![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинарские занятия.
Занятие 1 (8 ч.) Тема: Социальная структура общества: социально-психологический аспект. 1) Большие и малые социальные группы. 2) Опосредованный характер отношений как специфическая особенность социально-психологической характеристики. 3) Социально-психологический аспект образа жизни и ценностно-ориентированная психология больших социальных групп. 4) Виды малых групп. 5) Социометрические методы изучения малых групп. Занятие 2(10 ч.) 1. Упражнение «Выбрось пальцы» Назначение: проверка умения группы действовать согласованно. Ведущий предлагает участникам группы «выбросить пальцы». Упражнение повторяется до тех пор, пока все участники не выбросят одинаковое количество пальцев. Обычно 5-7 попыток бывает достаточно для того, чтобы группа сориентировалась в ситуации и начала действовать согласованно. 2. Упражнение «Без маски» Назначение: а) Формирование доверительных отношений в группе. б)Развитие коммуникативных способностей (спонтанности и искренности высказывания). Все участники, по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга и сразу же начинают высказываться. [ см. 5 ] 3. Тест «Рисунок семьи»: Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. [ см. 25 ] 4. Методика выявления социометрической структуры групп. Назначение: Выявление неформального лидера группы. Распределение статусов. Эмоциональная сплочённость группы. Через кого лучше оказывать влияние на конкретного учащегося. [см. 23, с.446] 5. Тренинг: Умение вести разговор Цель тренинга: снизить тревожность, связанную с межличностным общением и попрактиковаться в коммуникативных умениях. [см. 23, с.48] Контрольные вопросы, тесты и задания для самостоятельной работы (18ч.) Вопросы: 1. Назовите основные психологические особенности больших и малых социальных групп. 2. Как соотносится психологическая атмосфера групп со стилем работы руководителя? Приведите примеры. 3. Подумайте, чем можно компенсировать атомизацию человеческих отношений в урбанизированной среде? 4. Назовите факторы, лежащие в основе сплочённости группы. 5. Понятие социальной группы, классификация групп. 6. Классовые, этнические, профессиональные, половозрастные группы, их психология. 7. Национальные особенности психологии людей. 8. Понятие «малой группы» в социальной психологии. 9. Условные и реальные группы. 10. Проблема контактности и гомфотерности групп. 11. Принципы группового совместного действия. 12. Общность целей и интересов в группе. 13. Психология индивидуализма, корпоративности и коллективизма. 14. Психология антиобщественных групп. 15. Психологические характеристики группы как субъекта деятельности. Тесты и задания: 1. Игра «Кораблекрушение». Отрабатываются процедуры «мозгового штурма», генерации идей, коллективной рефлексии, углубляется понимание роли эмоциональных факторов в условиях группового принятия решений. [ см. 18, с.13] 2. Социометрические методы в познании межличностных отношений. Занятие проводится в форме игры. Слушатели овладевают методом составления социометрических карточек и их анализа. Составляются карточки: «группа как объект руководства» и др. [ см. 18, с.13] 3. Психоанализ и саморегуляция. Групповая рефлексия. Занятие проводится в форме релаксационных упражнений, процедур аутотренинга, самовнушения и саморегуляции психических состояний. [см. 18, с.14]. 4. Составьте социометрические карточки вашей семьи, учебной группы, используя комплекс социометрических карт, характеризующих различные состояния группы: направленность, организованность, психологическое единство группы, психологический климат [см. 18, с.45]. 5. Проанализируйте причины возникновения массовых психических состояний. Г.Лебон пишет: «Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или умы, одного из превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворённая толпа представляет временный организм, образовавшийся из разнородных элементов на одно мгновение соединившихся вместе подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие путём этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех которыми обладает каждая клетка в отдельности.» [см. 10, с.43]. 6. Метод исследования совместимости. Для исследования совместимости используется гомеостатическая установка Румянцевой. Установка состоит из двух частей; полого металлического стержня, укреплённого на металлической платформе, и металлического кольца, по окружности которого равномерно распределены 4 отверстия. В них закреплены капроновые шпагаты длиной от 4 до 6 метров. Другой конец шпагата снабжён ручкой для захвата их испытуемыми. Испытуемые (4 человека) должны уравновесить кольцо над металлическим стержнем и точно (без касания о стержень) надеть кольцо до основания стержня. Касание кольца о стержень сопровождается звуком и считается ошибкой. Инструкции испытуемым: а) надеть кольцо на стержень как можно быстрее; б) надеть кольцо на стержень как можно точнее. Остальные члены группы проводят наблюдения, выявляют лидера, определяют степень совместимости. 7. На телефонной станции постоянно возникают конфликты между её сотрудниками и клиентами из-за ошибок, допускаемых при обслуживании. Как, по вашему мнению можно уладить конфликт в коллективе? [см. 19, с.39] 8. Проверьте себя и окружающих вас людей (дома и на производстве) психогеометрическим тестом, какую коррекцию следует осуществить, чтобы сохранить значимые для вас отношения [см. 10, с.60]. 9. К. Левин поставил эксперимент на выявление роли стиля руководства группой в совершающихся групповых процессах. Для наблюдения были взяты три группы школьников. Им было дано задание делать игрушки из папье-маше. В каждую группу был назначен заранее подготовленный руководитель, олицетворяющий один из известных трёх типов: авторитарный, демократический, анархический (либеральный). Далее специалисты вели наблюдение за работой и поведением детей. Как вы думаете, что они увидели? Как вели себя дети в группах при этих руководителях? [см. 17, с.41]. 10. Интернациональный экипаж из семи человек на крохотной папирусной лодке оказались в огромном океане. Предположите, какие отношения сложились в этой маленькой формальной группе? [см. 17, с.47].
Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.-376. 2. Алексеева А.А., Громова Л.А. Психология для менеджеров. 1991. 3. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., МГУ, 1983 4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990 5. Галперин Г.В. Психология личности: М.: Прогресс, 1987. 6. Десев Л. Психология малых групп. М.: Прогресс, 1979 7. Диденко И. Проблемы межличностных отношений: аспект // Прикладная психология и психоанализ. –1998.-№5-6. – с.33-41 8. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1989. 9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретический и прикладной аспекты. – М.: Издательство МГУ, 1991-205с. 10. Ковалевич В.Т., Козлов А.А. Социально-психологические и экономические аспекты управления социально-производственными системами. –Красноярск: КрасГАСА, 1998. 116с. 11. Лебон Г. Психология нравов и масс. СПБ: издательство Павленкова, 1896. 12. Левыкин И.Т., Барская О.Л. Состояние и динамика благополучия самочувствия социальных групп и личности// Образ жизни в условиях перестройки: динамика, тенденции, противоречия. М., 1992. 13. Морено Д. Социометрия. М.: Издательство иностран. Литература 1965. 14. Старосьцяк Е. Элементы науки управления. М.: Прогресс, 1965. 15. Сенкевич Ю.А. На РА через Атлантику. Л.: Гидрометеоиздат, 1973. 16. Сороковой А.Г. Социально-психологические основы производства. М.: Экономика, 1971. 17. Социальная психология: Учебное пособие, часть1/под ред. В.Т.Ковалевич; КГТУ. Красноярск, 1994. 159с. 18. Социальная психология: Методические указания для студентов заочного факультета. Сост. В.Т. Ковалевич, М.М. Носкова, С.В.Зиборова; КрПИ. Красноярск, 1993. 52с. 19. Социальная психология: тесты, задания и упражнения, часть 2. / Под ред. В.Т. Ковалевич; КГТУ. Красноярск, 1994. 76. 20. Титоренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль. 1987. 21. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «я»// Диалог 1990. №12. 22. Шихирев П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений// Психологический журнал. 1992. Т.13. №1 23. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. - М.: Аст; Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.-540с. 24. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995.-544с.
|