![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление и развитие античного материализма (Милетская школа, Гераклит, Элеаты).
Возникновение античн. философ. способствовал ряд благоприятных обстоятельств. Она зародилась: 1. в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установлении демократического строя, 2. античное мифологическое мышлении развивалось на внекультовой основе и уже достигло высокого уровня рационализма, 3складывалась в обстановке мировоззренческих контактов греков с представителями стран Древнего Востока, что расширяло их культуру Философия Древних. Речь идет о том невидимом единстве мира, которое скрыто за чувственным восприятием многообразных явлений. К решению этого вопроса наметились два противоположных подхода: материализм и идеализм. Материализм (представители Милетская школа, которые ответили на вопрос Что такое Архэ?) 1. МЕЛЕТСКАЯ ШКОЛА Особенность первых философских теорий является то, что эти древнегреческие мыслители не имели научного материала о явлениях природы и данных о развитии и жизни древних гос-в. пытались объяснить мир в целом. ФАЛЕС Работы: «О началах», «Морская астрология», «О природе», «О солнцевороте». За архее он берет воду. В этой мысли скрыто глубокое для того времени объяснение мира. Все они считают мир одушевленным, а Фалес еще считал, что он полон демонами. АНАКСИМАНДЕР (610-546 гг до н.э.) первичная субстанция “апейрон” - вещественное начало, лишенное границ, т.е. без качественных характеристик и количественно неограниченный. (среднее между водой и воздухом). Апейрон превращается в различные земные стихии (земля, вода, воздух, огонь), они переходят друг в друга. Впервые высказал идею о бесконечности миров. создает первую картину Земли, центр вселенной которой опоясывает три кольца.Эти кольца покрыты воздушной оболочкой и когда она разрывается человек, видит Солнце. АНАКСИМЕН Воздух берет за основу психической и физической жизни. Воздух он считал беспредельным и единым, подчеркивал, что существует различная степень разрежения и уплотнения воздуха. И как в следствии возникновение новых тел. Вывод: чем дальше развивалась милетская школа, тем большее значение приобретала идея о движении мира. Признание действительности в этом мире противоположно началу. Гераклитом Эфетским (520-460 г. до н.э.) первоначалом считал огонь. впервые подчеркнул. что мир ни кем не создан, и существует вечно. родоначальник диалектики. Он указал на всеобщий источник развития движений и изменений вещей. Этим источником явл. противоречие, как единство и борьба противоположностей, пронизывающих космос в целом и каждое явление в отдельности. Его диалектика носила содержательный натуралистический характер, это диалектика природы. До разработки диалектического мышления, понятий он не дошел. И милетская школа и Гераклит – материалисты, но их материализм имел существенные недостатки: 1. древнейшие стихийные материалисты еще не перешли от образа к понятию и потому сущность вещей они отождествляли с явлениями, а общие с единым, 2. их внимание в основном было поглощено, подвижностью происходящих в природе процессов, в следствие чего они упустили из вида постоянство бытия, 3. не четко различали материальное и идеальное, дух и природу, наделяя вещество жизнью, душой, сознанием. Материализм этих философов по своей истор. форме был гилозоистичным– это направление отрицающее границу между живым и неживым ЭЛЕАТЫ. отвергли числовой идеализм пифагорейцев и заявили о символе единого неделимого вечного и неподвижного бытия. Согласно взгляду Парменида. Ксенофана, Зенона, Мелиса бытие – есть истина, которую надо представлять в образе вселенского шара, в лице элеатов мы видим, рационализм греков. Они недооценивают эмпирический опыт реальности внешнего мира и открыли путь к метафизике, как учении запредельных и недоступных для человека познания сущности.
|