Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рынок монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. По этому, на данном рынке имеет место власть над ценой товара, он она не очень высока. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая конкуренция предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а дифференцированную продукцию и тем самым становится своеобразным монополистом своей торговой марки. В результате потребитель готов платить большую цену за тот или иной товар, считая эту продукцию лучше, чем остальные товары на рынке. На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Фирмы вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции. Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль. Данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию. Снижение цены в краткосрочном периоде могло бы помочь расширить рынок за счет конкурентов и получить сверхприбыль. Эластичность спроса здесь не высока, и получить сверхприбыль затруднительно, фирмы стремятся использовать неценовую конкуренцию. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции достигается при равенстве: МС = MR (точка Е) (рис.19). Рис.19. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся капитал. Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания.
|