Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Европейское право как наукаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Европа и в частности Европейский союз дают нам пример уникальной по сути интеграции государств и народов. Складывающаяся при этом уникальная правовая система, создающиеся интеграционные, наднациональные институты являются предметом изучения учёных в России и мире. Первый этап – 50-е – начало 70-х гг. ХХ века – начальный, ознакомительный этап изучения вопросов европейской интеграции в СССР. Второй этап – середина 70-х годов – конец 80-х годов ХХ века - формирование научных взглядов в сфере права Европейских сообществ. Третий этап – с начала 90-х годов до настоящего времени – современный этап изучения российской юридической наукой права Европейского Союза[1].
Право ЕС — это особая правовая система, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся в ходе интеграционных процессов в рамках Европейских сообществ и ЕС.ПЕС можно рассматривать с 4 позиций: 1) как самостоятельную правовую систему, состоящую из институтов и отраслей; 2) как многоотраслевую науку, изучающую эту систему; 3) как учебную дисциплину; 4) как комплексную отрасль знаний.Предметом ПЕС являются общественные отношения, складывающиеся в ходе комплексной интеграции стран Европейского континента, которые одновременно являются результатом и инструментом интеграционных процессов.Методы права ЕС — это методы правового регулирования общественных отношений правом ЕС и методы познания и анализа действующего права ЕС, его отраслей, науки и учебной дисциплины.Собственный своеобразный метод регулирования общественных отношений.В ПЕС сначала достигается координация, согласованность позиций, а затем осуществляется подчинение и реализация согласованных ранее договоренностей. Это можно назвать методом «скоординированной субординации». В ПЕС используются те же методы регулирования общественных отношений, какие характерны для современных государств: методы управомочивания, позитивного обязывания и запрета; императивный и диспозитивный методы; коллизионный метод.Сущность ПЕС состоит в правовой интеграции, которая осуществляется между государствами-членами посредством применения методов гармонизации (сближения) и унификации (приведения к единообразию) национальных правовых норм.Это наднациональное право. Вследствие реализации институтами Союза наднациональной компетенции правопорядок ЕС интегрирован в национальные правопорядки государств-членов.
6. В повседневной жизни мы сталкиваемся с различными толкованиями термина " право". Во-первых, под правом понимаются социально-правовые притязания людей на определенные блага, удовлетворение которых позволяет им полноценно существовать. В основном они составляют естественные права человека, т.е. притязания, обусловленные его природой: право на жизнь, человеческие условия существования, право на свободу, собственность, счастье, честь, достоинство, сопротивление угнетению и т.п. В связи с этим мы часто произносим " я имею право", когда претендуем на получение каких-либо благ. Цицерон связывал право с самой природой, с естественным состоянием человека. По его мнению, право - это " разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга" '. Правда, на практике эти притязания могут быть государством только провозглашены, по не гарантированы. Во-вторых, в объективном смысле право понимается как мера допустимого поведения, зафиксированная в системе общеобязательных правит поведения, которая создается государством и действует независимо от воли и сознания отдельных лиц. Обязательность соблюдения и исполнения этих юридических норм каждым человеком обеспечивается государственным принуждением. В данном случае система юридических норм есть властное явление государства, закрепленное в системе законодательства (конституция, законы, указы, постановления). В этом значении право, по мнению Аристотеля, является регулирующей нормой политического общения и должно быть критерием справедливости. По своему происхождению право связано с такими понятиями, как правда, справедливость (от лат. jus - справедливо, законно, justicia - законность, правосудие). В этой связи известный римский юрист Це, 1ьс (I в. до и.э.) подчеркивал, что право есть наука о добром и справедливом. Многие источники феодального права именовались правдами, например " Русская правда". Это понимание права сохранено в конституциях современных государств. Например. Конституция США устанавливалась в том числе для " утверждения правосудия", а одним из устремлений испанского парода по Конституции 1978 г. является желание " установить справедливость". В-третьих, существует толкование термина " право" в субъективном смысле. В этом случае право выражает официально признанные возможности, которыми располагают люди, организации и которые гарантируются государством. Так, граждане имеют право па труд, отдых, охрану здоровья и т.п. Здесь социально-правовые притязания получают не только официальное закрепление в законодательных актах государства, но и обеспечиваются гарантиями их осуществления. В - четвертых, предельно широкое понимание права, включающее в себя все правовые явления: субъективное и объективное право, правовую психологию, правовую культуру, правовое сознание, принципы права и т.п. В этом случае понятие " право" отождествляется с термином " правовая система", который объединяет всю совокупность правовых явлений, существующих в обществе: правовые идеи, источники права, институты права, отрасли права, правовые традиции, правосознание, правовую культуру, правопорядок, способы толкования норм права и т.п. Однако понятие " правовая система" имеет особенность: оно раскрывает процесс образования права в конкретном обществе и его эволюцию. Различают романо-германскую (Германия, Франция, Италия и т.п.), англосаксонскую правовые системы (Великобритания, США, Австралия. Новая Зеландия и т.п.), систему мусульманского права (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Малайзия и т.п.). Так, романо-германская правовая система возникла в результате заимствования и приспосабливания норм римского права к конкретным условиям европейских государств. Основным источником (формой) права, т.е. актами государства, в которых закреплены нормы права, являются законы. Признаки: а) нормативность, общий характер, общеобязательность, так как посредством применения права в обществе устанавливаются единые и постоянные правила поведения всех членов общества; б) формальная определенность, так как право находит свое выражение в законах и иных предусмотренных законом источниках. Право на их издание и контроль за их исполнением принадлежит государству. Функции права соответствуют функциям государства. Исходя из этой аналогии, согласно первой классификации можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции. Если же исходить из специфических признаков права и способов воздействия на общественные отношения, то выделяют следующие функции: 1. Регулятивную – реализуется через закрепление общественных отношений в нормативно-правовых актах. Но при этом обеспечивается свобода и организованность общественных отношений; Регулятивная функция права реализуется следующими путями: 1) путём закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают общеобязательную форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества; 2) путём обеспечения высокой степени свободы и организованности общественных отношений, способствования их непрерывному совершенствованию и развитию. 2. Охранительную – она ориентирована на охрану положительных правоотношений и пресечение противоправного поведения. Охранительная функция реализуется через установление запретов на совершение противоправных деяний.
7. Политические институты — это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Такими институтами являются государство, политические партии и политизированные общественные движения. К числу наиболее общих функций политических институтов относятся: Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления. Законодат. власть. Высшим законод. и представ. органом гос-ва явл. парламент. Парламент бывает однопалатным (Дания, Швеция, Финляндия и пр.) и двухпалатным (США, Канада, Великобритания, Россия, Беларусь и пр.). Нижняя палата парламента избир. народом и ответственна за реш. всех повседневных вопросов внутр. и внеш. политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, рассм. принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В Республике Беларусь законод. власть, наряду с парламентом, принадл. также избирательному корпусу и Президенту. Глава гос-ва вправе издавать декреты, имеющие силу закона. Для принятия правомочных решений определ. кворум (лат «quorum» — присутствие достаточно). Для эффект. работы парламента необходимы след. условия: высок. ур-нь образованности членов парламента; работа парламентариев должна быть организов. на профес. основе; необходима определ. структура парламента (его палат). Основ. элементом в каждой из палат явл. комиссии и комитеты, разрабатыв. основы закон-ва. Осн. ф-ции парламента: Законотворческая, Представительская, Ф-ция обратной связи, Формир. бюджета, иногда выделяют налоговые полномочия, Формир. гос. органов, Контроль над дея-тью прав-ва, Внешнеполит. ф-ции. Исполнительная власть. К исполнительной власти относятся глава гос-ва (монарх, президент), прав-во во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.). Правительство — это исполн. власть, кабинет министров, управляющ. повседневными делами страны. Осн. ф-ции главы гос-ва: представительcкие ф-ции; полномочия в области гос. управления; полномочия в законод. сфере; полномочия в военной сфере; в области правосудия.; в сфере личн. статуса; в сфере госбезопасности; чрезвычайные; в эконом. сфере. В РБ Совет Министров формир. президентом. Премьер-министр назнач. президентом и одобряется Палатой представителей. Прав-во включ. в себя премьер-министра и пять его заместителей (один из них первый), ф-ции которых специализир. по определ. сферам дея-ти (промышленность, АПК, экономика и т.д.). Полномочия правительства: формир. гос. аппарата и рук-во его дея-тью; исполн. законов; составл. и исполн. бюджета; прогнозир. соц.-эконом. развития; рук-во отдельными отраслями хоз-ва, духовн. и соц. сферами; участие в законод. дея-ти; принятие нормативных актов, конкретизир. закон-во; ведение международ. переговоров и заключ. соглашений. Судебная власть. Суд — это орган, кот. применяет гос. санкции. Он назнач. наказание за наруш. общеобязательных правил, установл. гос-вом. Система судоустройства и судопроизводства основ. на след. принципах: независимость суда, кот. обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей; коллегиальность при рассм. большинства дел; профессионализм судей; право на обжалование решений; гласность при рассм. абсолютного большинства дел; равноправие сторон в суд. процессе и состязательность при рассм. дел. Осн. ф-ции суда: ф-ция наказания (кары) за наруш. гос. предписаний; ф-ция рассм. споров и конфликтов между гос-вом и гражданином; разреш. конфликтов между гос. структурами: между субъектами федерации; местными органами власти, центральными органами власти. В РБ сущ. Конституционный суд, который возбуждает дела по предложению Президента и Парламента, а сам такими полномочиями не обладает. В него входят 12 судей, срок их полномочий 11 лет. Число сулей в РБ 1022. К негосударственным субъектам политической системы обычно относят: партии, общественно-политические движения, другие общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, органы местного самоуправления и другие организации. Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Особенности политических (современных) партий: – они представляют собой политические организации; – представляют собой организации общественные (негосударственные); – являются устойчивыми и широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов; – имеют свою программу и устав; – построены на определенных организационных принципах; – имеют, как правило, фиксированное членство; – опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах; – имеют единые идеологию и политические взгляды как основу для создания партии. Другие общественные организации создаются по признаку социальной принадлежности (профсоюзы), на основе возрастных и иных признаков (союзы молодежи, женщин); – имеют ярко выраженный политический характер, стремятся к захвату и удержанию власти. Функции партии: – программная – разработка, формирование и реализация политической программы общества; – идеологическая – формирование, развитие и внедрение в сознание своей идеологии; – властно-конкурентная – участие в соревновании (борьбе) за государственную власть, за ее удержание; – властно-практическая – реализация и защита через государственную политику интересов соответствующей части общества; – властно-кадровая – подготовка и выдвижение кадров государственного аппарата. Группы давления. Группа давления – общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти (А.В. Малько). Сила групп давления (профсоюзы, объединения крестьян, молодежи, потребителей и т. д.) зависит от количества членов, их финансовых возможностей, от организованности, сплоченности, от престижа в обществе и т. д. Группы давления разными путями (забастовки, митинги, демонстрации, пикеты, петиции и т. д.) оказывают воздействие на парламент, государственную организацию, администрацию, партии с целью принятия выгодных им решений. Они могут поддержать те или иные партии в предвыборной борьбе.
К группам давления относят: движения; профессиональные союзы; ассоциации предпринимателей; союзы кооперативов, потребителей; добровольные общества и другие общественные объединения. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны и т. п.) (А.В. Малько). Общественно-политические движения. Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть, выражающая интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Отличие общественно-политического движения от политических партий состоит в следующем: – социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп); – они, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии; – движения не столь долговременны, как партии; – движения не стремятся к власти, пытаются воздействовать на нее, " повернуть" данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть движение трансформируется в политическую партию); – в движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.); – центром политической активности в движении выступает его ядро – инициативные группы, клубы, союзы и т. п. Взаимодействие государственных и негосударственных организаций. Субъекты политической системы общества взаимодействуют на следующие принципах: – сотрудничества, – помощи и содействия друг другу, – поиска и достижения компромисса, – координации деятельности. Формы воздействия на государство негосударственных субъектов могут быть гласными и негласными. Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются: – использование средств массовой информации; – участие в массовых акциях одобрения или протеста; – демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов. Негласные (теневые) пути воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью: – групп давления, так называемых мозговых центров; – близкого окружения; – элитарных клубов; – товарищеских групп; – парламентских лобби; – политических фракций (Н.Г. Назаренко). Типичными формами (способами) воздействия на государственные органы являются: – непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата; – участие членов общественных объединений в работе парламентских комиссий и подкомиссий, межведомственных комитетов и служб; – поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д. Формы воздействия государства на негосударственные организации. Государство, как главная властвующая сила общества: 1) предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации; 2) создает необходимые условия для их деятельности; 3) определяет правовое положение некоторых общественных организаций; 4) утверждает уставы данных организаций; 5) охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуры и другие государственные органы). Государство также может использовать негласные методы. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности. В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, т. е. ведут политическую игру. Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлена наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия.
