Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виборчий процес: поняття, принципи, суб'єкти, зміст етапів.
Избирательный процесс в Украине состоит из взаимосвязанных логически последовательных стадий его осуществления. Статья 11. ЗУ" О выборах народных депутатов Украины" от 17. 11. 2011 Избирательный процесс, Избирательный процесс - это осуществление субъектами, определенными статьей 12 настоящего Закона, избирательных процедур, предусмотренных этим Законом. Избирательный процесс осуществляется на началах: 1) соблюдение принципов избирательного права, указанных в статьях 2-10 настоящего Закона; 2) законности и запрета незаконного вмешательства кого-либо в этот процесс; 3) политического плюрализма и многопартийности; 4) публичности и открытости; 5) свободы предвыборной агитации, равного доступа всех кандидатов в депутаты и партий - субъектов избирательного процесса к средствам массовой информации независимо от их формы собственности, кроме средств массовой информации, учредителями (собственниками) которых является партии, кандидаты в депутаты по одномандатному округу; 6) беспристрастности органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, судов, предприятий, учреждений и организаций, их руководителей, других должностных и служебных лиц к партий - субъектов избирательного процесса, кандидатов в депутаты. Органы исполнительной власти, в том числе специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, а также суды, избирательные комиссии, правоохранительные органы (прокуратура, милиция) организуют свою работу во время избирательного процесса, в том числе в выходные дни и в день голосования, таким образом, чтобы обеспечить прием и рассмотрение документов по подготовки и проведения выборов депутатов, исковых заявлений, жалоб и обращений избирательных комиссий в сроки и способом, установленные настоящим Законом. Начало избирательного процесса очередных выборов объявляет ЦИК в сроки, установленные этим Законом. Так, ч. 4 ст. 11 ЗУ" О выборах народных депутатов Украины" от 17. 11. 2011 (изменения от 2012) определяет следующие стадии избирательного процесса: Избирательный процесс включает следующие этапы: 1) выдвижение кандидатов в депутаты; 2) образование избирательных комиссий (кроме ЦИК); 3) регистрация кандидатов в депутаты; 4) проведение предвыборной агитации; 5) образование специальных избирательных участков, что существуют на временной основе; 6) составление списков избирателей, их проверка и уточнение; 7) голосование; 8) подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования; 9) установление результатов выборов депутатов и их официальное опубликование; 10) прекращение полномочий окружных и участковых избирательных комиссий. В случаях, предусмотренных этим Законом, избирательный процесс включает следующие этапы: 1) повторное голосование; 2) подсчет голосов избирателей и установление итогов повторного голосования. Избирательный процесс завершается через пятнадцать дней после дня официального обнародования ЦИК результатов выборов депутатов. Полномочия окружных и участковых избирательных комиссий в случаях, предусмотренных Законом, могут частично продолжаться вне сроками избирательного процесса. Похожие стадии избирательного процесса определяют и законы о выборах Президента Украины и выборах представительных органов местного самоуправления. Ст. 11 ЗУ«О выборах Президента Украины" от 1999 года, ЗУ „О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов” от 2010 г в ст. 11 - Избирательный процесс включает следующие этапы: 1) образование территориальных избирательных округов; 2) образование избирательных участков; 3) образования окружных и участковых избирательных комиссий; 4) формирование списков избирателей, их проверка и уточнение; 5) выдвижение и регистрация кандидатов; 6) проведение предвыборной агитации; 7) голосование в день выборов Президента Украины; 8) подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования и результатов выборов Президента Украины. Избирательный процесс обеспечивается системой его субъектов. Статья 12. ЗУ" О выборах народных депутатов Украины" Субъектами избирательного процесса являются: 1) избиратель; 2) ЦИК, а также другая избирательная комиссия, образованная в соответствии с настоящим Законом; 3) партия, выдвинувшая кандидата в депутаты; 4) кандидат в депутаты, зарегистрированный в порядке, установленном настоящим Законом; 5) официальный наблюдатель от партии, которая выдвинула кандидатов в депутаты в общегосударственном округе, от кандидата в депутаты по одномандатному округу, от общественной организации, который зарегистрирован в порядке, установленном настоящим Законом. Впрочем целом участников избирательного процесса значительно больше. Это и граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, и их служебные и должностные лица, политические партии и общественные организации, СМИ, международные наблюдатели и т.д. Этапы выборов в соответствии с ЗУ" О выборах народных депутатов Украины": 1) выдвижение кандидатов в депутаты - Выдвижение кандидатов в депутаты партиями начинается за девяносто и заканчивается за семьдесят девять дней до дня голосования. Право выдвижения кандидатов в депутаты в общегосударственном округе реализуется избирателями через партии в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Право выдвижения кандидатов в депутаты в одномандатных округах реализуется избирателями через партии или путем самовыдвижения в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Одно и то же лицо может быть включено только в одного избирательного списка кандидатов в депутаты от партии. Одно и то же лицо может быть включено в избирательный список кандидатов в депутаты от партии и выдвинута лишь в одном из одномандатных избирательных округов в порядке выдвижения партией или в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидатов, формирования и утверждения избирательного списка кандидатов в депутаты от партии в общегосударственном округе и выдвижения кандидатов в депутаты от партии в одномандатных округах осуществляется партией на съезде (собрании, конференции) в порядке, установленном уставом партии. Партия может выдвинуть кандидатом в депутаты лицо, которое является членом этой партии, или беспартийную лицо, которое в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право быть избранным депутатом. Партия может выдвинуть 1) избирательный список кандидатов в депутаты от партии в общегосударственном округе в количестве, которая не превышает 225 человек; 2) по одному кандидату в депутаты в каждом одномандатном округе. Форма избирательного списка кандидатов в депутаты от партии утверждается ЦИК не позднее чем за сто двадцать дней до дня голосования; 2) образование избирательных комиссий (кроме ЦИК); Выборы депутатов проводятся в общегосударственном округе, который включает в себя всю территорию Украины и заграничные избирательные участки, и в 225 одномандатным округам, которые образуются ЦИК и существуют на постоянной основе. Одномандатные округа образуются в пределах Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя с примерно равным количеством избирателей в каждом округе. Ориентировочная средняя численность избирателей в одномандатных округах определяется ЦИК, исходя из сведений Государственного реестра избирателей. Отклонение числа избирателей в одномандатном округе не может превышать двенадцати процентов ориентировочной среднего количества избирателей в одномандатных округах. Перечень одномандатных округов с указанием их номеров, границ и центров округов публикуется ЦИК не позднее чем за сто семьдесят пять дней до дня голосования в общегосударственных и региональных средствах массовой информации.. Систему избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов, составляют: 1) ЦИК; 2) окружные избирательные комиссии; 3) участковые избирательные комиссии. Полномочия избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов осуществляются: 1) ЦИК - на всей территории Украины и заграничных избирательных участках; 2) окружной избирательной комиссии - в пределах одномандатного округа; 3) участковой избирательной комиссии - в пределах избирательного участка. Статья 25. Статус избирательных комиссий. Избирательные комиссии являются специальными коллегиальными органами, уполномоченными организовывать подготовку и проведение выборов депутатов и обеспечивать соблюдение и одинаковое применение законодательства Украины о выборах депутатов. Статус ЦИК определяется Конституцией Украины, ЗУ" О ЦИК", этим и другими законами Украины. ЦИК возглавляет систему избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение выборов депутатов, и есть комиссией высшего уровня относительно всех окружных и участковых избирательных комиссий, предусмотренных этим Законом. ЦИК не является правопреемником окружных избирательных комиссий. Статус окружных и участковых избирательных комиссий определяется настоящим Законом. Окружная избирательная комиссия является юридическим лицом, имеет печать, образец которой утверждается ЦИК. Окружная избирательная комиссия является комиссией высшего уровня относительно всех участковых избирательных комиссий в пределах соответствующего одномандатного округа. Участковая избирательная комиссия не является юридическим лицом. Участковая избирательная комиссия имеет свою печать, образец которой утверждается ЦИК. Окружная избирательная комиссия образуется ЦИК не позднее чем за шестьдесят два дня до дня голосования в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии в количестве не менее двенадцати и не более восемнадцати человек. Субъектами представления кандидатур в состав окружных избирательных комиссий (далее - субъект представления) являются: 1) политическая партия, депутатская фракция которой зарегистрировано в Аппарате Верховной Рады Украины нынешнего созыва; 2) политические партии - субъекты избирательного процесса. В состав окружной избирательной комиссии обязательно включаются (при наличии соответствующего представления) по одному представителю от субъекта представления. Не более чем по одному представителю от субъектов представления, указанных в пункте 2 части второй настоящей статьи, включаются в состав окружной избирательной комиссии путем жеребьевки, проводимой ЦИК в установленном ею порядке, не позднее чем на третий день после окончания срока внесения представлений, указанных в части четвертой настоящей статьи. Кандидатуры, внесенные в состав окружной избирательной комиссии, могут быть отклонены только по основаниям несоответствия требованиям (ст.26), нарушение требований частей четвертой - седьмой настоящей статьи или применения механизма жеребьевки, предусмотренного настоящей частью. Центральный руководящий орган субъекта подачи не позднее чем за шестьдесят семь дней до дня голосования представляет на бумажных носителях и в электронном виде к ЦИК по форме, утвержденной ЦИК, список лиц от этого субъекта, не более одной кандидатуры в одной комиссии, для включения их в состав соответствующих окружных избирательных комиссий. Представление подписывается руководителем субъекта представления (или лицом, исполняющим его полномочия) и скрепляется печатью соответствующего субъекта представления. Участковая избирательная комиссия образуется соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее чем за тридцать один день до дня голосования в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии. Участковая избирательная комиссия образуется в составе: 1) для малых участков - 10-18 лиц; 2) для средних участков - 14-20 лиц; 3) для больших участков - 18-24 лица. На избирательных участках, где количество избирателей не превышает пятидесяти человек, участковая избирательная комиссия может образовываться в составе председателя, секретаря и двух - четырех членов комиссии. 3) регистрация кандидатов в депутаты; Статья 54. Условия регистрации кандидатов в депутаты в общегосударственном округе ЦИК регистрирует кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список партии, при условии получения им следующих документов: 1) заявления о регистрации кандидатов в депутаты, подписанного руководителем партии и скрепленной печатью партии; 2) копий свидетельства о регистрации партии и ее устава, заверенных бесплатно центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере регистрации (легализации) объединений граждан, после объявления о начале избирательного процесса; 3) решение высшего руководящего органа партии, принятого в соответствии с ее уставом, о выдвижении кандидатов в депутаты, которое должно содержать сведения о лицах, выдвигаемых кандидатами в депутаты с указанием их фамилии, имени, отчества, и быть заверен подписью руководителя партии и скрепленным печатью партии; 4) избирательного списка кандидатов в депутаты от партии по форме, утвержденной ЦИК, на бумажных носителях, который должен содержать сведения о лицах, выдвигаемых кандидатами в депутаты (фамилия, собственное имя (имена) и отчество (при наличии), число, месяц и год рождения, гражданство с указанием времени проживания на территории Украины, сведения об образовании, должность (занятие), место работы, место жительства, партийность, наличие или отсутствие судимости) и быть заверен подписью руководителя партии и скрепленным печатью партии, и в электронном виде; 5) заявлений лиц, включенных в избирательный список партии, о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от этой партии с обязательством в случае избрания депутатом прекратить деятельность или составить представительский мандат, которые согласно Конституции Украины и законов Украины несовместимые с мандатом народного депутата Украины, и согласие обнародования биографических сведений в связи с участием в выборах, а также с обязательством в случае избрания депутатом в течение месяца после официального обнародования результатов выборов передать в управление другому лицу принадлежащие им предприятия и корпоративные права в порядке, установленном ЗУ (или указанием, что таких нет); 6) автобиографий лиц, на бумажных носителях и в электронном виде, включенных в избирательный список партии, что обязательно должны содержать: фамилию, собственно имя (все имена собственные) и отчество (при наличии), число, месяц, год и место рождения, гражданство с указанием времени проживания на территории Украины, сведения об образовании, трудовую деятельность, должность (занятие), место работы, общественную работу (в том числе на выборных должностях), партийность, состав семьи, адрес места проживания, контактный номер телефона, сведения о наличии или отсутствии судимости; 7) декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах фин. характера каждого кандидата в депутаты (ст.57); 8) документа о внесении денежного залога в соотв. со ст. 56; 9) по 4 фотографии каждого из кандидатов, вкл. в избир. список партии, размером 4х6 см на бумажных/ электр. носителях; 10) ксерокопий первой и второй страниц паспорта гражданина Украины каждого из кандидатов. Вместе с документами партия подает в ЦИК предвыборную программу партии на бумажных носителях, заверенную подписью руководителя партии и скрепленную печатью партии, и в электронном виде, изложенную государственным языком, который обнародуется на официальном веб-сайте ЦИК. В случае выявления ЦИК разногласий между избирательным списком кандидатов в депутаты от партии, предоставленном на бумажном носителе и в электронном виде, преимущество имеет бумажный носитель. ЦИК выдает лицу, представившему документы, указанные в части первой настоящей статьи, справку об их принятии. Справка должна содержать перечень принятых документов, число, месяц и год, а также время их принятия, должность и фамилия лица, принявшего документы. ЦИК не принимает документы, если они поданы с нарушением сроков (ч.2 ст. 58). Статья 55. Условия регистрации кандидатов в депутаты в одномандатных округах. ЦИК регистрирует кандидата в депутаты, выдвинутого партией, в соответствующем одномандатном округе при условии получения им следующих документов: 1) заявления о регистрации кандидата в депутаты, подписанного руководителем партии и скрепленной печатью партии; 2) решение высшего руководящего органа партии, принятому в соответствии с ее уставом, о выдвижение кандидата в депутаты от партии, которое должно содержать сведения о лице, выдвинутое кандидатом в депутаты, с указанием его фамилии, имени, отчества; 3) заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от этой партии (за подписью соответствующего кандидата) с обязательством в случае избрания депутатом прекратить деятельность или составить представительский мандат, которые согласно Конституции Украины и законов Украины несовместимые с мандатом народного депутата Украины, и согласие на обнародование биографических сведений в связи с участием в выборах, а также с обязательством в случае избрания депутатом в течение месяца после официального обнародования результатов выборов передать в управление другому лицу принадлежащие ей предприятия и корпоративные права в порядке, установленном ЗУ (или указанием, что таких нет); 4) автобиографии кандидата в депутаты, на бумажном носителе и в электронном виде, что обязательно должна содержать: фамилию, собственно имя (имена) и отчество (при наличии), число, месяц, год и место рождения, гражданство с указанием времени проживания на территории Украины, сведения об образовании, трудовую деятельность, должность (занятие), место работы, общественную работу (в том числе на выборных должностях), партийность, состав семьи, адрес места проживания, контактный номер телефона, сведения о наличии или отсутствии судимости; 5) декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера кандидата в депутаты в (ст.57); 6) документа о внесении денежного залога в соответствии со статьей 56 настоящего Закона; 7) 4 фотографии кандидата размером 4х6 сантиметров на бумажных носителях и в электронном виде; 8) ксерокопии первой и второй страниц паспорта гражданина Украины кандидата. ЦИК регистрирует кандидата в депутаты, который баллотируется по одномандатному округу в порядке самовыдвижения, по предъявлении им лично одного из документов и получение им следующих документов: 1) заявления о самовыдвижении, датированной днем подачи документов для регистрации его кандидатом в депутаты ЦИК, с обязательством в случае избрания депутатом прекратить деятельность или составить представительский мандат, которые согласно Конституции Украины и законов Украины несовместимые с мандатом народного депутата Украины, и согласие на обнародование биографических сведений в связи с участием в выборах, а также с обязательством в случае избрания депутатом в течение месяца после официального обнародования результатов выборов передать в управление другому лицу принадлежащие ему предприятия и корпоративные права в порядке, установленном ЗУ (или указанием, что таких нет); 2) автобиографии кандидата в депутаты, на бумажном носителе и в электронном виде, что обязательно должна содержать: фамилию, собственно имя (имена) и отчество (при наличии), число, месяц, год и место рождения, гражданство с указанием времени проживания на территории Украины, сведения об образовании, трудовую деятельность, должность (занятие), место работы, общественную работу (в том числе на выборных должностях), партийность, состав семьи, адрес места проживания, контактный номер телефона, сведения о наличии или отсутствии судимости; 3) декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера кандидата в депутаты (ст.57); 4) документа о внесении денежного залога (ст.56); 5) 4 фотографии кандидата размером 4х6 сантиметров на бумажных носителях и в электронном виде; 10) ксерокопий первой и второй страниц паспорта гражданина Украины каждого из кандидатов. Вместе с документами, предусмотренными частью первой настоящей статьи партия подает в ЦИК предвыборную программу партии на бумажных носителях, заверенную подписью руководителя партии и скрепленную печатью партии, и в электронном виде, изложенную государственным языком, который обнародуется на официальном веб-сайте ЦИК. В случае выявления ЦИК разногласий между избирательным списком кандидатов в депутаты от партии, предоставленном на бумажном носителе и в электронном виде, преимущество имеет бумажный носитель. ЦИК выдает лицу, представившему документы, справку об их принятии. Справка должна содержать перечень принятых документов, число, месяц и год, а также время их принятия, должность и фамилия лица, принявшего документы. ЦИК не принимает документы, указанные в части первой настоящей статьи, если они поданы с нарушением сроков, ч.2ст.58. 4) проведение предвыборной агитации; Предвыборная агитация - это осуществление любой деятельности с целью побуждения избирателей голосовать или не голосовать за определенного кандидата в депутаты или партию - субъекта избирательного процесса. Предвыборная агитация может осуществляться в любых формах и любыми средствами, которые не противоречат Конституции Украины и законам Украины. Предвыборная агитация может проводиться в следующих формах: 1) проведения собрания граждан, других встреч с избирателями; 2) проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетов; 3) проведение публичных дебатов, дискуссий, " круглых столов", пресс-конференций относительно положений предвыборных программ и политической деятельности партий - субъектов избир. процесса или полит. деятельности кандидатов в депутаты; 4) обнародование в печатных и аудиовизуальных (электронных) средствах массовой информации политической рекламы, выступлений, интервью, зарисовок, видеофильмов, аудио - и видеоклипов, других публикаций и сообщений; 5) распространение избирательных листовок, плакатов и других печатных агитационных материалов или печатных изданий, в которых размещены материалы предвыборной агитации; 6) размещение печатных агитационных материалов или политической рекламы на носителях внешней рекламы; 7) проведение концертов, спектаклей, спортивных соревнований, демонстрации фильмов и телепередач или других публичных мероприятий при поддержке партии - субъекта избирательного процесса или кандидата в депутаты, а также обнародование информации о такую поддержку; 8) публичные призывы голосовать или не голосовать за партию - субъекта избирательного процесса, кандидата в депутаты или публичные оценки деятельности этих партий или кандидатов в депутаты; 9) в иных формах, не противоречащих КУ и ЗУ. 5) образование специальных избирательных участков, что существуют на временной основе; Специальные избирательные участки образуются в стационарных лечебных учреждениях, в учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах, на судах, находящихся в день голосования в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярных станциях и в других местах временного пребывания избирателей с ограниченными возможностями передвижения. Не допускается образование одного избирательного участка для двух и более заведений или учреждений. ЦИК может образовывать на постоянной основе специальные избирательные участки в стационарных лечебных заведениях, на полярных станциях Украины, в учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах. Специальные избирательные участки образуются таким образом, чтобы избиратели могли проголосовать, не нарушая режима пребывания в учреждении (учреждении). С целью обеспечения режима пребывания избирателей в соответствующем заведении (учреждении) допускается образование в одном заведении (учреждении) более чем одной специального избирательного участка. Специальные избирательные участки, что существуют на временной основе, образуются окружными избирательными комиссиями не позднее чем за сорок пять дней до дня голосования. Специальная избирательный участок определяется учреждением, учреждением, судном, полярной станцией Украины, где она образована. Специальная избирательный участок имеет порядковый номер, адрес (местонахождение) учреждения, полярной станции Украины, определенных ЦИК или окружной избирательной комиссией, или характеризуется названием и портом приписки судна. Специальные избирательные участки, что существуют на временной основе, образуются окружной избирательной комиссией на основании представлений районных, районных в городах государственных администраций и исполнительных комитетов городских советов городов областного (республиканского в Автономной Республике Крым) значения, форма которых утверждается ЦИК. Указанные представления должны поступить к соответствующей окружной избирательной комиссии не позднее чем за сорок восемь дней до дня голосования. В представлении о создании специального избирательного участка в соответствующем заведении или учреждении указываются: 1) название учреждения; 2) юридический адрес заведения или учреждения; 3) ориентировочное количество избирателей, которые будут находиться в заведении или учреждении на день голосования; 4) наличие соответствующего помещения для голосования и его адрес (в случае если адрес помещения для голосования отличается от юридического адреса заведения или учреждения); 5) обязательства руководства учреждения по обеспечению открытого доступа в помещение для голосования членов соответствующей избирательной комиссии и лиц, которые по этому Закону имеют право присутствовать при голосовании и подсчете голосов. В представлении о создании специального избирательного участка на судне, находящемся в плавании под Государственным Флагом Украины, указываются: 1) название судна; 2) порт приписки судна; 3) ориентировочное количество избирателей на судне; 4) последний перед днем голосования день выхода судна в плавание из порта приписки; 5) ориентировочный ближайший к дню голосования день захода судна в порт Украины. В исключительном случае, образования нового стационарного лечебного учреждения, учреждения исполнения наказаний, следственного изолятора или иного заведения (учреждения) с временным пребыванием избирателей с ограниченными возможностями передвижения, непредвиденного выхода в плавание судна под Государственным Флагом Украины специальная избирательный участок может образовываться ЦИК не позднее, чем за десять дней до дня голосования по представлению соответствующей окружной избирательной комиссии. Указанное представление вносится окружной избирательной комиссией не позднее чем за пятнадцать дней до дня голосования на основании соответствующего обращения районной государственной администрации, исполнительного комитета городского совета города областного (республиканского в АРК) значения. В обращении указываются сведения, предусмотренные соответственно частями шестой, седьмой настоящей статьи. 6) составление списков избирателей, их проверка и уточнение; Органы ведения Государственного реестра избирателей составляют предварительные списки избирателей для обычных избирательных участков в соответствии с ЗУ" О Государственном реестре избирателей". Составление предварительных списков избирателей на обычных избирательных участков осуществляется в порядке, установленном ЦИК. К предварительному списку избирателей для обычного избирательного участка включаются граждане Украины, которым исполнилось или на день голосования исполнится восемнадцать лет и которые относятся по избирательному адресу до этого избирательного участка согласно сведений Государственного реестра избирателей. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. В предварительном списке избирателей указываются фамилия, собственно имя (имена), отчество (при наличии) избирателя, дата рождения, избирательный адрес избирателя согласно сведений Государственного реестра избирателей. Избиратели включаются в предварительный список так, чтобы сведения о избирателей с одинаковым адресом жилья были размещены рядом. Список имеет сквозную нумерацию избирателей и нумерацию листов. Форму предварительного списка избирателей устанавливает ЦИК с учетом требований настоящего Закона. При включении избирателя, которому временно изменено место голосования в список избирателей в графе " Примечания" напротив его фамилии указываются номер удостоверения, подтверждающего временное изменение места голосования, дату его выдачи и наименование органа ведения Государственного реестра избирателей, который его выдал. В предварительном списке избирателей напротив фамилий избирателей, постоянно не способных передвигаться самостоятельно, делается соответствующая отметка в графе " Примечания". Не позднее, чем за двадцать дней до дня голосования орган ведения Государственного реестра избирателей в помещении, в котором он расположен, передает один экземпляр предварительного списка избирателей на бумажном носителе соответствующей участковой избирательной комиссии. От имени участковой избирательной комиссии предварительный список избирателей получают не менее трех членов этой комиссии, одним из которых должен быть председатель комиссии, а в случае невозможности - заместитель председателя или секретарь комиссии. О передаче предварительного списка избирателей составляется акт по форме, установленной ЦИК, в двух экземплярах. Один экземпляр акта хранится в органе ведения Государственного реестра избирателей, другой - в участковой избирательной комиссии. Второй экземпляр предварительного списка избирателей хранится в органе ведения Государственного реестра избирателей. 7) голосование; Голосование избирателей на выборах депутатов осуществляется с помощью избирательных бюллетеней по выборам народных депутатов Украины (далее - избирательный бюллетень). Форма, цвет и текст избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе и в одномандатных избирательных округах утверждаются ЦИК не позднее чем за пятьдесят три дня до дня голосования. Избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе и в одномандатных избирательных округах должны быть разного цвета. Степени защиты избирательного бюллетеня устанавливаются ЦИК. Избирательный бюллетень должен содержать название и дату проведения выборов депутатов, обозначение (общегосударственный или одномандатный) избирательного округа, номер одномандатного округа, номер избирательного участка, а также обозначены места для печати участковой избирательной комиссии. Текст избирательного бюллетеня преподается на государственном языке и должен быть размещен на одном листе и только с одной стороны. 8) подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования; 9) установление результатов выборов депутатов и их официальное обнародование ЦИК не позднее чем на пятый день со дня установления результатов выборов официально обнародует результаты выборов депутатов в газетах " Голос Украины" и " Правительственный курьер". Список избранных депутатов публикуется с указанием в алфавитном порядке фамилии, собственного имени (всех собственных имен), отчество (при наличии), года рождения, образования, должности (занятия), места работы, места жительства, партийности, субъекта выдвижения, избирательного округа (общегосударственный или номер одномандатного), в котором избран депутат. Официальное обнародования ЦИК результатов выборов депутатов является основанием для увольнения с работы (должности), не совместимой с депутатским мандатом, и принятие решения о прекращении действия другого представительского мандата лица, избранного депутатом. 12. Структура і принципи самоорганізації громадянського суспільства. Основні інститути громадянського суспільства, конституційно-правові засоби забезпечення їх функціонування. Гражданское общество – свободное, гуманистическое, демократическое, правовое, индивидуализированное, структурированное (институционализированое), самоуправленческое общество состоящее из индивидуальных субъектов и общественных институтов, связанных между собой нормами и отношениями социального характера по поводу удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей и интересов, высшей ценностью которого является человек.
Гражданское общество имеет сложную и текущую структуру: это комплекс социальных групп, частных лиц, их ассоциаций и институтов (включая семью, школу, церковь, добровольные объединения по профессиональным, возрастным, творческими и иными интересами, разнообразные клубы, союзы, общества, общественные организации, движения, политические партии), взаимодействие которых регулируется гражданским правом.
Структура общества - это внутренняя его строение, воспроизводит многогранность и взаимодействие составляющих общества, обеспечивает его целостность и динамизм развития.
Структуру гражданского общества можно представить в виде пяти систем, которые отвечают определенным сферам его жизнедеятельности: социальной, экономической, политической, духовно-культурной, информационной.
Социальная система - определенная совокупность объективно сложившихся взаимосвязей между ними, а именно: а) институты семьи и отношения, обусловливающие ее существования;
б) отношения, которые отражают социальную сущность человека (клубы, объединения);
в) отношения, возникающие между социальными общностями (группами, нациями, расами и т.д.).
Экономическая система - это совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе производства, обмена, распределения и потребления совокупного продукта, реализации права собственности. Структурными элементами экономической системы являются: частные хозяйства;
акционерные общества;
кооперативные хозяйства;
фермерские хозяйства, индивидуальные, частные предприятия граждан
Политическая система - это совокупность целостных саморегулируемых элементов: а) государство;
б) политические партии в) общественно-политические движения и отношения, что между ними возникают.
Духовно-культурная система - это отношения между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом в отношении духовно-культурных благ и разного рода материализованных институтов, через которые реализуются данные отношения, связанные с образованием, наукой, культурой, религией.
