Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальное отклонение: природа, типы, критерии
Девиантное поведение – отклонение о принятых в обществе норм. Виды отклонения: ü Дериквентное – это отклонение, которое наносит серьезный ущерб здоровью и безопасности граждан, а также серьезный урон обществу и государству. ü Первичное и вторичное отклонение. Первичное – не предусматривает специальных санкций, а также специальных субъектов (институтов, которые эти санкции осуществляют) Вторичное – предусматривает формальные санкции, осуществляемые специальными субъектами (институтами) ü Пограничное – не воспринимается как явное отклонение. ü «Преступники без жертв» - люди, которые наносят вред, прежде всего, себе. ü Случайное и целенаправленное отклонение. Случайное – незапланированное отклонение. Целенаправленное – запланированное отклонение. При неблагоприятных условиях внешней среды и незрелости эмоциональной и психической сферы становление поведения несовершеннолетнего может осуществляться следующим образом: нормальное поведение – девиантное поведение (алкоголизм, наркотизм, уход из дома) – делинквентное поведение в форме совершения правонарушений – преступное поведение (совершение преступлений). Д. З. Зиядова выделяет 8 этапов формирования преступного поведения. Начинается все с проявления незначительных отклонений от общественно значимых норм и правил в поведении. При отсутствии проведения профилактической работы, эти проявления приобретают систематический, осознанный, целенаправленный характер. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами. Будем рассматривать причины социальных патологий, т.к. именно они являются объектом внимания социальных педагогов и социальных работников. 1. Социальные причины. Социальные условия играют определенную роль в происхождении преступного поведения. К ним, прежде всего, относятся: ü малые социальные группы (прежде всего семья, группа сверстников); ü школа; ü многоуровневые общественные процессы (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни). К социальным причинам так же следует отнести социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, нестабильность социально-экономической ситуации, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу, низкий морально-нравственный уровень современного общества, разрушение ценностей, в первую очередь духовных, падения нравов, нейтральное отношение общества к проявлениям преступного поведения, негативное влияние СМИ. 2. Морально-этические причины: низкий морально-нравственный уровень современного общества; бездуховность общества; утрата моральных ценностей; падение нравов; равнодушие общества к многим детским проблемам; алкоголизация и наркотизация населения. (Так. в 2009 г. в РБ окончено предварительное расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии – 5 404, из них в Витебской области совершено -712) 3.Социально-педагогические причины: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе; падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.; (Американская психологическая ассоциация установила, что ребенок за весь период обучения в начальной школе видит по телевизору в среднем 8000 убийств и 100000 актов различного рода насилий); учителя в школе больше внимания уделяют успевающим детям, а не тем, кто имеет проблемы в обучении; отсутствие систематической профилактической работы, неуверенность подростков и молодежи в завтрашнем дне. 4. Семья как причина девиантного поведения. В семье факторами риска следует рассматривать такие характеристики семьи как: характер взаимоотношений и общения в семье; воспитательный потенциал семьи; структуру семьи; социально-бытовые условия; психологический микроклимат; образовательный и культурный уровень родителей. Такие семьи как с противоречивыми требованиями к детям, гиперсоциальные, гипосоциальные, педагогически несостоятельные могут стать причиной девиантного поведения детей и подростков. Вместе с тем доказано, что криминальная активность подростков не зависит от материального благополучия семьи. Мировая статистика такова: 50% - дети из неблагополучных и малообеспеченных семей и 50% - дети, с отклоняющимся поведением, которые воспитывались во вполне благополучных семьях. Формированию преступного поведения способствует наличие следующих факторов в семье: употребление родителями спиртных напитков; отсутствие контроля над подростком (54%); жестокое обращение одного либо обоих родителей в отношении к подростку, другим членам семьи (48%); трудное материальное положение (20%); нахождение родственников в местах лишения свободы (13%); отсутствие одного из родителей в семье (11%); усиленный контроль и опека над подростком (8%).
|