Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционная характеристика Российского государства.
Государственной основой конституционного строя и его выражением в масштабах всей страны является Российское государство. Его официальные наименования – РФ и Россия. В соответствии с Конституцией РФ есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Конституция содержит ряд основополагающих характеристик Российского государства. Это государство демократическое, федеративное и суверенное, правовое, имеющее республиканскую форму правления, основывается на принципе разделения властей, социальное, светское. В основе государства как демократического – предопределенность задач и деятельности государства интересами народа, гласное осуществление государственных функций, политические и личные свободы граждан, гуманистическая направленность политического режима и недопустимость произвола. Демократическим называют то государство, в котором есть единство установлений и реализации права. Россия как федеративное государство состоит из субъектов – республик, краев, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Россия обладает государственным суверенитетом – ее власть распространяется на территорию всей страны и никем не может быть ограничена ни извне, ни внутри. КРФ подлежит применению во всех регионах. Федеративная природа означает, что ее субъекты обладают равным конституционно-правовым статусом, они равноправны в отношениях с федерацией. Вместе с тем это сложное государство, в котором существуют разные субъекты. В 1999 году были окончательно разграничены предметы ведения. Субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом, хотя в вопросах, которые относятся к их ведению, обладают самостоятельностью. Положение правового государства в нашей стране означает, что вся жизнь в стране должна основываться на Конституции, законах и иных юридических актах, общественные отношения, которые должны регулироваться правом, должны быть урегулированы, нормы должны основываться на принципах справедливости и гуманизма. Должна быть система защиты субъектов права, ответственность за неисполнение закона по закону, определенное общественное сознание. Республиканская форма правления означает, что главные ОГВ являются выборными, исключается получение власти в порядке наследования, захвата или дарения. Властные функции вправе осуществлять и народ непосредственно. Принцип разделения властей заключает в себе разделение единой госвласти на три ветви и разделение полномочий между уровнем государственной власти, включающим в себя федеральный и уровень субъектов и уровнем местного самоуправления. Каждая ветвь власти самостоятельна, ограничена своей компетенцией, обладает средствами воздействия на другую власть. (концепции я Советов) Принцип социального государства закреплен в ст. 7 КРФ, означает гарантированность необходимых условий к труду и отдыху, заботу о здоровье, предпосылки для свободного развития личности, заботу о гражданах, чьи самостоятельные доходы недостаточны для жизни. Согласно ст. 14 Конституции РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Светским является то государство, которое дистанцирует себя от конфессий. государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии, не возлагает на религиозные объединения несвойственные им функции. Государство лишь регулирует деятельность религиозных объединений 19. Народовластие в РФ: понятие, признаки, основные формы. Статья 3 Конституции гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через ОГВ и МСУ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Народный суверенитет – принадлежность народу всей полноты власти в данной стране, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти. Никто, не уполномоченный народом, не может осуществлять властную активность в стране, уполномоченный орган не может абсолютизировать свои полномочия, тем более забывать о производности от власти народа. Народ определяет характер власти в стране. Власть народа осуществляется как государственная, общественная власть и местное самоуправление. Власть народа является публичной властью, ее пространством является общество и государство, власть является доступной всем, осуществляется народом в целом, применяет методы правового регулирования, принуждение, осуществляется гласно. Власть народа есть политическая власть. Власть народа осуществляется во всех трех формах. К государственной власти относится власть народа непосредственно или же специальной системы органов государственной власти. Высшей формой прямой демократии являются референдум и свободные выборы депутатов законодательных органов власти, президента. Орган государственной власти есть коллектив граждан или один гражданин, которому поручено осуществление задач и функций государства, орган образовывается надлежащим образом, действует в установленном законодательством порядке и в своей компетенции, принимает необходимые правовые акты и несет ответственность. Общественная власть – власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах, а также их внутренних подразделениях. Власть местного самоуправления осуществляется представительными органами местного самоуправления и их должностными лицами, также на собраниях граждан, местных референдумах. К местному самоуправлению относятся районы, городские и сельские поселения, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения.
|