9. Конституционно-правовая политика является особой формой государственной политики, средством легитимации закрепления и осуществления политического курса государства, воли, ее властных органов и официальных лидеров. Конституционно-правовая политика призвана выражать интересы всех общественных слоев, обязанностей, составляющих гражданское общество, и рассчитана на эффективное использование государственно-правовых средств воздействия на общественные отношения. Конституционно-правовая политика, в центре которой стоит личность, охватывает правотворчество, правореализационную, правоохранительную и правозащитную деятельность всех органов публичной власти, направленную на обеспечение осуществления, охрану и защиту жизни и достоинства личности, ее прав и свобод во взаимодействии с ее обязанностями и ответственностью. Конституционно-правовая политика охватывает также сферу правового просвещения и правового воспитания должностных лиц и всего населения страны, подготовку кадров юристов новой формации, адекватных социальным потребностям и ожиданиям. Конституционно-правовая политика направлена на реализацию прав и свобод личности на основе реализации Конституции и соблюдения приоритетности общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
10. Под политическим конфликтом следует понимать такой способ взаимодействия людей, социальных общностей и политических институтов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой стороны, вступают в противоречие с политическими целями или интересами своего противника или конкурента. Для возникновения конфликта необходимы противоречия двух и более политических акторов, цели которых объективно или субъективно воспринимаются как несовместимые. Наибольшую значимость представляют те политические конфликты, которые связаны с распределением таких недостающих ценностей, как власть, материальные блага и социальный престиж. Наличие власти у одних неизбежно порождает стремление добиться перераспределения власти со стороны других, что сопровождается неизбежным развёртыванием политических конфликтов. Не меньшую роль в возникновении политического конфликта играют материальные блага и духовные ценности. Ресурсы в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей всех членов общества, как правило, в современной экономике и политике отсутствуют. Нехватка определённых ресурсов, к которым стремятся различные социальные группы, влечёт за собой социально-политические конфликты. Поэтому разногласия и политические конфликты по поводу распределения весьма ограниченных ресурсов являются неизбежными. Таким образом, одной из важнейших причин возникновения и развертывания социально-политических конфликтов выступает неравное положение, которое занимают люди в обществе, в организациях и ассоциациях, связанное с властью и собственностью. Такое явление, как компромисс, проявляется во взаимных уступках, соглашениях, в поисках того, что сближает участников конфликта, а не разделяет их. В демократических странах общепризнанным является согласование интересов противоборствующих и конфликтующих сторон. Предпосылкой политического компромисса является осознание конфликтующими сторонами общей ответственности субъектов политики за благополучие, стабильность, поиск решений в урегулировании сложных политических проблем и противоречий. Следует отметить, что эффективность политического компромисса очень высока, если он достигается на основе целостного решения, которое охватывает все стороны возникшей проблемы и все высказываемые способы их разрешения.
Важное место в урегулировании политических конфликтов занимает такое политическое явление, как консенсус (лат. consensus – согласие, единодушие, соучастие, согласованность) – понятие, означающее наличие сходных познавательных и практических ориентаций между двумя и более индивидами, позволяющее им установить взаимопонимание и (или) взаимодействие в каком-либо отношении. Консенсус означает согласие социально значимого большинства любого сообщества относительно наиболее важных аспектов господствующего в нём социального и политического порядка, которое получает выражение в согласованных действиях людей, поддерживающих существование политического режима и политической системы данного сообщества. В своём понимании политического консенсуса американский социолог Толкотт Парсонс утверждал, что консенсус в качестве рационально осознанной солидарности является органическим свойством нормальной социальной и политической жизни людей. В качестве «идеального типа» консенсус не содержит никаких ментальных (лат. mentis – мышление), осознанных установок или специальных договоренностей, а фиксирует некий минимум согласованности во взаимных ожиданиях и действиях политических акторов, что является предварительным условием возможности социальных и политических договоров. При этом политическим поведением, ориентирующимся на политический консенсус, можно считать даже такое поведение, которое, будучи направленным против отдельных политических институтов, внешне отвечает предписываемой форме политического поведения, с уважительным отношением к центру политической системы, включающему политические институты, политические роли, верования и нормы поведения. Акцентируя значение консенсуса как необходимой составляющей социально-политического согласия и стабильности, способствующих установлению сотрудничества политических акторов в решении общих задач и вызовов, стоящих перед политической системой, Парсонс учитывал, что для этого вполне достаточно «умеренное» согласие между правящими группами, олицетворяющими центр политической системы и управляемыми на периферии политической системы. Полный и всеобъемлющий политический консенсус исключает противоречия, существующие между индивидами и социальными группами как субъектами политики, принадлежащим к центральной институциональной и культурной системе и представителями «периферийных страт» (слоёв общества). Тем не менее, следует учесть, что полной ассимиляции граждан в единый политический консенсус, распространяющийся на всё общество, противостоят «относительно солидарные» субсистемы классов, этнических и религиозных групп. Поэтому «полный» политический консенсус оказывается практически невозможным для всех больших обществ. Именно поэтому такие критики Парсонса, как профессор Нью-Йоркского университета Денис Ронг и ректор Сент-Энтони колледжа Оксфордского университета Ральф Дарендорф, утверждают о его концепции «сверсоциализированного человека» как о совершенно утопической и поэтому недостижимой гармонии между индивидом и обществом. Таким образом, Парсонс в своих работах акцентировал проблематику социальной интеграции (лат. integer ― целый; сплочение, слияние в единое целое) явно в ущерб проблематике конфликта и дезинтеграции. Фактически Парсонс в своих работах в недостаточной степени придавал значение политическому конфликту. Подводя итоги изучения ключевых проблем конфликтных и консенсуальных отношений в современной политике, рассмотренных во время проведённого лекционного занятия, следует обозначить некоторые выводы о том, что политический консенсус является одним из средств интеграции различных сил в обществе. Политический консенсус следует понимать не только как средство социально-политической самоидентификации акторов, но и существенный фактор преодоления пагубных воздействий социально-политического конфликта.
