Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия как форма общественного сознания. Гносеологические и социальные корни религии. Новое отношение к религии в нашем обществе.






Взаимоотношения между религией и философией исторически разнообразны. Если материальная линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то направления идеалистической философии вступали в союз с теологией. буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

расчленение философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени.

Философия, как и зародившаяся в то же время новоевропейская наука, не сразу вступила в идеологическую конкуренцию с религией, между ними были разделены сферы влияния. При сохранении верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а другая от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и поэтому человек может и должен познавать природу и философски размышлять.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религии.

Согласно марксизму, религия есть остаточная форма общественного сознания, которая будет сохраняться до тех пор, пока вследствие развития общества со стороны других форм общественного сознания не будет предложена система ценностей, необходимая для удовлетворения потребностей духа, лежащих в основании религиозных представлений.

Значит часть идеалистических течений философии стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеологическая причина связана с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца 20в. Недаром многие физики 20 века склонялись к идеализму, а папа римский неоднократно проповедовал, что достижения современной физики прямо показывают существование бога.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему духовных ценностей - все это не могло не сказаться на философских исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким, потерял нравственную основу

Идеалистическая философия 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственное религии устойчивое психологическое равновесие. Показателен тот факт, что именно в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. философское направление, специально посвящает обоснованию в составе философского знания духовных абсолютов и норм.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал