредитуются на право проведения работ, а испытательно-аналитические лаборатории на техническую компетентность и независимость. Информация об объектах, прошедших экологическую сертификацию, включается в перечень, который ежегодно публикуется в изданиях Минприроды России. Экологические сертификаты оформляются по установленной форме на срок действия до пяти лет (конкретный срок устанавливает орган, выдающий сертификат). Выдача экосертификатов осуществляется федеральным органом по экологической сертификации и аккредитованными органами. Экосертификат подлежит обязательной регистрации в Реестре системы и действителен на всей территории РФ, если иное в нем не оговорено. В случае несогласия заявителя с решением органа по экологической сертификации об отказе в выдаче экосертификата решение может быть обжаловано в федеральный орган системы. Деятельность органов по экологической сертификации и испытательно-аналитических лабораторий (центров) осуществляется на основе лицензионного договора, заключенного с Минприроды России. Органами по экологической сертификации и испытательно-аналитическими центрами, аккредитуемыми в системе, могут быть территориальные подразделения Минприроды России и подведомственные ему организации или другие независимые организации, имеющие статус юридического лица. Организационная структура системы состоит из федерального органа по экологической сертификации — Минприроды России (федеральный орган системы), органов по экологической сертификации (в том числе центральных) и испытательно-аналитических лабораторий (центров). В компетенцию федерального органа в данной сфере входит: - определение номенклатуры объектов, которые подлежат - аккредитация органов по экологической сертификации и - ведение Реестра системы; - установление знака соответствия системы и правил его применения; - установление цен и тарифов на проведение сертификации; - рассмотрение апелляций по результатам экологической сертификации и аккредитации; - обеспечение участников системы и заинтересованных организаций информацией по экологической сертификации; - осуществление координации работ в системе и по ее взаимодействию с другими системами сертификации и др.
Для осуществления этих функций федеральный орган системы создает руководящий комитет по экологической сертификации, научно-техническую комиссию по экологической сертификации, научно-методический центр системы и координирует их работу, а в случае необходимости привлекает к работе другие исследовательские и испытательные организации. Обеспечение деятельности федерального органа, подготовка и ведение его документации осуществляются специализированным подразделением Минприроды России по экологической сертификации.
В круг задач органов по сертификации в сфере охраны окружающей среды входит: - формирование фонда нормативных документов, используемых при сертификации; - разработка организационно-методических документов, необходимых для осуществления их деятельности; - прием и рассмотрение заявок на сертификацию; - подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями; - сертификация объектов в закрепленной за органами по экологической сертификации сфере деятельности, выдача экосертификатов; - ведение перечня сертифицированных объектов и представление соответствующих данных для включения их в Реестр системы; - осуществление инспекционного контроля за сертифицированными объектами; - участие в аттестации экоаудиторов и осуществление инспекционного контроля за их деятельностью, если это предусмотрено при аккредитации.
Испытательно-аналитические лаборатории (центры) проводят анализы и испытания и оформляют их результаты протоколом. Процедура проведения работ по экологической сертификации состоит их следующих этапов: - направление заявителем декларации-заявки о проведении экологической сертификации конкретного объекта в соответствующий орган по экологической сертификации; - рассмотрение декларации-заявки; - выбор испытательной лаборатории (центра); - проведение исследований или испытаний отобранных проб (образцов); - установление соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему требованиям и принятие решения о возможности выдачи экосертификата; - информирование заявителя о результатах экологической сертификации; - выдача экосертификата на основе положительных результатов сертификации и внесение сертифицированного объекта в Реестр системы; - осуществление инспекционного контроля за стабильностью, а в отдельных случаях, например технологических процессов, за динамикой сертификационных характеристик объекта.
Контроль за деятельностью органов по экологической сертификации и испытательно-аналитических лабораторий осуществляется федеральным органом в течение всего периода действия аттестата аккредитации и лицензионного договора. Деятельность по инспекционному контролю оплачивается лицензиатом на условиях, установленных в лицензионном договоре. Непосредственный контроль проводят эксперты-аудиторы, аттестованные в системе. Согласно лицензионному договору лицензиат обязан создать все необходимые условия для эксперта-аудитора при осуществлении им инспекционного контроля и оплатить расходы, связанные с его проведением, включая расходы, связанные с решением организационно-технических вопросов. Экоаудиторы аттестуются по правилам системы комиссиями, создаваемыми федеральным органом системы и действуют в соответствии с его заданиями в составе рабочих групп или индивидуально. Они принимают участие в аккредитации органов по сертификации и испытательно-аналитических лабораторий (центров), а также в конкретных испытаниях и сертификации объектов экологической сертификации, проводят инспекционный контроль за деятельностью органов по экологической сертификации и испытательно-аналитических лабораторий (центров), подготавливают документацию и решения по апелляциям.
|