Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и классификации источников экологического права.
Источники – это нормативно-правовые акты, направленные на регулирование экологических отношений. Все источники экологического права следует классифицировать по следующим основаниям. Во-первых, по юридической силе (это основное деление): законы и подзаконные акты. В числе ныне существующих законов: Основной закон – Конституция РФ. Среди ФКЗ – наибольшее значение имеет ФКЗ «О правительстве», так как Правительство наделяется большими полномочиями в сфере координирования в экологической среде. ФЗ. Основополагающий – ФЗ «Об охране окружающей среды», на его базе – ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «О радиационной безопасности, об атомной энергетике»… Этот перечень у нас есть в практике – можно посмотреть самим. Подзаконные акты. Указы Президента. Президент определяет основные направления государственной экологической политики. Указ Президента «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». Многочислены постановления и распоряжения Правительства (ведь он координирует). Множество постановлений об утверждении положений органов в области использования окружающей среды, также распоряжение Правительства «Об утверждении экологической доктрины»… Министерства и ведомства издают тоже. Особенно касается это Министерства природных ресурсов. Приказы, инструкции министерств и ведомств конкретизированы, узко направлены и призваны детализировать другие акты. Законы субъектов РФ. Подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов РФ. Есть и акты органов местного самоуправления… Очень большое количество источников, присутствует на всех уровнях.
Следующее основание. По предмету регулирования. Они делятся на: общие и специальные источники. Общие источники характеризуются тем, что предмет их регулирования широк (предмет – широкий круг правоотношений), и включает в себя как экологические правоотношения, так и не являющиеся таковыми. К числу общих источников можно отнести Конституцию РФ, Градостроительный Кодекс (экологические требования, предъявляемые к градостроительной деятельности). Специальные от общих источников отличаются тем, что предметом своего регулирования имеет только экологические или преимущественно экологические правоотношения. Яркий пример – ФЗ «Об охране окружающей среды», там чисто экологические. Смешанные (преимущественно) – это ЗК РФ, ЛК РФ, ВК РФ, ФЗ «О недрах», ФЗ «Об особо охраняемых территориях и объектах»…
Третье основание классификации – по направленности правового регулирования. Все источники делятся на: материальные и процессуальные. Материальные источники предметом своего регулирования имеют отношения, направленные на использование компонентов природной среды Материальными источниками являются природоресурсное законодательство – ФЗ «О животном мире», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ВК РФ, ЛК РФ, ЗК РФ… Процессуальные источники регулируют отношения по процессу (или процедуре) использования природных ресурсов, природных объектов. Примером процессуальных источников – в земельном законодательстве есть ряд процедур, регулирующих предоставление земельных источников для различных нужд и целей. ФЗ «Об экологической экспертизе», для того, чтобы осуществлять планируемую хозяйственную деятельность – нужно пройти экологическую экспертизу (и есть акт Правительства, подробно расписывающий все порядке проведения экологической экспертизы). Проведение различных согласований, разрешений на совершение действие – скажем, строительства, получение лицензии – всё это носит процессуальный характер.
Четвёртое основание – по характеру нормативно-правовых актов. Делятся на: кодифицированные и не являющиеся таковыми. В числе источников экологического права достаточно много кодифицированных актов: ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ… Есть и просто ФЗ: ФЗ «О животном мире», ФЗ «О недрах», они не являются кодифицированными актами, но ничем не уступают кодифицированных (не кодифицированных большинство).
Пятое основание. По степени значимости в регулировании экологических отношений. Делятся на: основные и вспомогательные. Основные источники составляют конструкцию действующего экологического законодательства, потому как закрепляют основные принципы, приоритеты природоохранной деятельности, закрепляют правила общего характера, которые распространяются на неопределённый круг лиц. Здесь в Конституции, ФЗ «Об охране окружающей среде», ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ (природоресурсное законодательство). Вспомогательные акты, в отличие от основных, носят технико-юридический характер – то есть позволяют правильно применить тот или иной закон или ту или иную норму закону. ПО количеству вспомогательных актов экологическое право занимает первое место, ведь к ним относятся технические регламенты, санитарные, строительные нормы и правила, государственные стандарты (ГОСТы и ОСТы), санитарное законодательство, гигиенические нормативы… Это всё направлено на охрану здоровья населения и тем самым обеспечивается охрана окружающей среды.
В числе источников выделяют нормы, содержащиеся в международно-правовых договорах. Они имеют приоритет преед нормами российского законодательства и занимают особое место. Неоднозначное отношение к нормам судебной практики. Кто-то считает, что Постановления Президиумов и Пленумов являются источниками, а кто-то – что нет. Но правоприменитель всегда опирается на толкования этих судов (так как экологическое право изобилует пробелами).
Для того, чтобы источник стал источником данной отрасли права, он должен соответствовать следующим критериям: Во-первых, нормативно-правовой акт должен содержать эколого-правовые нормы и иметь объективно выраженную форму – в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом. Причём иметь такую форму, которая прямо определена законом. И, во-вторых, нормативно-правовой акт должен быть принят в установленной законодательством процессуальной форме правотворчества.
|