11. Право настолько уникальным, сложным и общественно необходимым феноменом, что в течение всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и растет. Вопрос правопонимания принадлежат к «вечным» просто потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но только в последнее время ученые стали задаваться вопросом: «Что значит понимать право?». Правопонимания - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной умственной деятельности человека, и включает познания права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: 1) индивид, обладающий некоторыми знаниями права и на практике столкнулся с конкретной правовой проблемой; 2) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способен применять и толковать правовые нормы; 3) ученый, человек с абстрактным мышлением, которая занимается изучением права, обладает суммой исторических и современных знаний, способная к интерпретации не только норм, но и принципов права, обладает определенной методологии исследования. Правопонимания всегда субъективные, оригинальным, хотя представление о праве могут совпадать у группы лиц и в целых социальных сообществ. Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом нередко знания об отдельных структурных элементы переносятся на право в целом. Важное познавательное нагрузки здесь несут среда и общественные явления, которые взаимодействуют с правом. Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретные и общие правовые разрешения, обязываний, запреты, а также оценка и отношение к ним как к справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимания может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным. Образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразился в виде той или иной концепции, осуществляет заметное влияние на формирование правопонимания у потомков. Концепция правопонимания - это определенное направление в научном познании сущности и социального назначения права. При рассмотрении различных концепций правопонимания необходимо учитывать следующие обстоятельства: 1) исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал исследователь; 2) зависимость результата правопонимания от философской, этической, религиозной, идеологической позиции субъекта познания; 3) начальные посылки концепции, а именно: что берется за основу той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог, природа, государство) и под его сущностью (воля класса, степень свободы человека или природный эгоизм индивида); 4) концепциям правопонимания, с одной стороны, присущие стереотипы, с другой - динамика. Сочетание этих качеств приводит долгую жизнь и в то же время изменение содержания концепций правопонимания. Поэтому, например, естественно-правовые теории известны во все времена. Какие их элементы меняются, какие остаются стабильными и неизменными. Общая характеристика современных концепций правопонимания Право - сложное для понимания явление, поскольку оно отражает еще более сложные экономические, политические и социальные отношения. На протяжении всей истории развития юридической мысли люди пытались определить, что есть право, в чем заключается его природа и сущность. Природа права обусловлена наличием в нем двух основных компонентов: естественного и позитивного. Такое распределение свидетельствует о диалектический характер развития права, включая абстрактно общие (естественно-правовые) и конкретные (положительные) стороны. Естественное право (jus naturale) - это врожденные, невод-чужувани, неотъемлемые, обусловленные природой человека, человеческим разумом, общими этическими принципами правила поведения, которые существуют независимо от государства и распространяются на все времена и народы. Естественное право есть совокупность идеальных, глубоко нравственных и очень справедливых представлений о праве. Оно возникло задолго до государства и может существовать вне ее. Позитивное право - закрепленный в официальных источниках права нормативный регулятор, на основе которого определяются границы разрешенной и должного поведения людей, а компетентными государственными органами выносятся юридически обязательные решения. Позитивное право является результатом государственной правотворческой деятельности. Официальные источники права выражают лишь некоторую часть естественного права. Все остальные права существует в виде принципов, правосознания, иных правовых явлений. Концепция правопонимания - это определенное направление в познании сущности и социального назначения права. Современные концепции правопонимания можно условно свести к трем метаконцепций: аксиологической (естественно-правовой); социологической; нормативистской (позитивистской). Современная зарубежная юриспруденция стоит на позициях или полной несовместимости этих трех концепций, или их действия в принципиально различных сферах юридического знания: аксиология является сферой философии права, социология - сферой общей теории права, а нормативизм - область изучения отраслей позитивного права. Некоторые ученые предпочитают интеграцийномуправорозуминню, учитывающий и объединяет все ценное из метаконцепций правопонимания. Начальной формой бытия права сторонники естественно-правового подхода считают общественную (и / или индивидуальную) сознание, которой изначально присущи нравственно-правовые ориентиры. Аксиологическая концепция рассматривает право с позиций соответствия его справедливости. В пространстве естественного права действуют правовые принципы-аксиомы, которые одновременно являются моральными императивами: не делай покушение на жизнь другого человека и его имущество, соблюдай обещания, отдавай каждому свое и др. Соответствие позитивного права критериям естественного права и является именно право как выражение и степень свободы и справедливости. Справедливость, а не норма - ключевое понятие естественно-правовой теории. С позиций аксиологического подхода закон и право рассматриваются как разные вещи. Закон выступает как форма права и употребляется как тождественно праву понятие только тогда, когда справедливо, то есть соответствующим критериям естественного права. Аксиологический подход ценен своей направленностью на совершенствование права, его гуманизацию. В то же время противопоставление права и закона далеко не способствует укреплению законности в обществе, провоцирует невыполнение законов под предлогом их неправового характера. Социологическая концепция права базируется на том, что источником права и формой его бытия являются общественные отношения. При таком подходе правом признается его функционирование, реализация, его «действие в жизни». Социологический подход к праву так же, как и аксиологический, основанный на разграничении права и закона, «права в книгах» и «права в жизни». Законы могут быть не востребованы обществом, могут быть неэффективными и даже ненужными. Такие законы не признаются формой существования права. Настоящее право, «живое право» - это правопорядок, это реально существующая в обществе система правовых отношений. Понятие правоотношений является ключевым для социологического подхода к праву. Слабой стороной этого подхода является отсутствие четких границ между правом и правовым поведением, при этом теряются критерии для различения правомерного и неправомерного поведения. Перенос всей тяжести правотворчества лиц, применяющих право (судьи, администраторы), ставит под вопрос существование распределение власти, повышает опасность административного и судейского произвола. Сущность нормативистского (юридико-позитивистского) подхода к праву передается формулой «закон есть закон». Сторонники такого правопонимания отождествляют право и закон, а единственным источником права считают государственную волю. По мнению позитивистов, право есть совокупность установленных и обеспеченных государственным принуждением общеобязательных норм. Понятие нормы является ключевым для этого подхода к праву. Право, с точки зрения позитивистов, с одной стороны, не подлежит этической оценке и критике (как не подлежат критике рельеф местности или законы физики), с другой - не требует никакого оправдания. Право следует воспринимать как объективно существующую реальность и не более того. В нормативистского подхода к праву есть ряд преимуществ. В частности, он ориентирует на такие свойства права, как формальная определенность, однозначность предписаний, обязательность следования праву. В то же время некритическое отношение к законодательству тормозит его развитие. С позиций такого подхода оправдана любая несправедливость, если она установлена законом. Интегративный подход к пониманию права (Д.Холл) является попыткой в рамках одной концепции согласовать юридическую форму, социальный смысл и моральные ценности в праве. Исходной посылкой данной позиции выступает тезис о том, что каждый подход выделяет в праве существенное и необходимое, без чего целостное представление о праве невозможно. С позиций интеграционного подхода право - это совокупность нормативов равенства и справедливости, признанных в определенном обществе, обеспечены официальной защитой, регулирующие борьбу йузгодження свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. Однако при таком, в определенной степени механическом, сочетании различных признаков права в единое целое возникает проблема определения достаточности свойств права, необходимых для всестороннего его описания. Сохраняется вероятность того, что набор признаков права будет субъективным и не совпадать, например, у простого обывателя и юриста-практика.Якщо для первого значимым является отражение в праве законных интересов, степени свободы и справедливости, то юрист-практик акцентирует внимание на четкости юридической формы, позволяет единообразно толковать и применять норму права, закон. Поэтому можно сделать вывод, что поиски общей формулы понимание права не являются перспективными. В пользу юридической науки и практики следует отдавать предпочтение плюралистическим подходам к пониманию права и изучать различные определения права.
14. Мораль как общественное явление детерминирована в первую очередь природой и содержанием общественных отношений. В системе этих отношений развивается экономическая деятельность, которая является основой общества и детерминирует все формы духовной деятельности. Политика есть способ взаимодействия классов и социальных групп прямо или косвенно связанных с государственной властью, управлением социальных явлений. Мораль и политика как формы общественного сознания взаимодействуют, непосредственно связаны с экономическим базисом, отражают эти экономические отношения специфическим образом. Политические отношения классов и социальных групп детерминированы основными, экономическими интересами этих классов. Политика есть концентрированное выражение экономики. Экономические интересы получают теоретическое выражение как политические идеи. Выражая основные интересы классов и социальных групп, политика не может не иметь первенства над экономикой и другими сферами общественной жизни. Политика оказывает мощное воздействие на экономическую, социальную, духовную сферы. В этом смысле регламентирует нравственность общества опосредовано. Или, другими словами, экономика воздействует на нравственность через призму политических концепций. Если политика отражает свой предмет преимущественно в политических взглядах, идеях и теориях, то мораль отражает действительность через различные нормы, правила, запреты, принципы, законы и категории этики. Еслиполитические концепции классов выражаются в различные программы и уставы, то нравственные взгляды и концепции не имеют такого выражения. Политическая идеология формулируется определенными личностями, идеологами партии, тогда как нравственные нормы образуются в процессе совместной деятельности людей. Различие политики и морали проявляется и в соотношении общечеловеческих и классовых элементов. В политике классовые элементы формулируются более четко и непосредственно, тогда как в морали преобладают общечеловеческие интересы. Нравственные отношения адресуются взаимодействию индивида и коллектива. Политика отражает более сложные отношения и интересы и предназначены целостной системе: классы – партии – государство – общество – индивид. Поскольку политика непосредственно связана с экономическим базисом, постольку она быстрее и сильнее реагирует на изменения базиса, чем мораль.
Существуют две крайности в понимании отношения политики и морали, которые основываются на идее их несовместимости. Ещё Н.Макиавелли (1469-1527) утверждал, что политика аморальна, что цель оправдывает средства, что для реализации политических целей могут быть использованы любые средства, включая обман и насилие. А Дж. Локк утверждал, что бессмысленно говорить о морали относительно государства и политики. Если здесь преувеличивается политика и игнорируется мораль, то другая крайность абсолютизирует мораль и игнорирует политику. Действительность такова, что политика выражает различные интересы как прогрессивные, так и регрессивные. Мораль – это чувственный барометр, который в эмоционально-оценочной форме улавливает тенденции и изменения в обществе.Политика должна быть оценена моралью. Многие теоретики считают необходимым даже формулировать политическую этику, которая объединяла бы либеральные и демократические ценности, совмещала бы принцип политической свободы с принципом социальной защиты1. Политическая этика это общедемократический принцип регулирования свободы в политическом поведении. Такая этика возможна в демократичном обществе, когда конкурирующие партии могут прийти к согласию, когда существует плюрализм ценностей и идеалов, когда в обществе преобладают общечеловеческие интересы. Если государственную, партийную, социальную политику не основывать на нравственности, отмечал А. Солженицын, то у человечества вообще нет будущего2. Наряду с политической этикой в обществе должна существовать и этика ненасилия [10]. На протяжение всей истории все спорные вопросы решались с точки зрения силы. Кто сильнее – тот и прав, сила была истиной в последней инстанции. 95% пролитой крови и слез в истории совершалось из благих намерений, из слепой веры в какие-то священные принципы, которые должны быть осуществлены обязательно и немедленно. Ненасилие - это определяющее содержание добра и может считаться синонимом этики, оно адекватное средство осуществления справедливости и законности. Ненасилие, изменяя человека и межчеловеческие отношения, может положительно изменить социальные учреждения, партии, классы, государства. Этика ненасилия рекомендует решать все спорные вопросы мирным путем, через взаимное доверие, консенсус, имея в виду и мнение оппонента (что и он может быть прав), попытаться превратить врагов в друзей и вместе бороться со злом. Сила, покоряя и уничтожая врага, только временно может подавить конфликт, но не устраняет его причину. Ненасилие может ликвидировать основу конфликта и перестроить социальные отношения на основе доверия и взаимного сотрудничества. Мораль и право - формы общественного сознания, имеющие общие функции регламентации поведения людей. Но поведение людей регулируется не только моралью, но и юридическими законами, административными решениями, социально-гигиеническими нормами и т.д. Мораль и право имеют и свои различия. Юридические законы сформулированы и приняты как различные кодексы, санкционированы волей государства, моральные законы – «неписаные» законы. Юридическая регламентация – более жесткая, осуществляется через принуждение, тогда как мораль основывается на добровольном её исполнение. Юридические законы адресуются определенным категориям людей, социальным учреждениям и обязательны для исполнения. Моральные законы предназначены для всех, и их исполнение зависит от желания каждого. Нарушение юридических законов ведет к личной ответственности и наказанию, а нарушение моральных норм, в самым худшем случае, осуждается общественным мнением. Право есть воля господствующего класса, (партии) возведенная в закон, следовательно, юридические законы содержат в себе классовые, партийные элементы, отражают интересы некоторых социальных групп. Мораль выражает больше общечеловеческие моменты.
