Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Олигополия. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от двух до двенадцати), и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородной, так и дифференцированной. Существование олигополии связано с ограничениями входа на рынок. Одно из них – необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, т.к. последняя является наиболее эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, олигополисты используют неценовые методы борьбы (технологичность, качество, гарантии, реклама). Характерная особенность олигополистического рынка – зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов, поэтому наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Предположим, что в определенный момент у олигополиста сложилась комбинация цены и выпуска В (P=7 ден.ед., Q=4 ед.). Если олигополист уменьшит цену, то некоторые конкуренты, опасаясь сокращения своих продаж, скорее всего, последуют примеру олигополиста (рис.20). Поэтому, снижая цену, олигополист вряд ли существенно увеличу объем продаж. Если же олигополист увеличит свою цену, конкуренты, стремясь к увеличению своих продаж, наоборот, скорее всего, не последуют его примеру, они сохранят свои цены на относительно более низком уровне и таким образом, привлекут к себе часть покупателей олигополиста. Наклон кривой спроса олигополиста определяется, как мы уже знаем, не только предпочтениями потребителей, но и реакцией на его действия других олигополистов. Рис. 20. Модель ломаной кривой спроса
Олигополист в своих действиях исходит из наименее благоприятного для него варианта реакции: в случае повышения им цены хотя бы некоторые из его соперников последуют его примеру, а в случае снижения они сохранят свои цены на прежнем уровне. Излом кривой спроса (D) означает разрыв кривой предельной выручки (MR1 – MR2), при соответствующем точке В объеме выпуска (Q). При снижении цены, олигополист рассчитывает лишь на весьма скромный прирост выручки, тогда как при ее повышении выручка может сократиться на значительно большую величину.
|