Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные основы экологического права.
Для развития экологического права Конституция имеет важное значение, так как она имеет ведущее место в вопросах собственности на природные ресурсы и уделяет внимание охране прав экологических и интересов лиц. При анализе Конституции можно выделить две группы норм: общего и специально (чисто экологического) характера. К общим нормам относятся, прежде всего, статья 1, где говорится, что РФ является федеративным демократическим правовым государством. Особенно актуально то, что «правовым» государством – значит, обеспечивается господство права и тем самым обеспечивается высокий уровень экологического правопорядка в стране. Но эта статья весьма декларативна. В соответствии со статьёй 7 Конституции РФ, РФ – это социальное государство, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. А достойная жизнь человека включает в себя не только материальное обеспечение, но и природный компонент, таковая достойная жизнь возможна только в благоприятной окружающей среде. К числу общих норм следует отнести статью 10 Конституций, где закрепляется принцип разделения властей. Это важный принцип ввиду того, что путём закрепления этого принципа каждая из ветвей власти сдерживается друг другом и законодательная вырабатывает законы по экологическому праву, исполнительная – исполняет, судебная – защищает, разбирается… Специальные (чисто экологические) положения Конституции. К числу специальных норм следует отнести статью 9 Конституции: земля и другие природные ресурсы используется и охраняется в РФ как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой части закрепляется экологическая функция государства. Также статья 9 устанавливает многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы – они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Конституция 1993 года закрепила множество форм собственности на природные ресурсы, тем самым предусмотрев путь развития рыночной экономики (а раньше только в государственной собственности были природные ресурсы). Отношения собственности регулируются также статьёй 36 Конституций, закрепляющей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы. Предоставляя свободу собственников природных ресурсов, их права некоторым образом ограничиваются: собственникими ими свободно распоряжаются, если это не нарушает интересам других собственников и если это не наносит ущерба окружающей среде (часть 2 статьи 36). Пункт 3 статьи 41 говорит об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Исходя из содержания статьи 2 (человек, его права и свободы – как высшая ценность) в статье 42 закрепляются экологические права граждан (право на благоприятную окружающую среду, на получение достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением). Статья 2 – признание, соблюдение и защита прав граждан является обязанностью государства. Наряду с экологическими правами Конституция содержит статью 58 – в ней закрепляются обязанности граждан. Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Это относится ко всем – сказано «каждый», и граждане, и не граждане, и к тем относится, кто использует и негативно влияет на природу. Статья 71 и 72 Конституции – в них определяются предметы исключительного ведения и совместного ведения РФ и субъектов РФ. К примеру – исключительное ведение: регулирование и защита прав человека и гражданина, в том числе и экологические права; федеральная государственная собственность – в том числе и прав на природные ресурсы; ядерная энергетика, производство ядовитых веществ… К совместном ведению: вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природоресурсное законодательство… Статья 76 Конституции определяет круг полномочий по данному вопросу: субъектов РФ имеют право разрабатывать свои законодательные акты в сфере охраны окружающей среды.
Наряду с Конституцией РФ к основным источникам относятся также федеративные договоры, которые были подписаны 31 марта 1992 года и которые разграничивают полномочия между РФ и субъектами РФ. Они отражены также в переходных положениях Конституции.
Международные конвенции и прочее является особым источником права. Особенно это актуальны для нас те договоры, в которых мы участвуем. Но в то же время следует относить и общепризнанные принципы и нормы международного права, которые не ратифицированы РФ, но в силу их признания мировым сообществом они являются источником отечественного права. К тому же во многих федеральных законах написано: «если в международных законах написано иное – то действуют нормы международного договора».
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика.
Ныне действующий закон был принят 10 января 2002 года, пришёл он на смену закона РСФСР 1991 года «Об охране окружающей природной среды». До сих пор существует множество дебатов о том, лучше ли этот закон, чем предыдущий. К семинарским занятиям – по поводу критики действующего закона много статьей (Бренчук, Дубовик об этом писали…). Закон 1991 года назывался «Об охране окружающей природной среды», новый – «Об охране окружающей среде», без «природной». Существовал предыдущий чуть больше десяти лет, новый на данный момент тоже. Между понятиями природы и окружающей среды много отличий. Природа – это только естественные компоненты, которые произошли без влияния человека. А окружающая среда – это естественные плюс антропогенные компоненты (зданий, памятники, земля, атмосферный воздух – это всё окружающая среда). Поэтому когда законодатель убрал слова «природную», то получается, что, наверное, и здания тоже надо охранять. При этом в первой статье даются понятия и антропогенных объектах. При этом сам закон не посвящён антропогенным объектам. Уже само название порождает множество проблем. Авторы некоторых учебных пособий говорят о том, что ряд причин в 2002 года побудил законодателя принять новый закон (хотя в него столько изменений было внесено, однако лектор считает, что ничего особенно не улучшилось – даже несмотря на то, что вносились изменения регулярно). Причины, побудившие разработать новый закон. 1) Считается, что в законе 1991 года существовало большое количество декларативных положений. 2) Во-вторых, с принятием в 1993 году Конституции появилась необходимость привести экологическое законодательство в соответствии с нормами Конституции, причём по нескольким направлениям (появлением множества форм собственности, там было право на здоровую и безопасную окружающую среду, а в Конституции – благоприятная). 3) Необходимо в законе уточнить компетенцию органов государственной власти, исполнительной власти. 4) После распада СССР стали проводиться различные реформы в стране социального и экономического характера, что надо было отразить в законе. 5) Необходимо было закрепить два таких положения, как: 1) процедура оценки воздействия на окружающую среду (это процедура ОВОЗ) и 2) процедура экологической экспертизы. В 1993 году был принят закон, в 1995 году стали говорить, что нуждается в доработки и привлекались учёные, множество вариантов было предложено. Принимали участие Боговлюбов, Бренчук, Дубовик в этих комиссиях, и когда они увидели проект – они были удивлены, так как все их пожелания не были учтены. Критика закона 1991 года не вся была учтена.
Закон состоит из 16 глав и 84 статей. Содержание полистаем сами. В преамбуле говорится, что закон определяет правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды. Там многое идёт к контексте идеи устойчивого развития.
Имеющиеся достоинства (весьма условны): 1. Законодатель стремился обеспечить комплексное регулирование в охране окружающей среды (хотя это тоже достаточно условно и в законе отсутствуют процессуальные нормы). Закон 1991 года по содержанию и значимости был приближен к кодексу, а нынешний от этого далёк. 2. В законе 2002 года закреплены положения, посвящнные процедуре ОВОЗ и экологической экспертизе. Помимо этого, закон содержит положения об экологической сертификации и об экологическом аудите (это – новеллы, появившиеся в 2002 году). Но ни сертификация, ни экологический аудит не получили должного развития; а аудит вообще даётся сугубо понятием. 3. В концепции продолжения идей устойчивого развития в законе появляются положения о необходимости нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (человек должен ограничивать своё потребление природной среды). В числе экологического контроля впервые предусмотрены положения о нормировании допустимости изъятия компонентов природной среды, впервые – и нормативы по недрам (раньше по лесам были, а по недрам – нет). 4. Содержание статьи 36 закона говорит, что при проектировании необходимо учитывать наилучшие существующие технологии (и написано, что это такая технология, которая основана на последних достижениях науки и техники, наименьшее воздействие на окружающую среду…). При внедрении этих наилучших существующих технологий хозяйствующий субъект может иметь налоговые льготы, а также возможно снижение платы за загрязнение и использование окружающей среды (это – экономические стимулы). 5. Статья 65, которая закрепляла положения о проведении государственного экологического контроля – в нём закреплялся принцип разъединения в полномочиях функции использования природных ресурсов и функции контроля. То есть для того, чтобы повысить эффективность контроля, был принцип. Это было достижением 2002 года – но в 2011 году этот принцип убрали. Министерство природных ресурсов и экологии – оно и по использованию природных ресурсов, и в его ведении находится служба по контролю.
Недостатки действующего закона: 1)а Содержит множество декларативных положений и норм (не устранён недостаток 1991 года закона). 2) В нём содержится большое количество норм отсылочного характера. Некоторые положения требует разработки целого пакета нормативных актов – но должной проработки получены были далеко не все нуждающиеся в том положения. 3) В нём не использованы современные средства юридической техники (юридическая техника хромает). 4) Не регулируются процессуальные отношения (хотя есть претензия на то, что это – комплексный закон). 5) Закон изобилует стилистическими погрешностями.
В силу этих дефектов он не может реализовывать свою роль и его нельзя назвать эффективным.
Тема: «Объекты экологического права».
1. Понятие, признаки и функции объектов экологического права. 2. Право собственности на природные объекты и ресурсы. 3. Международные объекты экологического права. 4. Экологические права граждан как объект охраны и их (этих прав) гарантии.
|