17. Понятие политико-правовых институтов. Известно, что взаимодействие людей в обществе как «политических существ» (Аристотель) происходит в различных формах, часть из которых принимает формализованный характер, другими словами осуществляется при помощи определенных социальных институтов. В данном контексте слово «институт» (от лат. in-stitutum — устройство, установление) означает элемент социальной структуры, историческую форму организации и регулирования общественной жизни. По мнению известного немецкого философа права О. Хёффе, социальные институты представляют собой социальные образования, «которые организуются в соответствии с (общепринятыми) структурами и правилами, которые не находятся в непосредственном распоряжении взаимодействующих индивидов и малых социальных групп и соблюдение которых достигается насильственным путем через систему формальных и неформальных санкций». Социальные институты представляют собой сложные феномены, которые не поддаются простому описанию и объяснению. Для понимания этих феноменов весьма важно то, что одним из их аспектов является биологическая основа. Эти институты в процессе эволюции человека выполняют те задачи, которые у животных выполняли «инстинкты и видовые особенности, причем, отдельные функции институтов вполне тождественны важнейшим функциям инстинктов у животных». Содержание социальных институтов составляют определенные правила (нормы), а также сопровождающие их санкции и правовые формы, в которых они проявляются. Эти правила определяют положение субъектов в обществе, а также устанавливают: какие действия субъектов являются разрешенными, а какие действия не поощряются или даже запрещаются. Также с помощью социальных институтов обеспечивается интеграция индивидов в социальные группы, упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение, обеспечивается устойчивость и стабильность общественной жизни и т.д. Основными социальными институтами современного общества являются: экономические институты (разделение труда, собственность, заработная плата и др.); институты родства, брака и семьи; институты культуры и социализации; политико-правовые институты и др. Предметом исследования философии права являются, прежде всего, политико-правовые (государственно-правовые) институты, занимающие одно из центральных мест в социальной системе общества. Их деятельность связана с завоеванием власти, ее осуществлением и распределением, а также с обеспечением функционирования общества как социальной системы. К основным политико-правовым институтам относятся: государство, судебные и административные органы, политические партии и общественные движения, объединения, институты правопорядка и социального контроля, институты правотворчества, прав человека, правового воспитания, разрешения правовых конфликтов и др. Каждый из перечисленных политико-правовых институтов осуществляет определенный вид социальной деятельности но управлению и регулированию общественными отношениями. Важнейшим политико-правовым институтом современного общества является государство. Оно представляет собой основной источник законов и других правовых актов и предназначено для организации жизни общества, самого государства и его структур в системе политических и правовых отношений. Это — относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая в себя в свою очередь совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов и структур. Среди них: институты законодательной, исполнительной и судебной властей; правовая система; государственная администрация; органы исполнительной и представительной власти на региональном уровне и, наконец, органы местного самоуправления. Для нас особый интерес представляют взаимоотношения политико-правовых институтов, и прежде всего государства, с человеком. Взаимоотношения государства и человека. Известно, что в государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит решающая роль. Такое значение государства объясняется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно обладает. Государство выступает как официальный представитель всего общества, поэтому отношения между ним и человеком носят политико-правовой характер. Любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний. Устойчивая связь между человеком и государством выражается, прежде всего, в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Таким образом, можно сделать вывод, что отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. Что же представляет собой эта взаимная ответственность государства и личности с позиции философии нрава? В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства - это своеобразный способ ограничения политической власти государства. Он проявляется, прежде всего: 1) в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности; 2) в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан; 3) в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение своих обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед обществом, государством, другими людьми. При различных типах политических режимов существует и разный уровень взаимной ответственности государства и личности. Так, в недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В прановом же государстве, напротив, акцепт делается на ответственности должностных лиц перед гражданами. Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся: ответственность правительства перед представительными органами власти; дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушения прав и свобод граждан; процедура импичмента (от англ. impeachment), т.е. привлечения к ответственности и судебному рассмотрению дел высших должностных лиц государства. Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур перед гражданами являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. Следующей важной проблемой данного раздела является определение соотношения, характера взаимодействия государства и права.
18. Роль политики в функционировании и развитии общества
О роли и значении политики в развитии общества принято судить по тому, как она выполняет свое социальное предназначение. Как общественное явление политика выполняет следующие функции: · выражение и реализация социальных интересов (выявление, согласование, представительство во властных структурах государства); · интеграция общества (сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждение и разрешение социально-политических конфликтов); · управление общественными процессами (посредством принятия и выполнения политических решений, распределения ценностей и благ, использования ресурсов государственной власти, создания и применения мотивационных механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения); · политическая социализация личности (усвоение человеком политических ценностей, приобщение его к управлению делами государства и общества); · проектирование социально-политического развития; · регулирование отношений и поведения субъектов политики (выработка норм поведения и контроль их соблюдения, распределение политических функций и ролей, обеспечение политической коммуникации). Выполнение политикой специфических функций предполагает наличие у нее соответствующей структуры. С функциональной точки зрения, роль политики в любом обществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) может быть сведена к следующему: 1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества. Политика дает людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса. 2. Социализация личности, формирование человека как самостоятельного, социально активного индивида. Через политику человек способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики. 3. Рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизационного диалога граждан и государства. В ходе удовлетворения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоречия, возникают конфликты. Роль политики - сгладить противоречия. 4. Управление и руководство политическими и общественными процессами. Политические процессы, проходящие в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают использование средств принуждения и социального насилия. 5. Интеграция различных социальных слоев населения, подержание целостности общественной системы, стабильности и порядка. 6. Обеспечение преемственности социального развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности. 7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком природой. 8. Организационная. 9. Контрольно-распределительная. Понятно, что речь в данном случае идёт только о важнейших функциях политики. По степени развития этих функций можно судить о степени развития самого общества, его зрелости и развитости политической жизни.
|