Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эластичность предложения и его измерение.
Как и спрос, количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - от рыночной цены товара. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. При тех же самых оговорках различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения.
Эластичность предложения Величина предложения, так же как и спроса, зависит от цены продаваемого товара. При прочих равных условиях повышение рыночной цены стимулирует производителей предлагать на рынке большее количество товара и, тем самым, извлекать больше доходов. Снижение цены, наоборот, сокращает доходы продавцов, и они склонны уменьшать величину предложения. Поскольку зависимость цены и величины предложения существует, можно определить эластичность предложения по цене, т.е. измерить эту зависимость. Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство (предложение) той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения: где Q0 и Q1 – предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 – цены до и после изменения; s – эластичность предложения. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса и издержками, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос (см. гл. 11). Поэтому фактор времени – важнейший в определении показателя эластичности. Как правило, при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
|