Информационная система - это система, которая состоит в результате общения людей и через масс-медиа (предприятия, объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации). В ходе национального самоопределения должны быть осуществлены все принципы национального бытия - в том числе и социальные, и экономические, общим выражением которых выступает гражданское общество. Неотъемлемыми признаками гражданского общества являются социальная структурированность, дифференцированность, плюралистичность, разнообразие интересов и приоритетов индивидов, и, соответственно, укладов жизни.
Сформировавшееся гражданское общество предполагает относительную свободу группировок личностей, которые выражают интересы определенных слоев населения и деятельность которых законодательно и морально ограничивается исключительно интересами других групп. В таком понимании гражданское общество предстает неким механизмом социального партнерства, что делает возможным вызревания политической нации.
Процессы самоорганизации гражданского общества можно считать первоначальной предпосылкой формирования и становления политической нации. Однако оно разворачивается и развивается гораздо успешнее, если для этого создаются благоприятные негентропійні условия. В значительной степени эти условия создает государственная власть посредством принятия необходимых законов, стимулирования демократического стиля работы государственных структур, инициации или обеспечение условий для социального контроля за соблюдением установленных демократических норм.
Принципы гражданского общества - 1. Принцип свободы. 2. гражд общество- открытое общество. 3. оно строиться на принципах самоорганизации и самоуправления. 4. Принцип экономической свободы, равенства всех, многообразия форм собственности. 5. принцип равенства всех перед законом, надежная правовая защита личности. 6. свобода слова, печати, независимости СМИ. 7. взаимная ответственность государства и личности, общества.
Гражданское общество в сфере ограничения гос власти основывается на определенных институтах – 1. Полититические партии и другие организации – религиозные, общественные, др. 2. Социально-экономические отношения и соответствующие институты- собственность, труд, предпринимательство. 3. Сферы образования, науки, культуры, воспитания. 4. Средства массовой информации – пресса, радио, телевиденье. 5. Церковь. 6. Местное самоуправление, территориальная громада. 7. Семья.
С редства обеспечения функционирования - закон, не нарушения законов и принципов функционирования гражд общества органами гос власти.. обеспечение существования общества с помощью органов гос власти, конституционное закрепление прав и свобод человека, с помощью КУ и коснтитуц суда, судебная защита.
13. Конституційна характеристика України як демократичної, правової, соціальної держави.
В статье 1 Конституции говорится, что Украина - правовое государство.
Идея правового государства впервые достаточно четко была сформирована в статья 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой записано: «всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции».
Обеспечение прав человека и гражданина, разделение властей являются основополагающими признаками правового государства. Такое государство характеризуется господством права, верховенством закона. Устанавливая правовые нормы, государство само обязано их соблюдать, поддерживать правопорядок. В правовом государстве нормы права обязательны для государственных структур в той же степени, что и для граждан. Органы государственной власти действуют только в пределах, установленных законом, и им разрешено лишь то, на что уполномочил их закон. Исходя из этого, статья 6 Конституции Украины устанавливает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией рамках и в соответствии с законами Украины. Правовое государство характеризуется верховенством закона в правовой системе. Это означает, что законы имеют высшую юридическую силу в системе правовых актов, действующих в государстве, а потому разнообразные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам и не противоречить им. Это основа законности. Правовое государство действует на основе принципа разделения властей. С помощью этого принципа, закрепленного в статье 6 Конституции Украины, государство функционирует в правовом режиме, обеспечивается сбалансированность и равновесие, взаимный контроль во взаимоотношениях государственных структур.
Важным условием функционирования правового государства есть независимый суд. Верховенство права, установленное в статье 8 Конституции, предусматривает, что суд является независимым от какого-либо влияния государственных или общественных структур. Одной из основных задач власти в условиях правового государства является соблюдение и охрана прав и свобод человека и гражданина.
Правовое государство - это такое демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство права, равенство всех перед ЗУ и независимым судом, где гарантируются права и свободы человека, а в основу государственной власти положены принцип распределения власти и законность. Для формирования в Украине правового государства недостаточно ее провозглашения на конституционном уровне. Она должна сложиться как система гарантий от необъективного вмешательства государственных структур в функционировании саморегулирующегося гражданского общества, от попыток перейти к неконституционному способа реализации власти, ограничить конституционные права и свободы личности. Для правового государства характерно реальный режим верховенства права, который обеспечивает весь спектр основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Важнейшие его проявления - приоритет прав и свобод человека и гражданина, независимость суда как важного гаранта прав и свобод, верховенство конституции по отношению ко всем другим нормативно-правовых актов. Эти признаки нашли свое закрепление в статьях 3, 6, 8, 126 Конституции Украины.
Экономическую основу правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многосоставности экономики, различных формах собственности. Конституция Украины устанавливает: государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики, все субъекты права равны перед ЗУ (статья 13);
общественная жизнь в Украине основано на принципе экономической многогранности (статья 15), каждый имеет право владеть, использовать и распоряжаться своей собственностью, результатами своей деятельности (статья 41).
