Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3.3. Авторская пунктуация в поэзии Б. Пастернака
Борис Пастернак " выдвинул" свои стихи на одно из первых мест в мощном поэтическом потоке 1910-1920 годов. Его творчество знаменито слиянием мастерства и тональности, поэтики и пафоса, но, как пишет исследователь творчества Пастернака В. Альфонсов, многие читатели и критики не воспринимали разные стороны его творчества в единстве, для каждого его стихотворение было неким гордиевым узлом. Долгое время поэзия Пастернака была предметом многих споров. Сегодня образ поэта предстает перед нами все яснее, но вряд ли разгадан до конца. " Пастернак неисчерпаем", - пишет В. Альфонсов, многие особенности его творчества нельзя объяснить как заурядное явление [1, с. 45]. Синтаксис играет немаловажную роль в поэзии Б. Пастернака, " усложненный, громоздкий, но на удивление правильный". Его конструкция " держит" стихотворение, не дает рассыпаться хаосом разрозненных образов. " Интонация переносит читателя, как буер - через полынью" [1, с. 50]. Итак, какие приемы авторской пунктуации делают стихи Б. Пастернака узнаваемыми и по-особенному выразительными? Борис Пастернак прибегает к экспрессивному расчленению восклицательных предложений с однородными членами при помощи восклицательных знаков: Гроза в воротах! на дворе! Преображаясь и дурея, Во тьме, в раскатах, в серебре, Она бежит по галерее... (" Июльская гроза, 1915 г.)
Такой прием позволяет автору, с одной стороны, в динамике передать действие стихии, ее неуклонное приближение, ее неизбежность не только глагольными формами, но и рядами однородных членов; с другой стороны, знаки препинания в совокупности с лексическими средствами и грамматической структурой усиливают восхищение автора действием сил природы, эмоциональное восприятие ее. К авторскому приему использования средств пунктуации можно отнести экспрессивное членение текста предложения с помощью сочетания " запятая + тире". Авторское тире или подчеркивает деление предложения на две части, или обозначает добавочный характер второго сообщения. Умеющий, - так как он всевидящ, Унять, как временную блажь, Любое, с чем к нему не выйдешь, Огромный, восьмиверстный сад. (" Волны", 1931)
Шепчу? - Нет, нет. - С ликером, и покрепче. Шепчу не я, - вишневки чернота. Карениной, - так той дорожный сцепщик В бреду под чепчик что-то бормотал". (" Спекторский")
В данном отрывке авторская пунктуация способствует передаче эмоционального состояния героя, его смятение, потрясение. Тире часто используется поэтом для придания стихотворениям большей экспрессивности: О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью - убивают, Нахлынут горлом и убьют! (" О, знал бы я, что так бывает...", 1931)
С помощью тире Пастернак подчёркивает динамичность, резкость, быструю смену событий. Используя тире, автор разрывает интонационную плавность фразы и тем самым придает ей эмоциональную напряжённость и остроту, переживаемые почти трагически в моменты творчества. К постановке тире располагают многие пунктуационные ситуации: тире между подлежащим и сказуемым, перед обобщающими словами, при выделении приложений, вставных конструкций, между частями сложного бессоюзного предложения и т. д. В некоторых стихотворениях Борис Пастернак совмещает нормативное использование тире наряду с авторским приемом:
Стоят деревья у воды, И полдень с берега крутого Закинул облака в пруды, Как переметы рыболова. Как невод, тонет небосвод, И в это небо, точно в сети, Толпа купальщиков плывёт - Мужчины, женщины и дети. (" Ева")
Итак, есть основания полагать, что среди авторских знаков, используемых Б.П.Пастернаком, особая роль отводится тире, функциональные возможности которого расширяются в поэтических текстах
|