Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика использования песенного материала






 

Использование каждой песни предусматривает введение, активизацию и закрепление лексического и грамматического материала. Можно назвать это лексической (ЛД) и грамматической доминантой (ГД) той или иной песни. Наличие одной из таких доминант определяет место каждой песни в учебном процессе.

Определенную помощь в работе с песенным материалом мо­гут оказать слова и выражения школьного обихода, способству­ющие созданию благоприятного взаимодействия между учителем и учащимися.

Песни могут быть использованы в следующих случаях:

1) На уроках введения нового языкового материала и его первичного закрепления. Как показывает опыт, наибольшую ценность песни на английском языке представляют на этапе тренировки и закрепления нового лексико-грамматического материала и использования этого материала в новых ситуациях. При этом работу с песней рекомендуется проводить на основе пассивного владения им и последующего перевода его в активный словарь с помощью условно-речевых упражнений. Не вызывает сомнения тот факт, что песни могут быть применены на любой из этих стадий. Однако, как показывает практика, наибольшую ценность в дидактическом и методическом планах данный экстралингвистический материал представляет на последних двух стадиях.

2) На уроках повторной тренировки. Специально подобранные песни содержат определенный лексико-грамматический материал, который был введен вместе с разучиванием песни. Повторное использование песенного материала позволяет осуществить дальнейшую тренировку ранее введенного и первично закрепленного материала.

3) На уроках практики устной речи. Речевые упражнения могут быть построены таким образом, чтобы в процессе их выполнения лексико-грамматический материал мог быть актуализирован и переведен в речь.

Работе над песней рекомендуется отводить 2О-25 минут в неделю, регулярно на каждом уроке (по 3-5 мин), что не должно отрицательно отразиться на учебном процессе в целом.

Что касается этапов урока, когда ПМ может быть применен, то они могут быть весьма различными. В зависимости от методической задачи отдельного этапа ПМ рекомендуется использовать:

1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

2) на этапах введения и закрепления лексического и грамматического материала;

3) на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;

4) как своего рода релаксацию в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Методика работы над песней предполагает следующие стадии введения и активизации лексико-грамматического материала песни:

· стадия восприятия (непосредственное вовлечение учащихся в работу над песней);

· введение и первичное закрепление лексико-грамматического материала песни;

· стадия трансформации языкового материала песни;

· стадия репродукции;

· стадия комбинирования лексического и грамматического материала песни.

В соответствии с этапами урока последовательность работы с песней может быть следующей:

1. Краткое вступительное слово о песне (ее характер, основное содержание, история создания и т.д.), которое позволяет учителю сообщить краткую информацию о песне, логически связывая его с предыдущим этапом урока. При необходимости учитель выделяет в тексте песни то грамматическое явление и те новые слова, которые требуют комментария.

На этом этапе перед прослушиванием песни учащимся предлагается обратить внимание на характер песни (лирическая, шуточная и т.д.) и средствах, указывающих на это.

2. Первое музыкальное предъявление песни. На этом этапе происходит первое знакомство с музыкальной стороной песни и целостное ее восприятие. С этой целью песня прослушивается учащимися с начала до конца.

3. После первого прослушивания учитель с помощью вопросов проверяет степень понимания текста песни и выявляет непонятные или неизвестные слова. При регулярном и систематическом выполнении подобного задания учащиеся привыкают быть внимательными (у них развивается слуховая память и внимание) и они, как показывает практика, справляются с ним без особого труда.

Проверка глубины понимания содержания песни. Для обеспечения понимания каждого слова и грамматической конструкции песни учитель использует дословный перевод на родной язык (к этой работе постепенно можно привлекать и учащихся). На более продвинутом этапе обучения полезно обращать внимание учащихся на способы выражения той или иной мысли средствами иностранного языка. Как показал опыт работы с песенным материалом, лучше всего применять подстрочный перевод используемой на данном уроке песни.

4. Фонетическая отработка текста песни. Основным принципом освоения фонетической стороны песни (произношение слов, ритмико-интонационный аспект предложений) является принцип воспроизведения путем имитации вслед за исполнителем или учителем, который обращает внимание учащихся на темп и правильность произнесения и чтения отдельных слов и текста в целом. Учащимся очень нравится читать тексты песни в разных темпах с постепенным ускорением, с разным ритмическим рисунком, с разным прагматическим заданием, типа: «Прочтите этот текст, будто вы уговариваете (укоряете, хвалите, приказываете и т.д.) кого-то».

После этого класс слушает песню повторно с параллельным чтением текста, для чего он записывается на доску или раздается учащимся в отпечатанном виде.

5. Разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни вслед за певцом (или учителем).

На всю процедуру ознакомления с песней на первом уроке уходит 5-1О минут урока. Песни, отобранные в соответствии с темой, логично вписываются в его структуру, оживляют его, создают благоприятный психологический климат для формирования и совершенствования речевых навыков и умений.

На последующих двух-трех уроках песня повторяется один или два раза с целью прочного ее запоминания. При этом в памяти учащихся закрепляются необходимые словосочетания и грамматические структуры.

При прохождении новой грамматической темы, как показывает практика, учащиеся легко вспоминают эти грамматические структуры и употребляют их в своей речи в новых ситуациях. В дальнейшем песня может быть использована как эффективное средство закрепления и повторения нового лексико-грамматического материала урока.

Использование песенного материала целесообразно связывать с развитием всех видов речевой деятельности.

Сам процесс разучивания основан на многократном прослушивании. Из песен, предложенных ниже, можно составить программу концерта и устроить конкурс меломанов или переводчиков. В процессе выполнения требований конкурса у учащихся существенно повышается мотивация на аудирование незнакомого песенного текста. Перед первым предъявлением песни могут быть использованы также тексты для аудирования, подготавливающие учащихся к восприятию песни.

Собственный опыт, а также изучение опыта некоторых пе­редовых учителей иностранного языка показывают, что процент усвоения песенного материала существенно возрастает с 3О% - 4О% (после трехкратного исполнения на первом занятии) до 8О% - 9О%, если песня исполняется по одному разу на уроке с не­дельным промежутком между каждым из них еще три раза.

Наши исследования показали, что после шестикратного исполнения по схеме (3 + 1 + 1 + 1) песня из 1О6 слов за­поминается надолго. Примерно через 12 месяцев со дня первой презентации песни 8О% учащихся воспроизвели песенный текст в полном объеме.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал