Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные теории мотивации. Картины человека в теориях трудовой мотивации
Существует много теорий мотивации. С точки зрения классификации X. Шольца'36, представляется целесообразным их деление — в зависимости от предмета анализа — на три главных направления: 1) теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — человека; 2) внутриличностные теории; 3) процессуальные теории. Теории первого направления исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов; второго — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление; третьего — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды.
К числу наиболее простых и широко распространенных (классических) теорий мотивации труда, в основе которых лежит специфическая картина человека, принадлежит концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, называемая «XY—теорией» («икс, игрек— теория»). Эта концепция включает две противоположные теории: теорию «X» и теорию «Y». Теория «X», во многом отражая основные воззрения У. Тейлора на работника, исходит из того, что: * средний человек ленив и стремится избегать работы; * работники не очень честолюбивы, боятся ответственности и хотят, чтобы ими руководили; * для достижения целей предприятия надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении; * строгое руководство и контроль являются главными методами управления; * в поведении работников доминирует стремление к безопасности. На этих постулатах о человеке как плохом, недобросовестном и безынициативном работнике следует, согласно данной теории строить управление организацией. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания. Теория «Y», являющаяся дополнением теории «X», в том виде в котором она существует сейчас, сложилась в 60-х годах, хотя ее идеи развиваются примерно с 30-х годов. Данная теория строится на противоположных теории «X» принципах и включает следующие постулаты: * нежелание работать — это не врожденное качество работника, а следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожденную любовь к труду; * при благоприятном, успешном прошлом опыте работники стремятся брать на себя ответственность; * лучшие средства осуществления целей организации — вознаграждение и личностное развитие; * при наличии соответствующих условий сотрудники усваивают цели организации, формируют в себе такие качества как самодисциплина и самоконтроль; * трудовой потенциал работников выше, чем принято считать. В современном производстве их созидательные возможности используются лишь частично. Главный практический вывод теории «Y» таков: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия. Согласно рекомендации Макгрегора, «XY—теорию» необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «Y», или от состояния «экономического человека» к «человеку социальному». В целом во взглядах современных специалистов и менеджеров на работника преобладают установки теории «Y».
|