Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проекты нормативов разрабатываются и представляются на утверждение до начала практического осуществления этой деятельности.⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
В отношении планируемой деятельности в области обращения с отходами проекты нормативов разрабатываются и представляются на утверждение до начала практического осуществления этой деятельности. При осуществляемой деятельности по обращению с отходами разработка проектов нормативов и представление их на утверждение проводятся в сроки, определенные Ростехнадзором. В месячный срок его органы принимают решение об утверждении лимитов или возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа. Субъекты обязаны представлять отчеты о своей деятельности по обращению с отходами. Порядок и сроки представления отчетов определяются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Отчеты включают сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания. Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов и ведут государственный кадастр отходов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для РФ системе с участием органов исполнительной власти субъектов РФ. Порядок ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов определен Постановлением Правительства РФ. Радиоактивные отходы-это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается, например, отработавшее ядерное топливо. Некоторые общие положения, касающиеся радиоактивных отходов, предусмотрены ФЗ " Об охране окружающей среды" и " Об отходах производства и потребления". Иные требования установлены ФЗ " Об использовании атомной энергии". Радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, находятся в федеральной собственности. На собственников ядерных установок, радиационных источников, радиоактивных отходов Законом возложена обязанность осуществления контроля за их сохранностью и надлежащим использованием. Требования: 1. При хранении и переработке радиоактивных отходов должна обеспечиваться надежная защита работников объектов, населения и ОС от недопустимого радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения. 2. Хранение радиоактивных-это этап их подготовки к переработке или к захоронению. Переработка отработавшего ядерного топлива должна осуществляться в соответствии с законодательством. 3. При хранении или захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от ОС. Их хранение или захоронение должно предусматриваться проектной или технической документацией. Порядок организации, сбора и захоронения радиоактивных отходов, органы, осуществляющие данную деятельность, определяются Правительством РФ. Организационно-правовые меры: лицензирование, учет и контроль, юридическая ответственность. Законодательством регулируется дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность за нарушение требований об обращении с радиоактивными отходами.
42. Право окружающей среды зарубежных стран. Право ОС ЕС-это совокупность основанных на экологоправовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Источники права ОС ЕС делятся на акты первичного и вторичного права. Впервые термин «ОС» встречается в Едином европейском акте 1986. В ЕЕА содержалась также и отдельная статья, посвященная ОС. Однако осуществление охраны ОС как таковое еще не отнесено формально к целям ЕЭС. В Маастрихтском договоре 1992 охрана ОС поставлена в ряд с другими целями Сообщества. Амстердамский договор 1997 также является основным источником экоправа, который еще дальше развил положения, регулирующие ОС в ЕС. В результате вступления Договора в силу охране ОС был придан конституционный статус; раздел «Окружающая среда включил статьи, содержащие различные аспекты регулирования охраны ОС; принцип интеграции, ранее закрепленный был выделен в отдельную статью. Среди актов вторичного права наибольшее значение для формирования права ОС имеют директивы. На сегодняшний день существует более двухсот директив различного вида, регулирующих самые разнообразные природоохранные вопросы. Принципы, на которых основана европейская экополитика: 2.предосторожности; 4. устранения источников ущерба; 5. «загрязнитель платит». Принцип высокого уровня охраны ОС– один из важнейших и основных принципов экоправа Сообщества. Принцип относится не только к деятельности Комиссии, но и к законотворческой деятельности Европейского парламента и Совета. Однако применение принципа ограничено большой разницей в возможностях различных государств-членов.
