Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные исторические этапы и типы взаимодействия природы и общества.
Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, обществоне может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как: - оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном процессе становления человека); – оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа - это условие и средство общественного развития – темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; природа влияет на размещение производительных сил и общественного разделения труда; – кроме того, природа, в силу своей цикличности, заставляет людей подчиняться этой цикличности; – природа выступает основой всех знаний человека о мире. С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: – оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества); – в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворительными). Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов первый период он назвал биогенным или адаптационным (Ф.Энгельс назвал его дикостью). Второй период – техногенным, он охватывает два этапа – аграрный и индустриальный. Третий период – ноогенный (настоящее время). Для биогенного периода характерны охота, ловля рыбы, собирание и присвоение готовых продуктов природы с использованием примитивных орудий труда. Роль природной среды в жизнедеятельности человека была определяющей. Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер. Человек непосредственно общался с миром природы, будучи сам частицей природы, постоянно приспосабливаясь к меняющимся условиям. Переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству вызвал подлинную революцию в производительных силах общества – от готовых продуктов природы человек перешел к их производству. Производство орудий труда становится особой социальной потребностью, а труд - главным условием жизни. Общество вступает в техногенный период своего взаимоотношения с природой. В рамках этого периода выделяют два этапа – аграрный и индустриальный. Аграрный этап характеризуется возросшим масштабом влияния общества на природу: возникают первые рабовладельческие цивилизации на Древнем Востоке (Вавилон, Египет, Индия, Китай). Здесь зарождаются новые отрасли знания - астрономия, геометрия, арифметика, обслуживающие главным образом ирригационное земледелие и скотоводство. Однако дальнейший рост промышленного производства качественно меняет ситуацию – совершается переход ко второму этапу техногенного периода – индустриальному, связанному с возникновением машинного производства и его широкого внедрения в производство, в силу чего давление человека на природу возрастает. Ускорение научно-технического прогресса вело к тотальной и хищнической эксплуатации природы, истощению ее природных ресурсов – с такими «достижениями» вступал человек в ХХI век. Третий период в истории взаимодействия природы и общества получил название ноогенного. «Ноосфера, - писал Вернадский, – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней… Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше В ХХ веке произошел взрыв научной мысли, человечество вступило в высшую фазу своего развития, сопряженную с информационно-компьютерной революцией, которая подвела итог существования материальной цивилизации, отдав приоритет знанию, информации, интеллекту, самосознанию и образованности личности. Информационные ресурсы, таким образом, приобретают статус стратегического ресурса и самого мощного источника богатства. 34.Основные концепции общественной жизни: натурализм, идеализм, материализм. Натуралистическая концепция объясняет жизнь общества действием природных факторов: силы тяжести, космического излучения, географические условия, генетические особенности. Данная концепция объясняет жизнь общества физическим, биологигеским и др. законами=> природа - субстанция всего сущего; общество приобретает сугубый характер; общество лишается качественной определенности, т.к. происходит абсолютизация данных факторов. Этот подход искажает предназначение человека, отрицает свободу. Жизнь людей в таком обществе предопределена. идеалистическая – усматривает основания, причины и факторы происхождения и функционирования общества в духовной сфере. Внутри этого подхода разграничиваются объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические представления. С позиций объективного идеализма на общество оказывают решающее воздействие общественное мнение, мир абсолютных идей, Мировой Разум, Мировая Воля, Абсолютный Дух и др Согласно субъективно-идеалистическим версиям общество есть продукт воли, разума и других проявлений духа выдающихся личностей.Неполноту истины социального идеализма выявляет степень (не-)соответствия жизни человека поставленным им целям. Она является своеобразным «индикатором» уровня нашего понимания сути общественных процессов, в которые включёно каждое социальное существо. Диалектикоматериалистическая концепция рассматривает общество как подсистему объективной реальности. Общество представляет собой сложной структурное образование, включающее в себя различные уровни организации материи, существующей независимо от чьего-либо разума. С другой стороны одним из таковых является само общество, но оно всегда должно считаться с законом живой и неживой природы.Следует помнить: общество - часть природы, но это относительно самостоятельная, полностью не сливающаяся с ним часть. Общество представляет собой развившуюся форму жизнедеятельности людей, имеющих логику бытия.Действующие в обществе законы носят объективный характер и независят от духовных образований.Различия: законы природы существуют во внешнем мире и большей частью прокладывают себе дорогу в виде внешней необходимости; социальные законы - законы самой человеческой и духовной деятильности.Развитие общества - это естественный исторический процесс, проявляющихся в единстве двух его сторон: объективной и субъективной. С 1 стороны - это процесс естественный, т.е. закономерный и необходимый, а с 2 стороны - исторический, т.к. представляет собой результат деятельности людей. Общественная жизнь рассматривается как высшая форма движения материи.Стихийная неживая природа, биологические программы повидения сменяются механизмами культуры - способностью к труду, сознанию.
|