![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель и стратегия проекта
Различают генеральную цель (говорят также — миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 2.3.1). Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия — это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий. Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры: • стратегический анализ; • разработка и выбор стратегии; • реализация стратегии. Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (так называемый SWOT-анализ) [4]. Рис. 2.3.1. Взаимосвязь миссий, целей, сценариев и стратегий развития проектного комплекса (ПК) Фактором внешней среды относят: • технологические (уровень существующих, наличие новых технологий); • ресурсообеспеченность (наличие, доступ); • экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги); • ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество); • социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст); • политические (внешняя, внутренняя, экономическая); • экологические (уровень загрязнения, мероприятия); • конкуренты (количество, размеры, сила). Внутренняя среда включает : • целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей); • маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга); • сбыт (объем продаж, скидки); • каналы распределения (как, через кого продается); • производство (оборудование, технология, площади); • персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура); • снабжение (поставщики, условия и системы поставки); • исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет); • финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние); • номенклатуру продукции (степень диверсификации); • разработку стратегии, исходя из миссии, целей организации, на основе результатов SWOT-анализа. Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях: • корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения); • деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]: 1) стратегию лидерства в издержках; 2) стратегию дифференциации (уникальности по какому-либо направлению); 3) стратегию концентрации на определенных направлениях (на группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта); •функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта). Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты: • географическое месторасположение, в котором будет действовать проект; • выбор корпоративной стратегии;
• выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели; • установку основного соотношения " продукт — рынок" для разработки концепции маркетинга; • функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции; • выбор оптимальной группы клиентов; • основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов; • использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями. Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы. Существенным элементом стратегии является фактор так называемой организационной культуры, включающий (см. также гл. 20): · видение (философию) организации; · господствующие ценности; · нормы и правила поведения; · ожидания предстоящих изменений; · процедуры и поведенческие ритуалы.
|