![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чему учат Шахматы?
Начинающий Шахматист радуется полной свободе, которую он получает в игре: как хочу, так и хожу. Но очень скоро он проникается уважением к теории, ограничивающей эту свободу, потому что на опыте собственных поражений убеждается в том, что знания, полученные из учебников или на шахматных уроках в школе, полезны и нужны для того, чтобы побеждать. И можно надеяться, что это уважение к знаниям постепенно распространится и на всё другое, чему учат в школе. Шахматы учат учиться. * * * |
" Школа должна учить мыслить" – так называлась статья Эвальда Ильенкова, опубликованная в журнале “Наука и Жизнь” в 1984 году. А написана она была и еще раньше – лет сорок назад. Но и сегодня мысли выдающегося философа и педагога (изложенные ярко и эмоционально) не утратили злободневности. В статье не упоминаются Шахматы, тем не менее шахматистам и не только, будет полезно с ней познакомиться. Те, кому небезразлична тема шахматного всеобуча, найдут в ней убедительные аргументы в пользу введения Шахмат в школьные программы: Шахматы не просто учат мыслить - они учат мыслить диалектически!
Разве не этому учат Шахматы в первую очередь?! Невозможно добиться успеха в Шахматах, не умея мысленно становиться на сторону противника, не учитывая всех его возможностей - без этого не только сильного противника не победить, но и красивую задачу или этюд правильно не решить. Шахматы – хорошая школа диалектического мышления! Последнее подтверждается и выводами ученых, исследовавших психологию шахматной игры:
|
Итак, на вопрос, вынесенный в заголовок, надо ответить утвердительно: Шахматы могут быть полезны в школе. Однако, при одном непременном условии, что в школу придут преподаватели, способные передать детям свою увлеченность Шахматами. Причем это должны быть не тренеры, нацеленные на подготовку чемпионов, а педагоги, которые научат школьников понимать и ценить мудрость и красоту Шахмат. Научить Шахматам надо всех детей. И лучше всего это сделать, как считают специалисты, в начальных классах или еще раньше. А тем школьникам, кому Шахматы придутся по душе, надо дать возможность продолжить занятия и в старших классах. Вот мнение на этот счет опытного шахматного педагога и методиста, автора многих замечательных учебных книг И. Г. Сухина: " Исследования отечественных и зарубежных психологов: Н.Г.Алексеева, Л.Я.Венгера, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарёва, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна и других. Свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей, как можно раньше – это Умение действовать в уме или, как указывает Я.А.Пономарёв - " Внутренний План Действий". Шахматы являются идеальным инструментом для его формирования. Когда следует начинать? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Поэтому начинать групповые занятия шахматами следует с 4-7 лет, не позже. Каждые потерянные полгода существенны. Если же в начальной школе Шахматы преподавались как обязательный предмет, то вполне возможно далее преподавать их факультативно " *** |
В заключение хочу коснуться еще одного аспекта преподавания Шахмат. Когда рассуждают о том, что Шахматы учат мыслить, воспитывают личность, развивают те или иные полезные для жизни психологические качества и т. п., обычно подразумевают, что сами по себе шахматные знания, приобретаемые в ходе совершенствования в игре, для реальной жизни не нужны. Или, в лучшем случае, относятся к этим знаниям, как к какому-то второстепенному, побочному продукту развивающего обучения. Надо признать, что такое отношение ошибочно, если, конечно, не сводить шахматные знания к одной лишь теории дебютов. (Речь идет не о заученных вариантах, которые, конечно же, ни для чего, кроме самой игры не нужны, а о " стратегических" идеях, одинаково применимыми, и к шахматам и к жизни.) У Шахмат большие познавательные возможности, потому что объективные закономерности развития и борьбы, постигаемые посредством Шахмат, универсальны и их действие не ограничивается пределами шахматной доски.
Объективная природа Шахмат проявляется уже в правилах игры, которые суть не набор абстрактных условностей, каких можно “придумать” сколь угодно много, а своеобразная система представлений о действительности, - своего рода язык, сформировавшийся в результате многовековой эволюции игр. И, между прочим, совсем не случайно, что в разные исторические периоды и в разных странах люди отдавали предпочтения разным играм. Еще в первой половине 19-го столетия в России господствовали карточные игры, потому что жизнь отдельного человека слишком зависела от случайностей, от прихотей судьбы, почти также, как успех в этих играх зависит от удачи, от того “как карта ляжет”. Но, когда общественные отношения стали более упорядоченными и организованными, а судьба человека стала больше зависеть от его собственной воли, талантов и знаний, господствующее положение среди игр заняли Шахматы. Обучение Шахматам в школе станет более полезным и результативным, если преподаватели научат детей (а прежде научатся сами, что очень непросто) видеть глубокую и отнюдь не лежащую на поверхности связь игры с живой жизнью. |
|