![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность диалектико-материалистического понимания истории. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Противоречие – истинный источник развития и истории. Движущая сила истории – верхи и низы, силы и средства. В противоречии заключается ключ к пониманию законов отрицания отрицания, кол/кач. Маркс-Энгельс – диалектически-материалистическое понимание. Основа существование – материальное производство. Определяет характер поведения людей и духовные процессы. Способ производства – это конкретный исторический способ добывания людьми ценностей. Два элемента – производительные силы и производственные отношения – в диалектическом единстве, зависят друг от друга. Развитие, изменение. Отношения могут либо тормозить либо ускорять процесс производства. Закон соответствия сил и отношений – гарант бесперебойного производства. Отставание, замедление – иначе. Конфликт приводит к разрушению экономики, к подрыву – шахтеры, уголь. Отказ от кризиса – либо революция, либо научная эволюция. Учение об общественно-экономических формациях. Тип общества – ступень в развитии. Пять типов: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая. Есть и азиатский способ производства. Исторический процесс безусловно прогрессивен. Линейный и определенный прогресс. Новейшие формы неизбежны. Потери в прошлом. Рост бесконечен: ценности, производительные силы, население, информация, знания, познание. Наука – производительный двигатель общества. Овладение силами природы, стихиями. Интернационализация мирового сообщества, общечеловеческие идеалы, единое целое – человечество, расширение свободы. Информационное общество – от человека впервые требуется активность. Итак, характеризуя материалистическое понимание истории К. Маркса, можно сказать, что оно связано с несколькими фундаментальными идеями, согласно которым: 1. В каждой из форм человеческой деятельности (включая сюда науку, искусство, религию) цели и замыслы людей, присущее им сознание детерминированы, в конечном счете, объективными потребностями и интересами субъекта; 2. Из двух типов человеческой деятельности–целенаправленного изменения мира и целенаправленного изменения представлений о мире, отражающих и моделирующих его–практическая деятельность определяет духовную, подчиняет её своим целям и задачам; 3. Из существующих форм практической деятельности, материальное производство (производство вещей) оказывает воздействие на производство непосредственно общественной жизни и производство «форм общения людей»; 4. В рамках коллективной деятельности людей, их отношение к предметам, средствам производства оказывает определяющее воздействие на весь образ жизни, включая сюда их отношение к механизмам власти, способ воспроизводства непосредственной жизни, склад мышления и чувствования.
|