Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности работы ДУ с людьми зрелого возраста






Древние греки называли этот возраст порой «акме», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, цветущую пору, то есть момент наиболее полного расцвета человеческой личности, тождественности себе.

Акмеология – это наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин).

Этот период охватывает от 30 до 60 лет. И в некоторых периодизациях выделяются подпериоды: переходный (30-35), зрелость (35-50), пожилой возраст (51-60).

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

· по мнению многих психологов, собственно развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;

· другая точка зрения состоит в том, что этот возраст считается не просто как этап сохранения всего приобретенного ранее, а как фаза дальнейшего развития личности, где достигается пик творческого подхода к жизненным проблемам. Следствием позитивного развития в этот период является достижение чувства самоактуализации;

· в исследованиях Ананьева было показано, что перестраивается в рамках параметров взрослости, как физическое состояние человека, так и его характеристики как личности и субъекта деятельности. Признаком зрелости является сознание ответственности и стремление к ней;

· существует и такое мнение по ряду авторов, что средний возраст является временем наибольшей тревоги, депрессии, страха, смерти, стресса и кризисов: кризис середины жизни (40-45 лет Джекс, 1965) или «десятилетие роковой черты» (35-45 Ший, 1976).

Главная характеристика: осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью существования. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Направленность кризиса определяется природной предрасположенностью, качеством прожитой жизнью, запасом физической прочности, ценностными ориентациями, знаниями и умениями как субъекта деятельности.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

Выход в стадию стабилизации: переформулировка целей, ориентированных на реалистичную и сдержанную точку зрения; осознание ограниченности времени жизни всякого человека; собственное Я лишается своего исключительного положения, ориентации на семью, друзей; наблюдается все усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, ограничиваться в планах на будущее; тенденция чувствовать свое собственное положение вполне приличным.

Современные исследователи показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психическое явление как кризис идентичности. Под кризисом идентичности понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной группе, в обществе и т.д.

Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности.

Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений; специфика творческой трудовой деятельности.

Разрешение кризиса: на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, что означает найти себе и своему Я место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

Характер проблем и их разрешение различаются у мужчин и женщин.

Интеллектуальное развитие людей зрелого возраста. Оптимум объема и избирательности внимания в 33 года, его устойчивости – 34. Пик невербального интеллекта – 32, 33 года, после идет снижение его уровня.

Интеллектуальная способность определяется: внутренними и внешними факторами (одаренность и образование). Держится на высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам. Критическими периодами в развитии интеллекта: 20, 23, 31, 34, 43, 43 года. Сензитивными периодами: 19, 24, 25, 30, 44, 49. Творческая деятельность связана с характером деятельности.

Характеристика психофизиологической природы зрелости:

1. стабилизация функциональных уровней основных деятельностей и образование долгого стационарного состояния, (генетическая психология);

2. постепенное, не фронтальное, а гетерохронное протекание инволюционных процессов, (геронтология);

3. наличие процессов становления, структурно-динамических преобразований конструктивного характера.

Таким образом, природа психофизиологического развития зрелости разнородна и противоречива. Прослеживается взаимосвязь физиологических изменений с психическим функционированием личности.

Если в работе досуговых учреждений с молодежью ее специфические запросы и интересы в какой-то мере находят свое выражение, то по отношению к возрастной группе от 30 лет до пенсионного возраста проблема дифференцированного подхода не только не решена, но даже и не поставлена.

Период от 30 до 55-60 лет получил название среднего или зрелого возраста. Более чем какая-либо другая возрастная группа, люди 30-35 лет и старше вовлечены в общественную деятельность, являясь руководителями в различных сферах общественного производства, предпринимателями.

Для образа жизни этой возрастной группы характерна большая трудовая и общественная нагрузка. Однако в возрасте ближе к пенсионному творческий потенциал снижается, а также снижается и культурная активность.

По данным социологов, максимум затрат времени на культурную деятельность приходится в возрасте 15-19 лет а минимум – на 35-39 лет. По сравнению с молодым возрастом значительно снижается количество посещений кино, театров, спортивных зрелищ, участие в кружках художественной самодеятельности.

Для вовлечения данной возрастной группы в клубную деятельность работникам досуговой сферы необходимо знать социальные особенности и потребности населения.

Возрастная группа, объединяющая людей старше 35 лет, достаточно активно высказала заинтересованность в таких массовых мероприятиях, как вечера отдыха, концерты, конкурсно-развлекательные программы.

Возрастную группу людей старше 30, 35 лет интересуют такие формы работы, в процессе которых они могут приобрести знания, навыки и умения, дающие возможность использовать их в быту, в семье.

Среди этих форм – любительские объединения садоводов, огородников, цветоводов. Таких людей много среди жителей небольших поселков, сел, городов. Необходимо выявлять их, находить способы привлечения в досуговое учреждение путем организации конкурсов, выставок и т.д.

Данная возрастная группа может посещать и кружки прикладного творчества: резьба по дереву, чеканка, вышивание, вязание и др.

Можно в досуговом учреждении создать и общественную мастерскую, в которой можно сделать и отремонтировать предметы домашнего обихода, радиоаппаратуру.

Мероприятия по пропаганде педагогических знаний, детской педагогики и психологии, семейного воспитания, могут найти среди этой возрастной группы активную аудиторию.

В практике ведется работа по организации семейных клубов.

Удовлетворение культурных потребностей данной возрастной группы может быть связана с занятием спортом и физкультурой. Клубы любителей бега объединяют, главным образом, людей зрелого возраста. По данным лаборатории туризма и путешествий, наиболее активными туристами являются группы населения в возрасте от 35 до 50 лет, то есть определенная часть людей зрелого возраста оказывается втянутой в туризм и путешествия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал