Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирическая проверка качеств руководителя






Выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования На основе анализа 163 таких исследо ваний, проведенных с 1948 по 1970 г., крупнейший американский, да и мировой специалист по проблемам лидерства P.M. Стогдилл107 попытался установить наличие и характер зависимости между отдельными чертами и успехом руководителя. При этом он учитывал лишь те черты, которые изучались по меньшей мере тремя исследователями.

В результате огромной аналитической работы Стогдилл обнаружил существенные расхождения в исследованиях по вопросу значимости для успешного руководства таких качеств, как интеллект, красноречие, интроверсия или экстраверсия характера (речь о них пойдет в главе XII1, § 3), самообладание, оптимизм, рассудительность, решительность и др. В то же время в числе качеств способствующих успеху руководителей, наиболее часто указываются энергичность, интеллект, социальный статус, трудовая мотивация, доминирование, уверенность в себе, социальные навыки и ответственность.

Индивидуальные качества руководителя Стогдилл объединил в шесть групп108:

1) физические характеристики (возраст, внешний вид, рост, вес);

2) социальное происхождение (образование, социально-экономическое положение);

3) способности (интеллект, рассудительность, знания, умение выражать свои мысли);

4) личные особенности (приспособляемость, доминирование независимость, оригинальность, уверенность в себе);

5) отношение к задачам (трудовая мотивация, ответственность инициатива, упорство, ориентация на производственные задачи);

6) социальные способности и навыки (готовность к кооперации с другими, популярность, навыки общения).

Прямая зависимость между отдельными чертами человека и занятием им руководящей должности подтверждается все же достаточно редко, это свидетельствует о том, что на их значимость существенно влияет ситуация.

Несмотря на выявленную слабость коррелятивных связей между качествами человека, его руководящей позицией и успехом руководства, с помощью исследований Стогдиллу удалось подтвердить, что средний руководитель «превосходит среднего члена своей группы по следующим показателям: 1) по развитию интеллекта; 2) по уровню образования; 3) по ответственности и надежности при выполнении заданий; 4) по активности и социальному участию; 5) по социально-экономическому статусу»109.

Отчасти сам Стогдилл, а особенно его критики, отмечали, что если установленные качества и позволяют в значительной мере объяснить, почему одни люди становятся руководителями, а другие нет, то обладание этими качествами еще не является гарантией успешного руководства. Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития коммуникаций технического и иного состояния предприятия и отраслевой конъюнктуры, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов.

Кроме того, важной проблемой, от которой зависит успех руководства, является реализация позитивных индивидуальных качеств человека в его повседневном поведении как руководителя перевод этих качеств в устойчивые характеристики его практической деятельности, т.е. в эффективный стиль руководства. Данной проблематике и посвящена следующая глава.

Глава IX


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал