![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Славянофилы и западники в духовной жизни России начала 19-го века.
Николай I – произвел множество реформ, одна – касалась образования. Появились студенты, которые после 1–2 курсов учиться не хотели, их называли интеллигентами. Интеллигент – это настрой души. Первым интеллигентом можно назвать Радищева. До начала 19 века российской философии не было, но, возникнув, за небольшой отрезок времени она сделала грандиозный рывок. К началу 19 века стала формироваться русская философская проблематика. Одна из причин связана с войной 1812 года, с восстанием декабристов. Два направления: славянофильство и западничество. Славянофильство, яркими представителями которого были Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806–1856). В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. Тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку. Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся в учении о «внутреннем средоточии духа» (Киреевский). Достижение целостности человека славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, – «водящий разум», или Бог. славянофилы объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии. Идея – Россия, возвратив утраченные ценности, должна оказаться впереди всех, миссионерская роль. Западники. «В России победит социализм не потому, что он прав, а потому что неправы его противники». В России, при всей привлекательности развития западной культуры, существовали недостатки: атеизм, преступность и т.д., должна взять все лучшее и тогда она сможет оказаться впереди всей планеты К западникам относятся выдающиеся мыслители – В.Г. Белинский (1811–1848), Н.Г. Чернышевский (1828–1889), Н.А. Добролюбов (1836–1864), Д.И. Писарев (1840–1868), А.И. Герцен (1812–1870) Чернышевский, испытавший влияние Л. Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этическими, экономическими аспектами. области этики Чернышевский проповедовал знаменитую идею «разумного эгоизма», и поныне рождающую споры. Согласно Чернышевскому, «прекрасное – это жизнь». Поэтизация самого факта жизни во всем ее разнообразии – существенный аспект в философских воззрениях мыслителя. Герцен основоположник утопичной идеи социализма. За лучшее будущее народа. Кровавая ревлюция ему не нравится, он выбирает путь реформ. Идея о переходе к социальзму, минуя капитализм Соловьев (1853–1900) - первый профессиональный философ, который приобрел мировую известность. До него проводниками русской идеи были поэты и писатели. В 12 лет стал материалистом, решил отказаться от бога. Философия Соловьева – философия всеединства; тяжело переживал разорванность русского общества, мировой цивилизации, считал, что Россия является частью Европейской культуры. Общественно–историческая задача философии - спасти падшего человека и человечество. Свою философию строит как нравственную философию. Одна из основных работ – «Оправдание добра» – этический трактат. Цель исторического процесса – приблизить реальность к божественному миру. Можем назвать Соловьева идеалистом, но он признавал материальность мира. Мир – хаос, но не всегда. Человек – центр мира, должен стать источником гармонии мира. Истинный источник и предмет человеческой любви – это понятие вечной женственности, которое сопоставимо с образом Софии. Работы: «Теократическая философия», «Чтение о Богочеловеке».
|