Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религия как социокультурное явление. Структура и социальные функции религии.
Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Представляет собой сложный социокультурный феномен, являясь одновременно типом мировоззрения, социальным институтом и способом организации общества. Религия – результат развития общественных сил. Всякое религиозное учение отражает то общество, в котором оно существует. Религия - способ преодоления противоречий человеческой жизни. Человек находится во власти противоречий между биологическим и социальным, между личным и общественным, поэтому постоянно испытывает чувство неудовлетворенности собой или окружающим миром. Религия дает возможность разрешить эти противоречия. Она является отражением действительности. Всякое религиозное учение отражает ту среду, в которой формируется (животный и растительный мир, климатические особенности, занятия людей, общественное устройство. Религия выступает как общественная подсистема. Религиозные организации занимают определенное место в обществе и играют определенную роль. Религия есть феномен культуры. Религиозные ценности приобретают характер общекультурный, общечеловеческий. Религия сохраняет человеческий опыт и способствует его распространению во времени и пространстве. Религия как тип мировоззрения: предполагает освоение мира через его удвоение (потусторонний и земной). Основа религиозного мировоззрения – вера в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера выступает как психологический механизм приведения в соответствие религиозных представлений и окружающей действительности. Религиозные представления – продукт исторического развития общества. Религия предлагает свои ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Признаки религии, как социального института: Особый тип регламентации, механизмы регуляции поведения верующих имеют обязывающий характер; Определенность функций, прав и обязанностей каждого участника религиозного взаимодействия; Обезличенность прав и обязанностей участников религиозного взаимодействия; Разделение и профессионализация выполнения религиозных функций, подготовка специальных кадров для выполнения религиозной деятельности; Особые религиозные ценности, нормы и образцы поведения; Наличие религиозных учреждений, зданий, предметов культа. Религиозная организация - объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов. Виды религиозных организаций: Религиозная община; Церковь; Секта; Деноминация; Культ Структура религии: 1) Религиозное сознание(Основано на какой-либо форме представлений о сверхъестественном (вера в Бога, Абсолют, наделение сверхъестественными чертами живущих людей или реально существующих предметов). Важным компонентом религиозного сознания является наличие веры. 2) Религиозная деятельность и религиозные отношения ( Представляет собой культовую практику, представленную различными обрядами, таинствами, молитвами и богослужением. Включает также и общественную деятельность религиозных организаций (просветительскую, издательскую, благотворительную). Религиозные отношения возможны как между представителями одной религиозной организации, так и между различными организациями, между верующими и неверующими. Могут быть мирными, взаимоуважительными, или неприязненными, враждебными. Включают также отношения между различными уровнями иерархии внутри одной конфессии, отношения церкви и государства). 3) Религиозные организации(Выделяют следующие типы: община, церковь, секта, деноминация, культ; Социальные роли религиозных организаций могут изменяться в зависимости от ряда условий (конфессиональной принадлежности, конкретной исторической ситуации, отношения с государством) Функции религии: 1. Компенсаторная (религия компенсирует человеку несовершенство окружающего мира или его самого, обеспечивает чувство уверенности, надежды на лучшее, помогает преодолеть личные проблемы и кризисы) 2. Мировоззренческая (религия как тип мировоззрения дает ответы на вопросы об устройстве мира, предназначении в нем человека, смысле жизни и т.п.) 3. Коммуникативная (религия дает людям возможность общения без государственных, языковых, этнических и прочих различий) 4. Нормативная ( религия регламентирует повседневную жизнь человека, устанавливает правила и ценности для различных сфер общества)
22. Социодинамика религиозных систем: процессы институционализации, сакрализации и секуляризации религии. Процесс институционализации - процесс объединения самостоятельных религиозных групп в единую иерархически оформленную религиозную структуру с разветвленной системой контролирующих и управляющих учреждений. Это процесс становления религии как социального института. Предпосылки институционализации религии: 1. Возникновение религиозных обществ, потребности в социально-религиозной деятельности, наличие социально-экономических и политических условий для реализации этих потребностей. 2. Возникновение и развитие необходимых организационных религиозных структур и связанных с ними религиозных норм, и регуляторов социального поведения. 3. Усвоение индивидами религиозных норм и ценностей как новых социальных норм, формирование на их основе системы религиозных потребностей, ценностных ориентаций и ожиданий личности. Этапы становления религии как социального института: 1) возникновение социальной потребности, предусматривающей религиозную деятельность и организацию; 2) формирование общих религиозных ценностей и целей; 3) практическое применение религиозных норм и правил, а также процедур с ними связанных; 4) формирование системы санкций для поддержания религиозных норм и правил; 5) формирование системы религиозных статусов и ролей; 6) создание религиозных организаций и учреждений. Процесс институционализации религии завершается её интеграцией в существующую социальную систему; определением места религиозной деятельности в структуре существующих общественных отношений. Сакрализация - процесс вовлечения в сферу религиозного регулирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов.Сакрализация включает введение обрядов, символов, верований, связанных с понятием «священного»; а также создание вероучения, его утверждение и канонизацию (признание священным). Секуляризация - процесс, противоположный сакрализации, т.е. процесс освобождения из сферы религиозного регулирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Секуляризация – это процесс обмирщения, когда определенные сферы жизнедеятельности освобождаются от религиозной сферы, становятся независимыми от неё.
|