43. Международное право окружающей среды: понятие, источники, принципы. Международное право ОС-это совокупность международно-правовых норм и правоотношений в сфере обеспечения рационального использования природных ресурсов Земли и охраны глобальной ОС от вредных воздействий в интересах настоящего и будущего поколений. Предметом международного права ОС являются международные экологические отношения, отношения в сфере взаимодействия человечества с природой. Деятельность мирового сообщества в области регулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий осуществляется посредством нормотворчества; взаимных консультаций; мониторинга и обмена экологически значимой информацией, контроля за состоянием природы, применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права. Природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась уже в древности, международное сотрудничество в области охраны ОС зародилось в начале прошлого века. Вначале оно носило эпизодический характер, основывалось на двухсторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объектов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897. Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 в Берне (Швейцария). Активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине текущего века. Субъектами международных экоправоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, юридические и физические лица, оказывающие воздействие на ОС в международных пространствах. Объект международно-правового регулирования охраны ОС и природопользования - вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Категории объектов: 1. международные природные объекты и ресурсы за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство); 2. природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами. Например, пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в том числе Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных. 3. природные объекты и ресурсы под национальной юрисдикцией. Например, массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского госзаповедника, озеро Байкал, признанные в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 участками всемирного природного наследия. Сюда же относятся иные природные ресурсы, полностью находящиеся под национальной юрисдикцией, но отношения по поводу которых регулируются международными правовыми нормами. Международное право ОС — это динамично развивающаяся отрасль международного права и его науки. Его источники следует рассмотреть в историческом аспекте. При отсутствии международных договоров межгосударственные отношения регулировались на основе международных обычаев. Один из признанных обычаев был основан на принципе непричинения ущерба ОС соседнего государства. С учетом этого принципа принимались решения международных судов. На современном этапе источники международного права окружающей среды подразделяются на два вида: 1. закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова (" твердое", обязательное право); например, Конвенция по защите Черного моря от загрязнения, Соглашение об охране полярных (белых) медведей. 2. содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом (" мягкое", рекомендательное, право), например Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде. Особым источником международного права ОС являются носящие обязательный характер решения некоторых международных организаций - Генеральной Ассамблеи ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и другие.
Международное экологическое право– это сформировавшаяся в качестве самостоятельной отрасли права совокупность общепризнанных принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения, возникающие между государствами и другими субъектами международного права, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны природных объектов, имеющих общепланетарное значение в интересах как ныне живущих, так и будущих поколений. В соответствии со Статутом Международного суда ООН источниками международного права охраны ОС являются: Источники международного экоправа разделяются:
44. Международные экологические организации, международные конференции по окружающей среде. Некоторые из организаций специально созданы для охраны ОС, другие - выполняют отдельные функции по ее охране. С точки зрения правового статуса международные экоорганизации можно разделить на межправительственные и неправительственные (МНПО). Большой вклад в решение проблем охраны ОС вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН - Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная Организация Труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие. В 1972 был учрежден новый межправительственный орган по вопросам охраны ОС в рамках ООН - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП занимает положение основного вспомогательного органа ООН. Через Экономический и Социальный Совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН. В структуре ЮНЕП имеется три основных подразделения: 1. Совет управляющих для обсуждения основных вопросов международного сотрудничества в области охраны ОС; 2. секретариат во главе с исполнительным директором. 3. фонд ОС создан в целях оказания дополнительной финансовой поддержки международным природоохранительным мероприятиям, которые осуществляются в рамках ЮНЕП. Насчитывается более 200 международных неправительственных организаций - как специализированных на вопросах охраны ОС, так и проявляющих интерес к экопроблемам. Большинство МНПО, обладающих специальной природоохранительной компетенцией, занимаются вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. Среди них Международный совет по охране птиц, Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и другие. Наиболее крупной и авторитетной МНПО является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. Членами МСОП могут быть правительства стран и отдельные госорганы, учреждения, общественные организации, другие коллективы, вносящие свой вклад в дело охраны природы. От Российской Федерации членами МСОП являются Государственный комитет по охране окружающей среды, Всероссийское общество охраны природы и другие. Природоохранительная деятельность МСОП ведется в шести основных направлениях, каждое из которых возглавляется комиссией (по национальным паркам, по политике, праву и управлению и другими). Членами комиссий являются государственные и общественные В этих целях в 1993 по инициативе группы юристов на учредительной конференции в Мехико был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Это неправительственная организация. Деятельность суда регулируется его уставом, в соответствии с которым суд разрешает международные споры по вопросам охраны ОС и природопользования в трех формах: а) путем консультирования заинтересованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации; б) путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, которое устраивает обе стороны. Решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе; в) путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным. Рассмотрение споров в Международном экологическом суде основано на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела.
|