Социальную основу правового государства составляет самоурегулированное гражданское общество в центре которого находится человек, его разносторонние интересы. Исходя из этого, Конституция Украины закрепляет, что права и свободы человека, их гарантии устанавливающие содержание и направленность деятельности государства. Правовое государство является социальным государством.
Моральный ее основу составляют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы личности, ее чести и достоинства. Эта сторона правового государства нашла свое отражение в части 1 статьи 3 Конституции Украины: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью». Важно данное положение реально воплотить в жизнь.
Правовое государство - это, прежде всего, конституционное государство. Конституция - центр правовой системы, где на базе ее норм формируется механизм законности. Положение о том, что Конституция Украины имеет высшую юридическую силу законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (статья 8) - это не только отражение роли Основного Закона в правовой системе Украины, но и важный аспект характеристики государства Украина как конституционного.
Формирование правового государства неотъемлемое от демократии, поскольку самоуправления народа может осуществляться только при верховенстве права, Конституции и закона, исключая деспотию и анархию, любые проявления произвола должностных лиц. Правовое государство является не только одной из высших социальных ценностей, которая призвана утверждать гуманитарные начинания, но и инструментом обеспечения прав и свобод человека, его чести и достоинства, средством борьбы с бюрократией, формой осуществления народовластия. Идея правового государства связано с утверждением суверенитета народа, обеспечению его прав, подчинению государства обществу. В таком направлении на сегодня и должен идти процесс формирования в Украине правового государства.
В политико-правовой практике Украины и общественном мнении важно добиться обеспечения и понимание необходимости верховенства права во всех сферах общественных отношений, равенства граждан и государства, контроля народа за деятельностью государственных структур. Общество должно базироваться на правовых принципах, которым подчиняется государственная власть. Одним из таких основополагающих принципов является обеспечение интересов человека и гражданина, их защита от любого посягательства. Мировая практика конституциализма свидетельствует, что деформация социальной системы начинается там, где в основу ставится не человека и его интересы, а интересы государства.
Смещение приоритетов в отношениях «государство - личность» в пользу государства - это путь к формированию тоталитарных и авторитарных политических режимов. Утверждение принципов правового государства в Украине идет нелегко, встречает и обязательно будет встречать сопротивление, поскольку это требует ломки стереотипов, отказ от административно-командных методов управления, преодоление правового нигилизма и субъективизма. 70 годовой утверждения тезиса о том, что государство преобладает над правом привело к тому, что последняя выступала в роли создателя права и сама решала предоставить лицу права или ограничить их. Отказ в свое время от правовых принципов, которые нашли свое воплощение в советской конституционно-правовой практике обернулась для украинского народа тяжелыми политическими, социальными и моральными потерями. Правовая незащищенность человека, политической системы и ее структур стала одной из существенных причин чудовищных преступлений власти против своего народа, которые не должны повториться.
Большинство конституционных характеристик Украины прямо указана в тексте Основного Закона государства - " суверенное, демократическое, социальное, правовое государство", " унитарное государство", " республика". Фактическое наличие других конституционных характеристик прямо вытекает из содержания непосредственных конституционных положений, например, - " национальное государство" (часть третья Преамбулы, часть первая статьи 2, пола 10, 11, 12, часть вторая статьи 133 Конституции Украины). Соответственно эти и другие конституционные положения раскрывают содержание и сущность определенных (закрепленных) Основным ЗУ государства конституционных характеристик Украины. Так, Украина, как суверенное государство, то есть государство, которое самостоятельно и независимо от власти других государств осуществляет функции на своей территории и за ее пределами, выступает самостоятельным в международных отношениях, характеризует следующее: территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной;
государственная система обороны Украины, защиты ее суверенитета и территориальной целостности, недопустимость размещения на территории Украины иностранных военных баз, наличие в Украине института единого гражданства.... и т.д. Как суверенное государство, Украина имеет все необходимые государственные атрибуты: государственные символы, язык, собственную национальную денежную единицу - рубль, столицу, официальное название т.д.
Положение статьи 1 Конституции Украины провозглашает наше государство демократическим. Как правило, демократической называют государство, устройство и деятельность которого соответствует свободному выражению воли народа, которая гарантирует права и свободы народа, человека и гражданина. Отсюда логичным является наличие в тексте Конституции Украины положения о том, что " единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Конституция Украины четко и однозначно определяет Украину как унитарное государство с республиканской формой правления.
Почти все классические признаки современного государства с республиканской формой правления можно найти в Украине, а именно: формирование государственных органов путем свободных выборов на определенный Конституцией и законодательством срок;
личное участие граждан в управлении государством;
ориентация государственного строя на общечеловеческие ценности и идеалы;
|