Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек как объект научного познания






Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек – центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.

2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.

Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Современный немецкий ученый Э. Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:

1) изучение человека метафизикой (античность).

2) изучение человека теологией (средневековье),

3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

Для исследования человека как весьма сложного объекта научного познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.

Прежде всего, человек – это высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Понятие человек- понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека.

Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется понятие " индивид". Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.

Личность – это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность- это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.

Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек – это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.

По природе своей человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он – автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности людей носят конкретно-исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности. Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он – вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве своей беcпокойной духовной и физической энергии.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация – это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.

Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создавать орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.

Философский взгляд на проблему человека, как объекта познания менялся с течением времени. Проследить эволюцию философских взглядов на человека можно с очень ранних времен. За весь период взгляды на положение человека и его место в системе знаний философии существенно менялись, преобразовывались и эволюционировали. При этом взгляды на место человека менялись в соответствии с общим изменением философских взглядов на все сущее, никогда не выбиваясь из общего потока философской мысли.

Представленные в мировой философии определения природы и сущности человека можно систематизировать по-разному. Остановимся на варианте, разграничивающем три подхода:

субъективистский (человек – это прежде всего его внутренний, субъективный мир);

объективистский (человек – продукт и носитель внешних, объективных условий его существования);

синтезирующий (человек – единство внутренней субъективности и внешней объективности).

Последователи этих подходов либо разделяют понятия " природа" и " сущность" человека, либо – нет. В первом случае под природой человека понимается своеобразие, специфика человека как живого существа, а под сущностью – его определяющее, ведущее, интегрирующее основание.

В философском учении существует три уровня понятия " человек":

1. человек вообще как олицетворение человеческого рода в

целом, родовое существо (пример – фраза " человек – царь

природы");

2. человек конкретно-исторический (первобытный человек

и т. д.);

3. человек отдельно взятый как индивид.

Также необходимо конкретизировать понятие " личность" определяется в зависимости от подхода к природе и сущности человека. В современной отечественной философии, следующей традиции марксизма, личность – это человек как социальное существо, поскольку его сущность сводится к социальности. В течениях, связывающих сущность с духовностью, личность – это человек как существо духовное, разумное и т. д. Иначе говоря, под личностью понимается не " выдающийся человек", а сущностная характеристика человека. Личность так же может быть рассмотрена как личность вообще, личность конкретно-историческая и личность отдельно взятого человека.

Индивидуальность – это целостная неповторимость, самобытность индивида в отличие от типичности, общности.

№57

Многим наверняка знакомо знаменитое высказывание Аристотеля о том, что «человек – это социальное существо”. С точки зрения древнегреческого философа, социальная природа человека являлась ведущей в его жизни. Его идея является весьма логичной: с древнейших времен гарантом самосохранения человека и последующего его воспроизводства в природе было проживание в объединении (хотя бы временного) с другими, так как в группе других людей со сходными целями и задачами гораздо легче жить, чем одному.

Социальная природа человека побуждает людей создавать группы, в первую очередь в человеческом обществе это касается семей. Далее семьи преобразуются в большие группы, члены которых общаются и взаимодействуют друг с другом. Таким образом, рождается общество, и, впоследствии, государство.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо был одним из философов, разработавших социально-экономическую теорию общественного договора.

Согласно этой концепции, людям было выгоднее ограничить свои притязания и жить в обществе, чем вступить в противоречия с ним.

Так, доводы рационального эгоизма приводят людей к заключению «социального контракта», когда они переходят на стадию общественного состояния.

Таким образом, люди частично отказываются от суверенитета и передают его правительству или другому органу власти, чтобы поддержать сложившийся общественный порядок.

Общество можно определить как объединение людей; это социум, которому свойственно производственное и социальное разделение труда. Общество создается самими людьми в результате взаимной договоренности или соглашения. Подобные способы взаимодействия встречаются в природе у многих видов животных, которым необходимо создавать группы для того, чтобы выжить в той или иной среде. Основными отличиями в поведении человека от животного в обществе являются то, что люди используют более сложные типы и способы взаимодействия. Кроме того, поведение человека регулируется не инстинктами, а общественным мнением. Каждый человек обладает определенными общественными функциями; личность же и поведение человека формирует множество факторов, среди которых можно выделить наследственность, воспитание и среду, в которой человек развивается и формируется как личность, то есть общество. Именно оно способствует социализации индивидуума в определенных условиях.

 

Чарльз Дарвин, рассуждая на тему эволюции, говорил о том, что одним из ее результатов стало явление кооперации.

Кооперация – это взаимодействие с другими людьми для достижения взаимной выгоды.

В результате подобного взаимодействия возникает особая иерархическая структура.

Такие свойства общества, как социальное неравенство и борьба, воспринимались Чарльзом Дарвином как необходимые явления и для общества, и для личности.

Тем не менее, подобные явления могут привести к проблеме социализации и интеграции личности в обществе, особенно это касается незащищенных слоев населения.

В целом, социальная природа человека– неисчерпаемая тема. Возникают новые концепции, существующие теории получают дальнейшее развитие, таким образом предоставляя нам пищу для дальнейших размышлений о природе homo sapiens.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал