Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Источники налогового права
2.1. Понятие и виды налогово-правовых норм Налоговые правовые нормы являются первичными элементами налоговых правоотношений и представляют собой правила поведения участников налоговых правоотношений. Структура нормы налогового права разделяется на три компонента: - гипотезу; - диспозицию; - санкцию. Общепринято нормы налогового права подразделять на два вида: регулятивные – налогово-правовые нормы, содержащие предписанное правило поведения; охранительные – налогово-правовые нормы, предусматривающие меры государственного принуждения. В зависимости от характера содержащихся в норме права предписаний они подразделяются на: обязывающие, управомочивающие и запретительные Акты законодательства о налогах и сборах, так же как и любые другие нормативные правовые акты, действуют во времени, в пространстве, по кругу лиц. Во времени. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени установлено в ст. 5 НК РФ. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Федерации, а также на акты органов местного самоуправления. Рассматривая действие норм налогового права в пространстве, необходимо отметить ст. 4 Конституции РФ, в которой говорится, что Россия имеет некоторые суверенные права в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а объем этих прав определяется международными соглашениями. Законы субъектов РФ и нормативные правовые акты муниципальных образований действуют соответственно на территории указанных субъектов и муниципальных образований. По кругу лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений. Статьей 9 НК РФ установлен исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений: В ст. 9 НК РФ не названы в качестве субъектов налоговых отношений банки и иные кредитные организации, представители налогоплательщиков, лица, привлекаемые в процессе осуществления налогового контроля (эксперты, переводчики, свидетели). Но данные лица также относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, так как НК РФ определен круг их прав и обязанностей, а также предусмотрены меры ответственности за нарушение ими налогового законодательства.
2.2. Понятие и виды налоговых правоотношений Налоговое правоотношение – это вид финансовых отношений, складывающихся между гражданами и организациями как налогоплательщиками, с одной стороны, и государством в лице уполномоченных им органов – с другой. Нормы налогового права подразделяются на регулятивные и охранительные, также и налоговые правоотношения в зависимости от функций, выполняемых нормами права, подразделяются на регулятивные и охранительные. Налоговые правоотношения подразделяются также на следующие виды: 1) материальные и процессуальные: 2) - возникающие между РФ и субъектами РФ; - возникающие между РФ и муниципальными образованиями; - отношения между субъектами РФ и муниципальными образованиями; - отношения между государством (муниципальными образованиями), а также иными участниками налоговых правоотношений; 3) абсолютные и относительные:
2.3. Виды источников налогового права Классификация источников налогового права: 1. Конституция – это основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой и занимающий главенствующее положение в любой отрасли права, в том числе и в налоговом праве. Так, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (п. «з» ст. 71, п. «и» ч. 1 ст. 72, ч. 3 ст. 75, ч. 3 ст. 104, ст. ст. 106, 132). 2. Международные договоры. В соответствии со ст. 7 НК РФ, в случае если международным договором установлены иные нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах, подлежат применению нормы международного договора. 3. Специальное налоговое законодательство (законодательство о налогах и сборах), которое, в свою очередь, включает следующие элементы: 1) федеральное законодательство о налогах и сборах, состоящее из: Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ); иных федеральных законов о налогах и сборах (например, Федеральные законы от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ряд других). 2) региональное законодательство о налогах и сборах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации. 3) законодательство о налогах и сборах местного уровня, включающее нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. 4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами: 1) акты органов общей компетенции, такие как: - указы Президента Российской Федерации; - постановления Правительства Российской Федерации; - принятые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - принятые исполнительными органами местного самоуправления; 2) акты органов специальной компетенции – ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. 5. Решения Конституционного Суда РФ.
|